Способ прокатки тонкой металлической полосы
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
Государственнь и комитет
СССР о денни изобретений и открытий (721 Автор изобретения
Б. E. Хайкин уральский ордена ТрУдового Красного Знамени политехнический . институт им. С. М. Кирова (7I ) Заявитель! (S4) СПОСОБ ПРОКАТКИ ТОНКОЙ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ . ПОЛОСЫ
Изобретение относится к листопрокатному производству и может ис-: пользоваться при Изготовлении тонких листов преимущественно из малопластичных сплавов.
Известен способ прокатки, при котором для уменьшения трещинообразования на.кромках и соответствующего снижения обрези перед входом полосы в валки ее кромки подогревают. или термообрабатывают на ширине О,l длины дуги контакта (1).
Известен также способ,при котором
1 осуществляется дополнительная механическая обработка кромок посредством отрожки или шлифовки (2).
Кроме того, известен способ, при котором для уменьшения распространения трещин по ширине полосы перед проказ кой надрезают с обеих сторон полосы параллельно ее боковым поверхностям желобчатые углубления треугольного .сечения, глубиной, равной одной трети толщины полосы. При обжатии трещины рас2 пространяются только до углубления и затем - вдоль него 3 .
Недостаток этого способа в том, что при прокатке тонких листов он не обеспечивает существенного снижения боковой обрези полосы.
Специально проведенные опыты показа. ли, что если продольные углубления надрезаны вблизи боковых поверхностей ,то полосы, то они из-за уширения металла в процессе прокатки исчезают . (даже тогМ да, когда углубления заполнены противоприварочным веществом) и, есте.,ственйо, ие выполняют предписанных им функций.
Если же продольные углубления надрезаны далеко m боковых поверхностей полосы, то при этом остаются большие зоны для распространения боковых трещин, и экономия на боковой обрези также не
Ю достигается.
Бель изобретения - экономия металла за счет -снижения боковой обрези.
Это достигают тем, что перед прокат кой на боковые кромки полосы параллельСпособ прокатки тонкой металлической полосы преимущественно из малоплас45 тичных сплавов, включающий подготовку боковых кромок полосы и прокатке, прокатку в нескдлько проходов и обрезку боковых кромок, о т л и ч а ю ш и йс я тем, что, с целью экономии метал50 ла за счет снижения боковой обрези перед прокаткой на боковые кромки полосы параллельно ее боковым поверхностям наносят просечки, расположенные по отношению друг к другу и
55 к боковой поверхности полосы на расстоянии, составляющем 1/3-1/2 длины просечки.
Эффективность способа определяется но ее боковым поверхностям наносят про- Эффективность способа опРеделЯетс сечки, расположенные по отношению друг экономией металла на боковую обрезь, к другу и к боковой поверхности полосы а также тем, что, благодаря предотврана расстоянии, составляющем 1/3-1/2 щению глубокого проникновения трещин, длины просечки. В процессе прокатки тре- 5 при холодной прокатке увеличивается возшины, образующиеся на боковых поверх- можная деформация полосы между отдельностях полосы, распространяются по ными отжигами, и соответственно, уменьнаправлению к середине полосы. Просеч- шается количество промежуточных отки вдоль боковых поверхностей полосы жигов. Сказанное подтверждает рассмот» образуют прерывистые линии, ограничи- 1О ренный выше пример: если бы и вторая вающие распространение трещин по шири- кромка образца не была обработана с исне полосы. Развитие трещин в районе пользованием предлагаемого способа, то просечки прекращается, когда тр.шина образец из сплава ВПР-1, прокатанный встречает на своем пути эту просечку. за 3 прихода с обжатием 0,65 мм до
Развитие трещины в районе между двумя 5 толщины 0,15 мм без промежуточных просечками прекращается в связи с тем, отжигов, был бы полностью разрушен. что трещина поворачивает к ближайшей Экономия металла за счет снижения боковой обрези при использовании предлаПросечки могут быть круглыми, овал - гаемого снос ба (с у гаемого способа (за счет уменьшения ными или прямоугольными. Высокую гарантию защитного действия обеспечивает может составлять, по крайней мере, 25% (так как при прокатке сплава ВПР-1 просечки в виде узких надрезов длиной без об аботки кромок трещины проника15 — 20 мм, удаленных друг от друга на без обработки кр "расстояййе, составляющее от трети поло- ют, по кРайней мере, на четверть ширивины длины просечки и удаленных на ны образца). такое же расстояние от боковой поверхности полосы. При тщательно обработанном чередоваЧтобы полностью гарантировать металл к%и обжатия и отжигов полосы пораженот проникновения трещин на кромках к ность ее боковыми трещинами уменьшаетсередине полосы, можно наносить просеч- ся, однако и при этом на многих сплавах 30 ки" перед каждым очередным проходом, она составляет значительную величину отступая K продольной оси полосы от про- (например, как указано в описании спосечек, сделанных перед предыдущим про- co6a - прототипа, при прокатке полос из ходом, на расстоянии, составляющее от алюминиево--магниевых сплавов с содержатрети до половины длины просечки. нием магния 5k трещины захватывают
35 о
Пример . Образец шириною 110 MM до 20% ширины полосы). При прокатке из титанового припоя ВПР-„1 был прока- всех таких сплавов предложенный способ тан в 3 прохода с обжатием за каж- будет высокоэффективным. дый проход 0,21-0,22 мм до толщины
40 .,0,15 мм. Перед деформацией на одной из боковых кромок зубилом вдоль образ- Фор мула изобретения ца были сделаны просечки длиной 15 мм и шириной 2 мм, расположенные на рас стоянии 5 мм друг от друга и 4 мм, от боковой поверхности. В процессе прокатки все трещины на этой кромке были остановлены просечками и, пораженная трещинами кромка отделилась по линии просечек (за исключением выступа, который остался в том месте, где для показа влияния геометрии просечек они были нанесены на большем расстоянии друг от
AP7 . уга и с перекосом относительно продольной оси полосы). Другая кромка была оставлена необработанной. Образовавшиеся на ней трещины проникли местами до середины ширины полосы.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент ПНР 14 170654, кл. В 21 B 9/00, опублик. 1976.
735338
2. Патент Японии % 48-99242, кл. B 21 В 3/02, опублик. 1977.
3. Патент США М 3477271, кл. 72-365, опублик. 1969.
Составитель М. Реутова
Редактор Л. Лашкова Техред Н. Ковалева Корректор Ю. Макаренко
Заказ 2310/7 Тираж .986 Подписное
БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб, д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4