Клапан для пневматического тормозного привода
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТИЛЬСТВУ
Союз Советскнк
Социалистических
Республик н1>735467 (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 150477 (21) 2474273/27-11
{51) М. Кл."2
В 60 T 15/42 с присоединением заявки ¹
Государственный комитет
СССР но делам изобретений н открытий (23) Приоритет—
Опубликовано 250580 Бюллетень ¹ 19
{53) УДК 629.113-597.5 (088 ° 8) Дата опубликования описания 30 . 05. 80
Н. Рашидов, М. Якубов, В. A. Топалиди и С. P. Аликулов (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) КЛАПАН ДЛЯ ПНЕВМАТИЧЕСКОГО
ТОРМОЗНОГО ПРИВОДА
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в тормозных приводах для ускорения действия тормозов.
Известен ускорительный клапан для однопроводной тормозной системы, выполненный в корпусе соединительной го:ловки, имеющий манжету (поршень) с дроссельным отверстием (1). Манжета прижимается пружиной, герметично закрывая атмосферное отверстие.
Повышение быстродействия тормозного привода прицепов происходит за счет ускорения срабатывания воздухораспределителя благодаря одновременному вы- 15 пуску воздуха из соединительной магистрали через тормозной кран и соединительную головку с ускорительным клапаном.
Однако известный ускорительный 20 клапан ухудшает статическую характеристику (следящее свойство) тормозного привода прицепа, т. е. не обеспечивает пропорциональной зависимости тормозных сил от усилия на педали тормо- 25 за. Кроме того, совмещение ускорительного клапана с соединительной головкой не позволяет установить его в оптимальном по быстродействию месте в соединительной магистрали и ухудшает 30 пропускную способность привода тормозов, повышая время растормаживания процесса.
Известен клапан для выпуска воздуха, содержащий корпус с выпускными отверстиями, и элементами для соединения с трубопроводом, подвижный и подпружиненный запорный элементы, размещенные в корпусе (2) .
Выполнение запорного элемента в виде шарика снижает. надежность устройства, а кольцевые уплотнения под-вержены износу, что также снижает показатель надежности.
Клапан обладает достаточным быстродействием . Однако в начальный момент торможения за счет. быстрого опоражнивания эффект слежения нарушается.
Цель изобретения — повышение чувствительности клапана для обеспечения следящего эффекта.
Это достигается тем, что.клапан снабжен закрепленным в корпусе цилиндром с отверстиями и норшнем, размещенным в указанном цилиндре с возможностью перекрытия отверстий, при этом полость цилиндра сообщена с выпускными отверстиями корпуса, а подвижный . и подпружиненный запорный элементы
735467 выполнены за одно целое в виде лепест35
Формула изобретения
1. Клапан для пневматического тормозного привода, содержащий корпус
50 .с выпускными отверстиями и элементами для соединения с трубопроводом, подвижный и подпружиненный запорный элементы, размещенные в: корпусе, отличающийся тем,что,с
55 целью повьхаения чувствительности для обеспечения следящего эффекта, он снабжен закрепленным в корпусе цилиндром с отверстиями и поршнем, разме- . щенным в указанном цилиндре с возможностью перекрытия отверстий, при этом полость цилиндра сообщена с вы пускными отверстиями корпуса, а подвижный и подпружиненный запорный элементы выполнены за одно целое в виде лепестковой манжеты, связанной с порш нем. ковой манжеты, связанной с поршнем.
Целесообразно отверстия в цилиндре,,закрепленном в корпусе выполнить в форме равнобедренных треугольников, обращенных основаниями к лепестковой манжете, при этом необходимо выполнить соотношение а/h = 0,16-0,20, где а — длина основания, h — высота треугольного отверстия.
На фиг. 1 показан предлагаемый клапан, общий вид; на фиг. 2 — клапан в режиме торможения, общий вид.
Клапан сбстоит из корпуса 1 с элементами 2 и 3 для соединения с магистральным трубопроводом. Подвижный и запорный элементы выполнены эа одно целое в виде лепестковой манжеты 4, находящейся под действием усилия пружины 5. В корпусе 1 закреплен элемент 6 с цилиндром 7, в котором размещен поршень 8, связанный тягой
9 с манжетой 4. Полость 10 цилиндра
7 сообщена с выпускными отверстиями
11 и 12 в корпусе 1. В цилиндре 7 выполнены отверстия 13 в форме равнобедренных треугольников, причем размеры отверстия удовлетворяют соотношению а/h = 0,16-0,20, где а— длина основания, h — высота треугольника.
Клапан может быть установлен в любом месте магистрального трубопровода, по которому осуществляется подача воздуха в тормоЗную систему . прицепа от тягача и управление торможением.
При заполнении тормозной система прицепа воздух через элемент 2 поступает в полость корпуса 1 и, огибая лепестки манжеты 4, подается в . воздухораспределитель и ресивер прицепа (не показано) через элемент 3.
Под действием усилия пружины 5 манжета 4 и связанный с-ней поршень 8 находятся в крайнем левом положении.
При этом поршень 8 препятствует выходу воздуха в атмосферу.
При торможении за счет возникающей разницы Давлений в полостях за и до манжеты 4 происходит ее перемещение пропорционально усилию на тормозной педали. Поршень 8, жестко связанный тягой 9 с манжетой 4, перемещается, открывая выпускные отверстия 1S в цилиндре 7, сообщая этим соединительную магистраль с атмосферой.t Чем дальше перемещается поршень 8, "тем больше сечение отверстий цилиндра, сообщающегося с атмосферой.
При достижении манжетой 4 своего крайнего правого положения, поршень
8 полностью открывает отверстия 13.
Как только давление в полости за манжетой 4 будет меньше чем до нее, манжета 4, а соответственно и поршень
8, переместятся влево и закроют выпускные отверстия 13, тем самим поддерживая тормозное усилие, соотЪ
15
25 ветствующее определенному ходу тормозной педали. Служебное торможение имеет большой диапазон темпов интенсивности торможения, а следовательно, и темпов падения давления, мейяющегося по длине соединительной магистрали, поэтому постепенное увеличение выпуска воздуха в атмосферу и дает необходимую начальную чувствительность тормозного привода, не нарушая его сле-. дящего свойства.
При растормаживании воздух из соединительной магистрали тягача, огибая манжету 4, проходит к воздухораспределителю прицепа. Необходимая быстрота растормаживания достигается подбором размеров диаметра манжеты 4 и корпуса 1 клапана с таким расчетом, что площадь кольцевого зазора между ними, через который происходит наполнение тормозной системы прицепов сжатым воздухом, была равна или больше площади сечения трубопровода соединительной магистрали.
Чувствительный элемент манжеты 4 и уплотнение поршня 8 саморегулирующие,компенсирующие износ,и поэтому надежней, чем у прототипа.
Предлагаемый клапан использован как ускорительный, однакб его приме —. нение не ограничивается тормозными приводами автопоездов. Клапан может работать в пневмоприводе фрикционов, коробок передач и т. д., где необходимо обеспечить быструю эвакуацию воздуха при сохранении эффекта слежения на управляющем органе.
Сокращение времени срабатывания тормозов прицепов повысит безопасность движения поездов, уменьшит усилия сжатия в опорно-сцепных устФ ройствах и связанные с этим поломки, увеличит устойчивость при торможении, техническую скорость поездов и их производительность.
735467 фиг. t
Составитель В. Чернов
Редактор Н. Козлова Техред Н.Ковалева Корректор М. Пожо
Заказ 3306/57 Тираж 763 Подписное цНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
2. Клапан по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что отверстия в цилиндре закрепленном в корпусе, выполнены в форме равнобедренных треугольников, обращенных основаниями к лепестковой манжете, при этом выполняется соотношение а/h = 0,16-0,20, где а — длина основания, h — высота треугольного отверстия.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Ж. Автомобильный транспорт
9 4, Дронии М. И. Совершенствование пневматического тормозного привода прицепов 1974, с. 40.
2. Патент CLIA 9 2610859, кл . 137-102, 1952 (прототип) .