Привод стартера для запуска двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1ИТЕНХ(Х}- Щ,„
О П И C А Н -Й"Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
<в 35818
-Ф с:гф ц
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 19.1 1.73 (2! ) 1974074/25-06 с присоединением заявки № (23) ПриоритетОпубликовано 25.05.80. Бюллетень №
Дата опубликования описания 26.05.80. (51)M. Кл.
Р 02 N 15/06
Государственный комитет
СССР по делам иэобретеиий и открытий (53) Д 1(6 2 1.43-573 (088.8) Л. M. Антрушкевич, В. С. Чекмазов, В. И. Александров, П. А. Пустотин и И. А. Андреев.. (72) Авторы изобретения
Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильного электрооборудования и автоприборов (71) Заявитель (54) ПРИВОД СТАРТЕРА ДЛЯ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ
ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Изобретение относится к двигателе строению, в частности к приводам стартера для запуска двигателей внутреннего сгорания.
Известен привод стартера, содержа5 щий корпус, расположенные в нем ведущую шпицевую втулку и шестерню и связывающую их храповую муфту свободного, хода. Ведомый храповик муфты закреплен . на хвостовике шестерни, а ведущий — на винтовых шпицах ведущей шлицевой втулки с возможностью осевого перемещения.
Внутри привода между ведущим храповиком и шлицевой втулкой в отверстиях, 15 выполненных в хвостовике шестерни, установлены шарики. На внутренней по-, верхности ведущего храповика имеется канавка. В эту канавку заходят шарики под воздействием центробежных сил после разъединения храповиков и таким образом удерживают храповики разъединенными при определенных оборотах враще-! ния шестерни стартера, устраняя тем самйм шум и износ храповых зубьев муфты 11
Недостатком известного привода являются его большие осевые и радиальные габариты, что вызвано установкой центробежного разъединительного механизма между шпицевой втулкой и веду» щим храповиком. Такое размещение и конструкция этого механизма значитель- но усложняют детапи привода и затрудняют сборку. В случае загрязнения канавки, что неизбежно происходит в процессе эксплуатации, шарики не обеспечивают надежного фиксирования храповиков, что приводит к их интенсивному износу и снижению надежности привода. цепь изобретения - упрощение конструкции и повышение надежности привода.
Это достигается тем, что на наружной поверхности ведущего храповика выполнены пазы, в которых установлены сухари, взаимодействующие с внутренней поверхностью корпуса привода.
8 4 шлицевую втулку 2, далее через винтовые шпицы 5 на ведущий храповик 6,с него на ведомый храповик 7 и далее через шпицы 9 на шестерню 3.. Так как ведущий храповик 6 сопряжен с ведущей шлицевой втулкой 2 винтбвыми шпицами 5, при передаче крутящего момента он за счет осевых can, возникающих в этом соединении, будет стремиться сойти со шлицов.
При этом он воздействует через ведомый храповик 7 на демпферное кольцо 21, стремясь сжать его. 3а счет этого снижаются "ударные нагрузки на детали привода, возникающие в момент вкюлючейия привода и в случае внезапной остановки запускаемого двигателя после за- . пуска. При вращении привода сухари 11 за счет центробежных сил прижимаются к внутренней. поверхности корпуса 1. После запуска двигателя ведомый храповик
7,а вместе с ним и корпус 1, начнут . вращаться быстрее, чем ведущий храповик 6 и сухари ll, которые будут вращаться с оборотами, равными оборотам холостого хода стартера. Сила прижатия сухаря l l к поверхности корпуса 1 зависит от его массы, радиуса центра тяжести и угловой скорости и достигает вполне определенной величины.
В точке контакта сухаря 11 с поверхностью корпуса 1 при их относительном вращении возникает сила трения, которая направлена касательно к поверхности ведущего храповика и создает момент трения. Этот момент будет навинчивать ведущий храповик 6 на винтовые шпицы 5 ведущей шлицевой втулки 2, при этом бу"дет возникать осевое усилие. Угол наклона винтовых шлицов 5 подобран таким образом, чтобы осевое усилие от тормозного момента было больше усилия пружины 8 и разъединяло храповики 6 и 7. з 73581
На фиг. 1 изображен привод, общий вид; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 1. фиг. 1.
В корпусе 1 привода расположены ведущая шлицевая втулка 2 и шестерня
3. Втулка 2 имеет шпицы 4 для соеди-йения с валом ста гера и винтовые шпицй 5 на наружной поверхности. Ведущий храповик 6 поджат в зацепление с ведомым храповиком 7 пружиной 8 и установлен на винтовых шпицах 6 ведущей шлицевой втулки 2 с возможностью осевого перемещения. Ведомый храповик 7 сопряжен шпицами 9 с шестерней 3. На 1 наружной поверхности ведущего храповика
6 выполнены продольные пазы 10, в которых установлены сухари 11. В осевом направлении сухари 1 1 зафиксированы от смещения запорной шайбой 12 и торцом !0
13 проточки корпуса 1. Сухари ll могут быть выполнены либо из металла, либо из износостойкой пластмассы, например текстолита. Выступы 14 запорной шайбы
12 входят в соответствующие пазы 15 корпуса 1; тем самым ограничивая перемещение шайбы 12 и,не позволяя ей заклинить сухари 11. В другом направлении запорная шайба удерживается в корпусе стопорным кольцом 16. Запорная шай- " ба. 12 установлена на ведущей шлицевой втулке 2 до упора в торец шпицев 5 и удерживается деталями 17 и 18 втулки отводки и пружинным кольцом 19. Между ведомым храповиком 7 и дном 20 кор- 35 пуса 1 установлено демпферное кольцо 21 из упругого материала, например маслобензостойкой резины. Кольцо 21 установлено с предварительным поджатием. Шестерня
3 с установленным на ее хвостовике ве- 4О домым храповиком 7 удерживается в кор: -: .пусе 1 стопорным кольцом 22.
Привод стартера работает следующим образом.
При включении стартере привод под воздействием пальцев рычага (на чертеже не показаны), устайовпейнйх во втулке. отводки, образованной деталями 17 и 18, перемещается вдоль вала стартера в зацепление с зубчатым венцом маховика запускаемого двигателя. Движение привода ot раничено упором, установленным на на валу. После зацепления шестерни 3 привода с зубчатым венцом маховика включается стартерный электродвигатель, " " "й и ивод начинает прокручивать маховик двигателя. При этом крутящий момент от вала стартера передается на ведущую
Силы трения сухарей о. внутреннюю поверхность корпуса, возникающие при вращении привода, меняют направление в зависимости от того, какой элемент храповой муфты является ведущим — шлицевая втулка или шестерня, и в зависимости от этого перемещают ведущий храйовик в "сторону-"зацепления или из зацепления с ведомым храповиком. Таким образом, эффект разъединения храповиков достигается более простым путем.
Кроме того, достигается устранение шума зубьев храповиков после запуска и опасности их интенсивного износа. В случае если двигатель начнет "глохнуть скорости вращения храповиков уравнива13 д
9 rz УР И ZZ9 (Ьгf
Ю-Ю
ЦИИИПИ Заказ 2391/27 - Тираж 608 Подписное
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, "ул. Проектная, 4
5 7358 ются, а затем скорость вращения ведущегo храповика 6 становится больше скорости ведомого храповика. При этом силы трения сухарей ll о внутреннюю поверХность корпуса 1 изменяют свое направление и будут способствовать соединению храповиков.
Предлагаемая конструкция позволит упростить привод, снизить затраты на его изготовление и повысить надежность. Со- 0 кращение габаритов привода в свою очередь положительно скажется на удельных показателях стартера. формула изобретения
Привод стартера для запуска двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус, расположенные в нем ведущую шли18 6 цевую втулку и шестерню и связывающую их храповую муфту свободного хода, которая состоит из ведомого храповика, закрепленного на хвостовике шестерни, и ведущего храповика, установленного на винтовых шпицах ведущей шлицевой втулки с возможностью осевого перемещения, отличающийся тем,что,с целью упрощения конструкции и повышения надежности, на наружной поверхности ведущего храповика выполнены пазы, в которых установлены сухари, взаимодействующие с внутренней поверхностью корпуса.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Заявка фРГ % 2034077, кл. 46 15/06, 1970.