Устройство для защиты генератора переменного тока двухканальной системы электроснабжения самолета от коротких замыканий в распределительной сети
Иллюстрации
Показать всеРеферат
.Союз Советских
Социвлистических
Республик
ОП ИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Н 02 Н 3/28
Государственный комитет оо делам изобретений н открытий
Опубликовано 25.05.80. Бюллетень .% 19
1 (53) УДК621.316. .925(088.8) Дата опубликования описания 28.05.80
Г. А. Сакулин, B. B. Иващенко, Б. С. Писанников и B. С. Хенкин (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАШИТЫ ГЕНЕРАТОРА
ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ДВУХКАНАЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ САМОЛЕТА
ОТ КОРОТКИХ ЗАМЫКАНИЙ B РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ
СЕТИ
Изобретение относится к области электротехники, в частности к самолетным системам электроснабжения с одним генератором.
Известны системы электроснабжения, в которых распределительная сеть разбита, на несколько каналов, причем в таких системах для защитвт как фидера генератора, так и отдельных участков распределительной сети может применяться дифференциальная продольнотоковая защита от коротких замыканий 113 и )2).
Однако в подобных системах дифференциальная защита не срабатывает в случае короткого замыкания вне зоны защиты, в !
5 частности на распределительной шине, поэтому отключение поврежденной шины осуществляется другими видами защит, например защитой по снижению напряжения или аппаратами максимальнотоковой защиты (3) .
Однако трудность обеспечения селек тивного отключения поврежденного участка, увеличение времени срабатывания эа щиты и повышенная вероятность ложных срабатываний приводит к снижению надеж ности устройства защиты.
Прототипом к данному изобретению является устройство для защиты трехфазных генераторов многоканальной системы электропитания от коротких замыканий (4).
Однако укаэанное устройство в двухканальной системе при работе одного гене» ратора не обеспечивает селективное отключение аварийного канала и сохранении работоспособности другого канала.
Цель изобретения - повышение надеж-. ности и быстродействия защиты.
Это достигается тем, что устройство для защиты генератора переменного тока двухканальной системы электроснабжения самолета от коротких замыканий в распределительной сети, содержащее блок защиты генератора от коротких замыканий, трансформаторы тока генератора и каналов, выходы которых соединены со входами блоков дифференциальной продольнотоковой защиты своего канала, первые
73625 выходы которых соединены с управляющими ВхОдами кОммутатОрОВ, силоВые входы коммутаторов подключены к генерагору, a выходы — через окно трансформатора тока другого канала к шине питания потребителей своего канала, снабжено элементом И„выход которого соединен со входом блока защи1ы генератора От кОрОтких замыканий, Входы - сО ВТОрыми выходами блоков дифференциальной 1О продольнотоковой защиты каналов. При этом фидеры потребителей каждого канала и силовой провод, соединяющий шину другого канала с выходом коммутатора, проложены через окно трансформатора тока это- 15 г о канала согласно.
На чертеже представлена принципиальная схема предлагаемого устройства.
Оно содержит генератор 1 переменного тока с трансформатором 2 тока и бло- 2î ком 3 за.циты от коротких замыканий, блоки 4 и 5 дифференциальной продольнотоковой защиты, трансформатором 6 и 7 тока каналов, коммутаторы 8 и 9, шины
10 и 11. питания нагрузок, элемент 12 25
И, фидеры 1 3 и 14 потребителей, фидер
15 генератора и силовые провода 16 и
17, питающие соответственно шины 10
11, При отсутствии аварийных режимов устройство обеспечивает бесперебойное снабжение электроэнергией всех потребителей, при этом подключение мощнык нагрузок, в частности индуктивнык, к одной из шин, например к шине 10 не приводит к ложному..:.-.рабатыванию защиты, так как токи, протекающие через окна трансформаторов 2, 6 и 7 тока, возрастают одновременно на одну и ту же величину; в трансформаторе 2 — из а увеличения тока нагрузки генератора 1, в трансформаторе
6 — из за увеличения тока нагрузки в фидере 13 подключаемого потребителя, а в трансформаторе 7 — вследствие возрастания тока в силовом проводе 16, питаю-45 щем шину 10. Не происходит ложного срабатывания и при коротком замыкании в цепи какого — либо потребителя, так как и в этом случае токи во всех трансформаторах тока возрастают, т. е. обеспечивается требование отключения поврежденного потребителя защитой этого потребителя.
В случае короткого замыкания на одной иэ шин, например шине 10, возраста.
55 ют токи, текущие через окна трансформаторов 2 и 7, а ток, протекающий через
Окно трансформа1 ора 6, становится рав4 4 ным нулю. При этом HQ выходе блока 4 дифференциальной защиты появляется сиг нал, что приводит к срабатыванию коммутатора 8 и отключению поврежденной шины 10 or фидера 15 генератора.
При коротком замыкании на фидере
15 генератора 1 одновременно появляются сигналы на выходах блоков 4 и 5 дифференциальной защиты, что приводит к появлению сигнала на выходе элемента И. Этот сигнал поступает в блок 3 защиты генератора or коротких замыканий, который вырабатывает си| нал на развозбуждение генератора 1. Кроме того, поскольку по сигналам от блоков 4 и 5 дифференциальной защиты происходит отключение шин 10 и 11 от поврежденного участка с помощью коммутаторов 8 и 9, ro сигнал с выхода элемента И используют для подключения шин нагрузок к резервному источнику переменного тока.
Таким образом, введение элемента И и построение устройства для защиты генератора, при котором провода потребителей, питающихся от шины канала., и силовой провод, соединяю.ций шину другого канала с фидером генератора, проложены через окно одного и того же трансформатора тока согласно, позволяет производить быстрое и надежное отключение поврежденного участка как при коротком замыкании на распределительнык шинах, так и на фидере генератора.
Формула изобретения
Устройство для защиты генератора переменного тока двухканальной системы электроснабжения самолета от короткик замыканий в распределительной сети, содержащее блок защиты генератора от коротких замыканий, трансформаторы тока генератора и каналов, выходы которых соединены со входами блоков дифференциальной родольнотоковой защиты своего канала, первые выходы которых соединены с управляющими входами коммутаторов, силовые входы коммутаторов подключены к генератору, а выходы — через окно трансформатора тока другого канала к шине питания потребителей своего канала, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и быстродействия защиты, оно снабжено элементом И, выход которого соединен сА входом блока защиты генератора от
К нагруэке и
ПНИИПИ Заказ 2442/44 Тираж 783 Подписное
Филиал ППП "Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
5 736 коротких замыканий, входы — со вторыми выходами блоков дифференциальной продольнотоковой защиты каналов, при этом фидеры потребителей каждого канала и силовой провод, соединяющий шину другого канала с выходом коммутатора, проложены через окно трансформатора тока этого канала согласно.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Власов Т. 11. Проектирование систем электроснабжения летательных аппаратов, "Машиностроение", 1967.
254 б
2. Коробан Н, Т. и цр., Электроснабжение летательных аппаратов, Машиностроение, 1975.
3. Техническое описание и инструкция по эксплуатации генератора
СГК-30/1,5 с регулятором напряжения
РНУ-204К и коробкой защиты и управления КЗУ-30/1,5 разработки предприятия и/я М-5374
4. Авторское свидетельство СССР
Nî 36 869 3, М., кл. H 02 Н 3/28, 1973.