Катушка обмотки возбуждения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскин

Социал истическин

Республик (ш 736271 (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 16.02.77 (21) 2d53268/24-07 с присоединением заявки ¹ (51) M. Кл.

Н 02 К 3/22

Государственный комитет (23) ПриоритетII0 делам изобретений и открытий

Опубликовано 25.05.80. Бюллетень ¹ 1g

Дата опубликования описания 25.05.80 (53) УДК 621 313 . 7 1 3(088.8) (72) Авторы изобретения

Я. Б. Данилевич, Н. ф. Кузьмин, Л. A. Суханов и В. П. Лошкарев (71) Заявитель (54-) КАТУШКА ОБМОТКИ ВОЗБУЖДЕНИЯ

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конструкции обмотки возбуждения преимущественно явнополюсной машины с жидкостным охлаждением.

Известна катушка обмотки возбуждения, непосредственно охлаждаемая жидкостью (1). Катушка содержит секции, которые выполнены из нескольких многовитковых спирально намотанных из поло10 го проводника плоских дисков, спаянных твердым припоем, концевые выводы катушки — начало и конец крайних секций соединены электрически и гидравлически с напорным и сливным токоведущими

13 коллекторами соответственно, а все ее секции соединены при помощи тройников и изолирующих трубчатых элементов электрически последовательно и гидравличео ки параллельно таким образом, что вся цепь катушки имеет непосредственное жидкостное охлаждение.

Недостатком такой катушки является сложность ее изготовления и ремонта.

Известна также катушка обмотки возбуждения, выполненная из полых проводников, содержащая соединенные между со бой электрически последовательно и гидравлически параллельно секции, на торцах которых расположены полувитки их концевых частей (2). Секции катушки не со" держат паяных соединений, а выполнены из единого полого проводника, причем вит ки одной секции размещены между витками другой.

Технология изготовления такой Kàòóøxè сложна, так как при намотке одной секции необходимо оставлять определенные зоны для размещения в них витков второй секции, и намотка второй секции затруднена и:- -за наличия уже намотанной секции.

Из известных конструкций наиболее близкой к изобретению является вторая.

Бель изобретения - упрощение изго»товления катушки и ее ремонта.

Зто достигается тем, что секции ка» тушки состыкованы торцами с размели ии6271 4 тушки соответственно уменьшается число витков в каждой из секций и длина параллельных гидравлических трактов.

3 73 ем нолувитков с противоположных сторон.

На фиг. 1 и 2 представлена предлагаемая катушка, вид сверху; на фиг. 3 и

4 — то же, вид слева; на фиг. 5 и 65 секции катушки с размещением полувитков с противоположных сторон, вид справа на фиг. 7 - то же, вид сверху; на фиг. 8 — то же, вид слева; на фиг. 9катушки из двух состыкованных торцами секций, вид справа;. на фиг. 10 — то же, вид сверху; на фиг. 11 — то же, вид слева; на фиг. 12 — двухслойная катушка, вид справа..

Катушка обмотки возбуждения с винтовыми витками, непосредственно охлаждаемая жидкостью, выполнена из полых проводников.и содержит секции 1 и 2, на противоположных сторонах которых расположены их концевые части 3-6, В витках намотанной секции выпрессовываются междувитковые перегибы проводника. Витки при этом становятся плос. ° кими, а в следствие того, что концевые части 4 и 6 выведены с противоположных сторон, на одном торце катушки они образуют полувиток 7. другой торец секции образован полным плоским витком, причем торцовая плоскость перпен,дикулярна к оси катушки.

Такое конструктивное выполнение поэволяет увеличить коэффициент использования материала проводника и, кроме того, улучшает технологичность катушки, так как при ее монтаже на роторе электрической машины отпадает необходи мость в установке торцовых клиновидных прокладок.

При сборке секции 1 и 2 устанавливаются соосно. Сторона секции 1, имеющая концевые части, располагается напротив стороны секции 2, не имеющей концевых частей. В результате сборки все стороны катушки содержат одинаковое количество проводников.

При эксплуатации катушки охлаждающая жидкость подается с одной ее стороны, например через концевые части

3 и 5, двумя параллельными потоками, а сливается с другой стороны через концевые части 4 и 6. Таким образом, длина параллельных гидравлических трактов соответствует длине проводника каждой из секций. При необходимости уменьшения длины гидравлического тракта катушку, можно собрать из любого четного числа секций. С увеличением числа сек ций при заданнок общем числе витков ка1о

15 го

25 зо

Электрически секции соединяются последовательно. В секцию 1 электрический ток подается через концевую часть 3.

Для электрического соединения концевые части 4 и 6 могут быть подогнуты одна к другой, к середине стороны катушки и спаяны или соединены перемычкой без их изгиба.

В двухслойной катушке второй слой образуется из коаксиально расположенных внутренних секций 8 с концевыми частями 9-12 и наружных секций 13 с концевыми частями 14-17. При сборке концевые части 9-12, внутренних секций подгибаются внутрь, после установки они отгибаются в рабочее положение. В остальном сборка двухслойной катушки аналогична сборке однослойной, и все стороны катушки имеют одинаковое количество проводников по высоте.

Электрически секции соединяются последовательно с помощью перемычек 18, 19 и 20.

Конструкция двухслойной катушки может быть и без перемычек, дпя чего концевые части катушки, соединенные перемычками, должны быть подогнуты одна к другой к середине стороны катушки, спаяны между собой и объединены общими наконечниками для подачи и слива охлаждающей жи,дкости.

При эксплуатации катушки охлаждающая жидкость подается с- одной ее стороны например, через концевые части 9, 11, 14, 16 в четыре параллельные ветви, а сливается с другой стороны катушки через концевые части 10, 12, 15, 17.

При необходимости уменьшения длины гидравлического тракта, как у однослойной, так и у,двухслойной катушек катушку можно собрать из любого четного числа секций.

Секции выполняются по одному и тому же технологическому циклу, упрощается технология изоляции .. секции, при выходе из строя отдельной секции она заменяется. Таким образом, стыковка секций торцами с размещением полувитков с противоположных сторон упрощает изготовление и ремонт катушек обмотки возбуждения электрической машины.

Формула изобретения

Катушка обмотки возбуждения, преимущественно явнополюсной машины с жид736 авиа. 2

Уиг. 5

Уие. б

5 костным охлаждением, выполненная из полых проводников, содержа цая соединенные между собой электрически последовательно и гидравлически параллельно секции, на торцах которых расположены полу 5 витки их концевых частей, о т л и ч . ю щ а я с я тем,, что,,с целью упрошения изготовления и ремонта, указанные секции состыкованы торцами с разме271 6 полувитков с противополо „ сторон.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

% 332540, кл. Н 02 К 3/22, 1970.

2. Патент Великобритании

J4 1203251, кл. Н 2 А (Н 02 К 3/22), 18 70.

736271

1 / 12

@и Ы

1У 1О

7иг 12

Составитель С. Бражник

Редактор В. Фельдман Техред Q. Андрейко Корректор M. Шаро ни

Заказ 2442/44 Тираж 783 Подписное

ЦНИИ ПИ Государс..;венного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 фиэ" г"г г Патент ", r. Ужгород, ул. Проектная, 4