Закрытый обуваемый электродвигатель

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республмк

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

736274 (6l ) Дополнительное и авт. свид-ву (22) Заявлено 20.04,77 (21) 2478161/24 — 07 (51 ) М. Кл. с присоединением заявки РЙ

Н 02 К 9/22

Н 02 К 5/18

Государственный комитет (23)ПриоритетОпубликовано 25.05.80. Бюллетень ¹ 19 по делам изебретеиий н открытий (53) YAK 621.313..7 13(088.8) Дата опубликования описания 25.05.80

О. H. Костиков, Е. И. Малыхин, А. M. Фепюшкин и А. И. Яковлев

« т е т .».

1 . ;,.,. 1(. 1 4 .,,» ., и,", т

«<д (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ЗАКРЫТЫЙ ОБДУВАЕМЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к электротехнике, а именно к конструкциям закрытых обдуваемых электродвигателей малой и средней мошности с оребренным корпусом.

Закрьггые обдуваемые электродвигате5 ли обычно изготавливаются с цельным цилиндрическим корпусом статора, в который после расточки по внутренней поверхности запрессовывается цилиндрический сердечник, проточенный по наружной поверхности. Для экономии металла при вырубке пластин сердечника применяют сердечники цилиндрической формы с двумя и более лысками или шестигранные сердечники, получаемые из листов рулонной стали при высоком коэффициенте эффектив ности раскроя (1).

Недостаток указанных электродвигателей состоит в малой эквивалентной теплопроводности стыка между сердечником и корпусом, особенно у двигателей с ограничень ми сердечниками, Это приводит к большому тепловому сопротивлению между сердечни ком и корпусом, к высокому нагреву обмотки (у закрьггых электродвигателей ос.-новной тепловой поток от обмотки отводится через сердечник и корпус).

Кроме того, указанные электродвигатели имеют трудоемкий процесс установки сердечника ст iTopQ B корпус.

Известен также закрытый обдуваемый электродвигатель оребренной конструкции, содержатций корпус и сердечник статора с наружной поверхностью, повторяюшей внутреннюю поверхность корпуса, между которыми расположен слой теплопроводного материала (2). Однако при посадке сердечника в корпус этот слой частично или полностью соскребается, в результате чего снижение нагрева недостаточно, особенно, для граненых сердечников.

Цель изобретения — снижение нагрева при расширении области применения, в частности для граненых сердечников статора, а также снижение трудоемкости изготовления статора электродвигателя.

ЗО

3 7362

Это достигается тем, что корпус выполнен разъемным в центральной продоль ной плоскости и имеет расположенные в плоскости разъема приливы с отверстиями, в которых размещены крепежные злемен5 ты, и расположенные на концевых частях внутренней поверхности выступы, а слой теплопроводного материала выполнен в виде прокладки, например из алюминия, которая вместе с сердечником зафиксирована в продольном направлении упомянутыми выступами.

Такое выполнение электродвигателя при помощи разъемного корпуса и легко» сминаемой высокотеплопроводной прокладки обеспечивает хороший тепловой контакт сердечника и корпуса, вследствие чего снижается нагрев двигателя. Кроме того, снижается трудоемкость установки сердечника в корпус. о

На фиг. 1 представлен предлагаемый электродвигатель, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, поперечный разрез.

Корпус электродвигателя, содержащего сердечник 1 статора граненсй формы (например, шестигранной), состоит из двух половин (полукорпусов) 2 и 3, скрепленных болтами 4, установленными в отверстия продольных силовых приливов 5, которые выполнены в плоскости разъема корпуса.

Между корпусом и сердечником размещена прокладка 6 из высокотеплопроводного легкосминаемого металла, например, алюминия. Сердечник и прокладка фиксируют ся в осевом направлении выступами 7. Аналогичные выступы корпуса 8 служат для центровки подшипниковых капсул 9, крепящихся винтами 10. Между выступами 7 и 8 размещены кольцевые ребра 11 охлаждения. пО

На концевых частях полукорпусов имеются наружные ребра 12 охлаждения, которые со стороны приводного конца вала двигателя выходят на торцовую поверхность корпуса. Контровку болтов 4 осу ществляют усики 13 ушка 14. Последнее закреплено на силовых приливах, 5, сог нуто по образующей двигателя и является рым-болтом (на указанном транспортном ушке могут быть выштампованы HBcII0pT ная табличка двигателя и клемма заземления 15) .

При таком выполнении электродвигателя между сердечником и корпусом имеет место хороший тепловой контакт, кото- я рый обеспечивается высокотеплопроводной прокладкой 6 из металла в процессе смятия ее при стяжке болтами 4 двух пол<ь вин корпуса 2 и 3.

74 4

Поскольку корпус над сердечником по внутреннему периметру повторяет конфигурацию спинки сердечника, при затяжке болтов 4 корпус плотно облегает всю поверхность сердечника. Высокая эффектив. ность теплового контакта между сердечником и корпусом снижает нагрев двигателя. Дополнительное снижение нагрева обеспечивается при помощи внутренних ребер охлаждения, а также из-за отсут ствия традиционных подшипниковых щитов, обеспечивающих благоприятную аэрс динамику обдува корпуса.

Шихтованный и сваренный по вершинам шестиугольника сердечник с вложенной в пазы обмоткой помещается в нижний полукорпус 3 куда ранее была уложена прокладка 6. Аналогичная прокладка накладывается на верхнюю часть спинки сердечника, затем на нее накладывается верхний полукорпус 2. После установки транспортного ушка 14 все элементы стягиваются болтами 4. В собранном таким образом статоре протачиваются только замки под подшипниковые капсулы 9..

Предлагаемый электродвигатель не третребует обработки внутренней поверхности корпуса и наружной поверхности сердечника, что снижает трудоемкость изготовления.

Таким образом, предлагаемая конструкция электродвигателя обеспечивает снижение нагрева при расширении области применения и уменьшение трудоемкости его изготовления.

Фор мула изобретения

Закрытый обдуваемый электро.пвигатель, оребренной конструкции, содержащий корпус и сердечник статора с наружной поверхностью, повторяющей внутреннюю поверхность корпуса, между которыми расположен слой теплопроводного мате риала, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью снижения нагрева при расширении области применения, в частности, дпя граненных сердечников, корпус выполнен разъемным. в центральной продольной плоскости и имеет расположенные в плоскости разъема приливы с отверстиями, в которых размещены крепежные элементы, и расположенные на концевых частях внутренней поверхности выступы, а слой теплопроводного материала выполнен в виде прокладки, например, из алюми, которая вместе с сердечником зафиксирована в продольном направлении упомянутыми выступами.

И сточник и информ аци и, принятые во внимание при экспертизе

736274 6

1. Заявка Великобритании % 1440227, кл. Н 02 К 1/14, 1976.

2. Патент США % 3539853, кл. Н 02 К 1/00, 1970.

ЦНИИПИ Заказ 2442/44

Тираж 783 Подписное

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4