Станок для намотки якорей электрических машин
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
80 (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 181077 (21) 2531736/24-07 с присоединением заявки ¹
5/08
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 2505.80, Бюллетень № 19
Дата опубликования описания 2505,80
° 045 .8) (72) Авторы изобретения
Э. А. Бергман и Н. И. Иванов (71) Заявитель (54) СТАНОК ДЛЯ НАМОТКИ ЯКОРЕЙ
ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления якорей электрических машин и манжет быть использовано в электротехнической промышленности.
Известен станок для намотки якорей электрических машин (l) .
Этот станок содержит устройство для фиксации магнитопровода, механизм для укладки провода в пазы магнитопровода и привод. Причем механизм для укладки провода выполнен в виде двух укладочных головок, каждая из которых содержит корпус, перемещающийся вдоль оси магнитопровода, и гильзу, перемещающуюся вдоль корпуса, в продольных пазах которой располагаются подпружиненные прессующие планки, предназначенные для поджима проводов в пазах магнитопрсвода. На гильзе распбложено кольцо с торцовыми пазами, с помощью которых происходит укладка .проводов в пазы магнитопровода при поступательном перемещении укладочной головкии, Кроме того, соосно гильзе установлен стакан с зубчатым венцом, формующий лобовые части обмотки якоря при повороте его вокруг оси магнит о про вода.
Однако укаэанный станок обеспечивает намотку якорей только с
5 открытым и прямым пазом. Шпиц такого паза равен ширине паза„сам паз расположен вдоль образующей цилиндрической поверхности якоря.
Цель изобретения — расширение технологических возможностей станка путем обеспечения укладки проводников в полузакрытые пазы магнитопровода.
Это достигается тем, что в станке
15 для намотки якорей электрических машин, содержащем два механизма для укладки проводников в пазы магнитопровода якоря с приводами их поворота и возвратно-поступательного пере20 мещения, расположенные соосно относительно устройства для фиксации вала якоря, каждый из которых состоит из укладочной обоймы с пазами и с ограничительными элементами и
25 цилиндрической гребенки, каждый механизм для укладки проводников содержит стакан с приводом его пово. рота относительно устройства для фиксации вала, на торцовой поверх30 ности которо го со стороны располо736280 же ни я якор я выполнены пазы. Кроме того, для обеспечения укладки проводников в магнитопровод со скошенными пазами на цилиндрической поверхности гребенки выполнен винтовой паз, а на ,внутренней поверхности обоймы зак реплен палец, расположенный в пазу °
На фиг. 1 показан предлагаемый станок, общий вид; на фиг. 2 — узел Е на фиг.l; на фиг. 3 — узел II на фиг. l; на фиг. 4 — узел III на фиг. 3; на фиг.5 — вид по стрелке Б на фиг.2 перед разворотом стакана; на фиг. 6 — то же, после разворота стакана; на фиг. 7 — вид по стрелке В на фиг.5; на фиг. 8 — сечение А-A на фиг.2.
Ст анок для намотки якорей электрических машин содержит сварную станину 1, привод 2, левый программный кулачковый механизм 3, левую 4 и правую 5 стойки, правый программный кулачковый механизм 6 и пульт управления 7. Механизм 6 жестко крепится к станине l,а механизм 3 расположен в направляющих 8 с возмэжностью перемещения относительно них штоком пневмопривода 9. Механизмы 6 и 3 связаны валом 10, причем правый 6 — жестко, а левый 3 — через муфту ll позволяющую ему перемещаться вверх с фиксацией углового положения вала 10. К левому 3 и правому 6 программным кулачковым механизмам крепятся соответственно левая 4 и правая 5 стойки.
B корпусе левой стойки 4 в шариковых направляющих 12, обеспечивающих только продольное перемещение, расположена левая штанга-опора 13 устройства для фиксации вала, фиксируемая в крайних положениях пневматическим механизмом зажима 14. На левой штангеопоре 13 расположены левые гребенка
15 цилиндрической форьы, стакан 16 и обойма 17.
Левая гребенка 15 состоит иа втулки 18 и трубы 19. Втулка 18 (см.фиг.7) имеет пазы 20 по числу пазов якоря. Труба 19 своей левой шлицевой частью входит в зацепление с шестерней 21, расположенной в корпусе левой стойки 4. На поверхности трубы 19 (фиг.8) выполнен винтовой паэ 22, шаг винтовой линии которого согласован с шагом, винтовой линии паза якоря, На трубе 19 расположен винтовой регулиру6ьый упор 23.
Левый стакан 16 в своей правой части имеет пазы 24 по числу пазов якоря. Своей левой шлицевой частью стакан 16 входит в зацепление с шестерней 25, расположенной в корпусе левой стойки 4, Шестерни 21 и 25 зацепляются соответственно с рейками
26 и 27, перемещающимися в корпусе левой стойки 4 от тяг 28, связанных с левым программным кулачковым меха; ниэмом 3.
Левая обойма 17 состоит иэ втулки
29, имеющей пазы 30 по числу пазов якоря, и стакана 31, несущего ограни— чительные элементы 32 и планку 33.
Втулка 29 и стакан 31 связаны подпружиненной планкой 34. Шарик 35, вхо(цящий в цилиндрический паэ втулки 29, касается одной своей точкой планки
34, а другой точкой — поверхности трубы 19. На стакане 31 закреплен палец 36, входящий в зацепление с винтовой поверхностью паза 22 на поверхности трубы 19.
Левая обойма 17 перемещается в осевом направлении поводком рейки 37, находящейся в зацеплении с зубчатым сектором 38, закрепленном на одном валу с рычагом 39. Вращение рычага
39 осуществляется тягой 40, связанной с механизмом 3.
Левая штанга-опора 13 может пе20 ремещаться вручную в осевом направлении поворотом рукоятки 41, что возможно при расцеплении сектора 38, перемещающего левую обойму 17 от механиэ— ма 3.
25 В корпусе правой стойки 5 втулками 42 зафиксирована правая штангаопора 43 устройства для фиксации вала, которая поворачивается вручную рукоят кой 44 относительно корпуса ° (1 Стопорение штанги-опоры 43 осуществляет пневматический механизм зажима 45. На правой штанге-опоре 43 расположены правые гребенка 46, стакан 47 и обойма 48, конструктивное исполнение которых идентично левым гребенке 15, стакану 16 и обойме 17.
На левом конце штанги-опоры 43 (фиг. 4} закреплена втулка 49, цилиндрическая поверхность 50 которой является опорой для образования
4О дна обмотки, а торец 51 буртика строго ограничивает величину вылета лобовой части обмотки якоря. Вращение правой гребенки 46, правого стакана 47 и перемещение правой обоймы
4/48 осуществляют соот вет ст вующие тяги, связанные с механизмом 6. B торцах левой 1.3 и правой 4 3 шт ан г-опор устройства для фиксации вала выполнены соответственно гнезда 52 и 53, 5Q в которых фиксируется вал якоря.
В гнезде 53 расположена шпонка 54;
55 и 56 — боковые поверхности ггазов 24 и 20 гребенки .46. Втулка 18 и труба 19 соединены поводком 57. Для
55 установки межвитковой изоляции в лобовой части обмот ки якоря, гребенки и стаканы отводятся от торца якоря.
Для предот вращени я выпадания про водников иэ пазов гребенки паз 20 гребенки выполнен с уступом, что обеспеЬО чивает удержание проводников в пазу.
Станок работает следующим. образом.
В исходном положении левая стойка
4 находит ся в верхнем положении. Левая штанга-опора 13 отведена в край65 нее левое положение.
736280
Якорь с вложенными в пазы его колле ктор а з а гот овками про водки ко в вставляют вручную в гнездо 53 правой штанги-опоры 43 и фиксируют там по шпанке 54. Левая стойка 4 опускает ся вниз при пере ключе нии давления в пневмоприводе 9; Левую штангу-опо5 ру 13 вручную досылают вправо до упора, фиксируя левую часть вала якоря. Якорь вместе с правой штангойопорой 43 проворачивают вручную до совпадения шлицев его пазов с пазами пр авой гребен ки 46.
В этом положении переключением давления в механизмах зажима 14 и 45 производят фиксацию якоря в станке.
Станок к работе готов. При нажатии соответствующей кнопки на пульте упр авлени я 7 н ачин ает ся рабочий цикл работы ст ан ка °
Последовательность и характер перемещения гребенок 15 и 46, стака- 2О нов 16 и 47, обойм 17 и 48 обеспечивают механизмы 3 и 6.
Рабочий цикл начинается с перемещения вправо левой обоймы 17, состоящей из втулки 29 и стакана 31, 25 связанных планкой 34. Втулка 29 и стакан 31 перемещаются вправо по винтовой первоначально совместно, укладывая проводники в .пазы якоря. Это совместное перемещение продолжается до тех пор, пока планка 33 не встанет на упор 2 3. В этот момент шарик 35 перемещается по конусу трубы 19 и выводит планку 34 из зацепления с втулкой 29. Втулка 29 останавливается, 3 дойдя до плоскости правого торца якоря, а стакан 31 с ограничительными элементами 32 продолжает свое перемещение вправо. Ограничительные элементы 32 входят с торца в пазы якоря, раскладывая и притопляя в них проводники по высоте. При этом проводники западают в пазы правой гребенки 46.
После остановки стакана 31 правые гребенки 46 и стакан 47 совместно разворачиваются. Проводники, находящиеся в пазах гребенки 46 при этом деформируются в области лобовой части обмотки якоря относительно опорной втулки 49, располагаясь относительно ее поверхности по касательной (фиг. 5) . g()
После окончания совместного разворота гребенки 56 со стаканом 47 происходит совместный отвод гребенки
46 и стакана 47 вместе с проводниками обмотки, от торца якоря, тем самым освобождает ме cTQ для уст ано вки вручную межвитковой изоляции. Станок автомат иче ски ост ан а вли ваетс я .
При завершении укладки изоляции вновь н ажимают соот вет ст вующую кнопку на пульте управления 7 и начинается 60 новый рабочий цикл работы станка.
Происходит совместный подвод гребенки 46 и стакана 47 с проводниками к торцу якоря. Затем прй неподвижной гребен ке 46 стакан 47 вращается в 65 направлении, противоположном перван ачальному. При этом прои сходи — строгая ориентация проводников в радиальном направлении относительно шлицев пазов якоря (фиг.б) .
По окончании разворота стакана 47 боковая поверхность 55 его паза 24 образует с боковой поверхностью 56 паза 20 гребенки 46 направление, по которому происходит укладка проводников в шлиц паза якоря при последующем перемещении правой обоймы 48 влево по винтовой линии.
Количество проводников, укладываемых одновременно в каждый паз якоря, не играет роли, так как при раз вороте гребенки, а затем и стакан а, проводни ки сориентированы боковыми поверхностями пазов гребенки и стакана и расположены вдоль направления шлица паза якоря друг за другом.
По окончании перемещения правой обоймы 48 влево по винтовой следует совместный разворот левых гребенки
15 и стакана 16, а затем их совместный отвод вместе с проводниками от торца я кор я .
На этом заканчивается рабочий цикл укладки проводников в пазы якоря в обратном направлении. Затем вручную устанавливается межвитковая изоляция. В процессе дальнейшей работы ци клы повторяют ся до з авершения полной намотки якоря.
При завершении намотки якоря переключением давления в механизме з ажима 1 4 произ водят расфи к сир ов ание шт ан г-опор 1 3 и 4 3. Л вую штан гуопору 13 вручную отводят в крайнее левое положение, .а переключением давления в пневмоприводе 9 левую стойку 4 поднимают вверх, намот анный якорь извлекают из станка.
Зкономический эффект данного станка заключается в том, что он обеспечивает возможность укладки проводников в полузакрытые пазы магнитопровода со скошенными пазами.
Формула изобретения
1. Станок для намотки якорей электрических машин, содержащий два механизма для укладки проводников в пазы магнитопровода якоря с приводами их поворота и возвратно-поступательноь но го пер емещени я, р асположе н— ные соосно отчосительно устройства для фи ксации вала якоря, каждый из которых состоит из укладочной обоймы с пазами и с ограничительными элементами и цилиндрической гребен ки, от ли чаю щийсятем,что, с целью расалрения технологических возможностей станка путем обеспечения укладки проводников в полузакры736280 тые пазы магнитопровода, каждый механизм для укладки проводников содержит стакан с приводом его поворота относительно устройства для фиксации вала якоря., на торцовой поверхности которого со стороны расположения яко5 ря выполнены пазы.
2 ° Станок по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью укладки проводников в магнитопровод со скошенными пазами, на цилиндрической поверхностии гре бенки выполнен винтовой паз, а на внутренней поверхности обоймы закреплен палец, расположенный в пазу, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по заявке М 2 36 345 4/07, кл. Н 02 К 15/08, 15 ° 06. 76.
736280 дид Б фиг. Ф фиг. Е
Вио В
4-4 фиг. 7
Составитель Г. Александрова
Редактор Н. Воликова Техред.М.Кузьма Корректор Е, Папп
Заказ 2440/44
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
49
Я
Тира 7В3 Подпи сн ое
ЦИИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5