Способ шлифования внутренней сферической поверхности

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

737II95

Союз Советских

Социалистических

Республик

П т. р -ф «1Й Д gj 1з j; j- f+ f$ g + а Р (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 19.12.77 (21) 2557441/25-08 с присоединением заявки М— (23) Приоритст— (43) Опубликозано 30.05.80, Бюллетень Мз 20 (45) Дата опубликования описания 30.05.80 (51) М.Кл. В 24 В 19/06

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.924.1 (088.8) (72) автор ы изобретения

Г. Я. Скоморохов и В. Г. Авдеев (71) Заявитель Куйбышевский филиал Всесоюзного научно-исследовательского конструкторско-технологического института подшипниковой промышленности (54) СПОСОБ ШЛИФОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ

СФЕРИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ

Изобретение отноаипся к области шлифования деталей:и может быть использовано,,например;в подшипниковой промышленности, при шлифовании сферической поверхнюст и опорного борта,внутрен|н их колец конических роликовых подшипников.

Известен опосо|б шлифования анутренней .сферической поверхности, ограниченной двУмЯ IIBPBJIJIBJII.HbIIMiH плоскостЯми, центр которой располагают.,на оси вращеиии детали, а перемещение осуществляют поворотом,шлифовального круга, ось вращения,которо го пересекают осью вращения детали 11).

Недостаток апособа состоит в том, что в процессе обработки профиль круга изменяется, в результате чего геометрическая точность,изделия снижаепся.

Цель изобретения .аостоит в повышении точности обработки путем обеспечения nocTosIHIcтва радиуса сферы о|брабатываемой поверхности.

Цель достигается тем, что ось шлифовальногo круга ра аполагают:в центре сферической поверхности детали, а ось его поворота размещают в центре наибольшего диаметра рабочей поверхности шл ифовального круга и сообщают кругу дополнительHIIH доворот относи пельно оаи, которую про водят через середину опрезка, соединяющего крайнюю точку контакта, наибольшего диаметра поверхности шлифовального круга с центро м сферической поверхноспи детали, при это м обе оси располагают перпендикулярно к плоскости пересечени я осей шлифовальнюго ируга и детали, в которой ,размещают точку контакта iH .центр на(ибольшего диаметра рабочей поверхности крута, величину поворота назначают вдвое

10 меньше величины доворота, а;направления поворота и доворота выбирают лротивоIII O JIO?KH bIIMIH.

На фип. 1 изображена принципиальная схема способа шлифования деталей с не,полной в нупренней сферической поверхностьюю;,на фит. 2 — упрощенная схема для перемещения ируга при его износе;,на ф,иг.

3 — пример конкретного осуществления способа лри шл1и фо вании .сферической поверхноспи опор1ного борта внутренних Колец конических;роликовых подшипников, Обрабатьлваемая деталь 1 имеет неполную,внупреннюю сферическую поверхность

А, центр 0 которой лежит на оси 1 — 1 вра25 щения детали, рааположеннюй:неаимметрично плоскостям оснований Б,и В. Ось

II — Il нращения шлифовального zpyra 2 пересекают с осью 1 — 1 |вращения детали 1 в центре 0 сферической поверхности. Плос30 кость Г наибольшего диаметра рабочей по737195 верхности Д шлифовального круга 2 .пересекают с плоскостью Б наименьшего основания внутренней сферической поверхности детали 1 в точке Е, расположенной в плоскости пересечения осей 1 — 1 я II — II (в плоскости чертежа) .

Обрабатываемая сферическая поверхность А детали и рабочая поверхность Д шли фо вального,круга представляют собой сфер|ические пояса одной и вой же шаровой поверхности с центром О, чем обеспечивается наибольшая площадь их контакта в процессе обработии. Это прлвод ит,к увеличению числа одHQBfpetMGHно участвующих .в резарнни абразявных зерен, что обеспечивает повышение точности обрабатываемого про филя, снижение шероховатости его поверхности и значительное повышение производительности шлифован ия.

Максимально возможный диамепр шлифо ва IbHopo круга 2 должен быть не больше диарметра обрабатываемой сферы. Однако в отдельных случаях, при невозможностями установки максимального диаметра шлифорзального,круга, парвоначальный диаметр круга выбирают из условия:

D,;ð — — — 2Ясфсоз у, г1це D. — первоначальный диаметр шлпфо вального круга;

R ô —,ради ус обра батываемой сферы; у -- угол наклона плоскости Г рабочей поверхности Д круга 2 к линии, проходящей через центр 0 сферы и точку конта,кта Е.

По мере износа рабочей aoiBepxHocI.H шлифовального круга 2 (фиг. 2) умень:шаегся его диаметр,с D,, до D íà величину Л(Л=В р — D ð). Для компенсации из носа Л шлифовалыный,круг 2 перемешают путем .наклона его оси 11 — 11 на угол а в положение 1à — 11 вокруг центра OI„ лежащего в плоскости Г наибольшего диаметра D,;, рабочей поверхности круга я одновременным поворотом центра О.р на угол 2а в противоположном направлении по дуге окружностями с центром 0I и радиусом, равным половине радиуса Я,ф. Причем центр ÎI располагают в середине отрезка

ОЕ, соединяющего центр О сферы с наиболее удаленной точкой .контакта Е шлифовалыного круга со сферичеакой пс верхяостью детали. В результате этих перемещений ось шлифовального круга займет положение П" — П".

Beëè÷ èHó угла а определяют,по формуле

2Rñфсоз; — b а = агссоз

2Я,ф

Реализация способа обработки л|риведеяа на примере обработки сферической поверхности опорного борта внупренних колец ролико вых по дпри пникав (фиг. 3) .

Фор мула,и во бр ете ния

Способ, шлифования в нутренней сфери20 ческой поверхности, ограниченной двумя параллельными плоскостями, .ценDp êoторой ,располагают на оси вра щения детали, а перемещен ие осуществляют поворотом шлифовальното,круга, ось вращения кото рого

25 пересекают осью вращения детали, о т л,ич а ю щ и й,с я тем, что, с,целью повышения точности обработки, путем обеспечения постоян ства,радиуса сферы обрабатываемой поверхности, ось шл и фовального круга рас30 полагают в центре сферической поверхности детал|и, à cfcb его поворота размещают,в центре наиболышего диамепра рабочей по верхности шлифовального,круга и сообщают кругу дополнительный доворот относя35 тельно оси,,которую проводят через середи:ну отрезка, соединяющего крайню1о точку. контакта наибольшего диаметра поверхности шлифовального круга с центром .сферической поверхности детали, при этом обе

40 оси располагают пер пендикуля р но:к плоскости пересечения осей шляфовального zpyra и детали, в которой также, размещают ъоч ку контакта и центр, наибольшего диаметра рабочей поверхности круга, величину

45,по ворота яазначают вдвое меньше величияы доворота, а,наитравления поворота и доворота выбирают:IIpoTHIBQIIQJIожными.

Источник и и формации, принятый во вни50 мание пря экспертизе:

1. Авторское свидетелыство № 563272, кл B 24,В 19/06, 1972.

737195

Рог. 3

Составитель Н. Ермакова

Техред В. Серякова

Корректор С. Файн

Редактор Г. Улыбина

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»

Заказ 574/711 Изд. Ко 306 Тираж 956 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5К-35, Раушская наб,, д. 4/5