Устройство управления гусеничного транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ »i737283

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 05.03.77 (21) 2459805/27-11 (51) М.К ° с присоединением заявки №вЂ”

В 62 D 11/08

Государстееииык комитет

СССР (23) Приоритет—

Опубликовано 30.05.80. Бюллетень № 20 . Дата опубликования описания 05.06.80

{53) УДК 629.113, .014.5 (088.8) до делам иэооретеиий и открытий (54) УСТРОИСТВО УПРАВЛЕНИЯ

ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к управлению гусеничным транспортным средством, в трансмиссии которого имеются гидроуправляемые фрикционные элементы для поворота и торможения.

Известно устройство управления гусеничного транспортного средства, содержащее педаль управления и руль,, кинематически связанные с механизмом управления, гидравлически соединенным с-гидронасосом, двумя управляемыми тормозами, фрикционными элементами удвоителей коробки перемены передач транспортного средства, распределителем коробки передач транспортного средства и сливом (1).

Недостатком устройства является то, что оно содержит два гидравлических распределителя управления фрикционными элементами поворота и тормозами, соответственно для левого и правого борта. Кинематическая связь этих распределителей с рулем требует наличия тяг и передающего «мостика»; крой е того, известное устройство не обеспечивает возможность трогания на гидроуправляемых фрикционных элементах, так как раздельные гидравлические распределители

-:.àü.:ох .:.;: ;-ымйвас юайя ъМ@иЫ» а ЬМжаых.:. :..м.;: = иаы . 1 .

2 практически исключают равенство давления в гидроцилиндрах фрикционных элементов правого и левого борта в процессе его изменения.

Цель изобретения — упрощение конструкции и расширенйе функциональных возможностей устройства управления гусеничного транспортного средства.

Указанная цель достигается тем, что механизм управления выполнен в виде распределйтеля, состоящего из корпуса, трех золотников, первые два из которых подпружинены по обоим торцам, кинематически связаны между собой и с рулем и образуют с корпу"сом- каждый по пять полостей, а третий подпружйнен с одной стороны, кинематически связай -с- педалью управления и образует с корпусом восемь полостей, перепуск"ного"клайана=й" Шести ред уФЯонйых клапа-нов, установленных в осевых сверлениях

- корпуса -по тбрцам трех упомяйутых золотнйков для пЕрепуска рабочей жидкости по направлению к торцам золотников, причем первые и пятые полости первого и второго золотников, вторая и первая, четвертая, пя=

"тая й"шеста я "подлости", соответственйо, второго и третьего золотников сообщены между 1

737283

so каналами 19 и 20 — с гидроцилиндрами тормозов 6 и 7, каналами 21 и 22 — с гид- З5 роуправляемыми фрикционными элементами, 2, 3, 4 и 5 удвоителей, используемых для поворота, каналом 23 — с распределителем 17 коробки передач, и каналом 24— с перепускным клапаном 11.

Гидравлический распределитель 13 управз собой, вторая и четвертая полости первого золотника сообщены с фрикционными элементами удвоителей коробки передач, а третья его полость — с перепускным клапаном, третья полость второго золотника соединена со сливом; вторая и пятая полости третьего золотника — с гидроуправляемыми тормозами, третья и седьмая полости третьего золотника — с напорной гидролинией насоса, а восьмая полость третьего золотника — с распределителем коробки передач.

На фиг. 1 показана кинематическая схема трансмиссии в части, обеспечивающей поворот, разгон и торможение машины; на фиг. 2 — гидравлическая схема устройства; на фиг. 3 — гидравлический распределитель управления поворотом, троганием и торможением.

Трансмиссия гусеничного транспортного средства содержит раздаточную коробку 1 передач, которая делит поток мощности на два борта. В коробке 1 передач имеются гидроуправляемые фрикционные элементы 2 и 3 удвоителей — правого борта, 4 и 5— левого борта.

На правом и левом выходных валах коробки 1 имеются гидроуправляемые тормо-, за 6 и 7 соответственно.

Гидросистема устройства содержит насос 8, фильтр 9, предохранительный клапан 10, перепускной клапан 11, радиатор 12, гидравлический распределитель 13 управления, кинематически связанный с рулем 14 и педалью 15, распределитель 16 удвоителя и распределитель 17 коробки передач.

Гидравлический распределитель 13 управления каналом 18 соединен с насосом 8, ления состоит из корпуса 25, в котором расположены золотники 26 и 27, кинематически связанные с рулем 14, и золотник 28, связанный с педалью 15

Первые два золотника удерживаются в среднем (нейтральном) положении с помощью пружин 29, 30, 31 и 32, воздействующих на торцы золотников. Эти золотники устроены одинаково: они имеют осевые отверстия 33, 34, 35 и 36, закрываемые редукционными клапанами 37, 38, 39 и 40 соответственно. Клапаны 37 и 38 первого золотника 26 поджаты пружинами 41 и 42 и имеют упоры 43 и 44. В исходном положении эти клапаны закрыты.

Клапаны 39 и 40 второго золотника 27 поджаты пружинами 45 и 46. В исходном (нейтральном) положении золотника эти клапаны открыты и пружины их свободны.

so

4

Осевые отверстия обоих золотников радиальными дроссельными отврстиями 47, 48, 49 и 5() соединены с соответствующими проточками 51, 52, 53, 54 золотников. Кроме того, упомянутые осевые отверстия соединены радиальными отверстиями 55, 56, 57 и 58 большого сечения с соответствующими широкими проточками золотников.

Золотники 26 и 27 образуют с корпусом по пять полостей: первые 59 и 60, вторые 61 и 62, третьи 63 и 64, четвертые 65 и 66 и пятые 67 и 68.

Третий золотник 28 удерживается в исходном (крайнем) положении пружиной 69, воздействуюшей на верхний торец. Этот золотник также имеет осевые отверстия 70 и 71, закрываемые клапанами 72 и 73. Причем,клапан 73, поджатый пружиной 74, имеет упор 75 и в исходном положении закрыт„ а клапан 72 с пружиной 76 в исходном положений открыт и пружина 76 его свободна. Осевое отверстие 71 радиальным дроссельным каналом 77 соединаюмпроточкой?8 золотника и каналом 79 с проточкой 80, а осевое отверстие 70 радиальными каналами 81, 82 и 83 соединено с соответствующими проточками 84, 85 и 86.

Третий золотник 28 образует с корпусом восемь полостей: первая 87, вторая 88, третья 89, четвертая 90, пятая 91, шестая 92, седьмая 93 и восьмая 94.

Упомянутые полости всех трех золотников соединены между собой узлами гидросистемы следующим образом: первые и пятые полости 59, 60, 67 и 68 первого 26 и второго 27 золотников, вторая 62 и первая 87, четвертые 66 и 90, пятая 68 и шестая 92 полости соответственно второго 27 и третьего.

28 золотников сообщены между собой; вторая 61 и четвертая 65 полости первого золотника 26 сообщены с фрикционными элементами удвоителей коробки 1 передач, а третья полость 63 с перепускным клапаном 11; третья полость 64 второго золотника 27 соединена со сливом; вторая 88 и пятая 91 полости третьего золотника 28 — с гидроуправляемыми тормозами, третья 89 и седьмая 93 полости — с напорной гидролинией насоса, а восьмая 94 полость — с каналом 23 распределителя.

Торцовые полости всех трех золотников связаны со сливом каналами 95, 96, 97, 98, 99 и 100, В режиме установившегося прямолинейного движения масло от насоса 8 поступает в канал 18 и йолости 89 и 93 третьего золотника 28. Из полости 93 масло через проточку 78 золотника поступает в канал 23 распределителя 17 переключения передач, а через проточку 80 и радиальные каналы 77 и 79 в полость 92 и далее в полости 68, 60, 67 и 59, соответственно, второго золотника 27 и первого — 26, затем поступает в каналы 21 и 22 фрикционных элементов удвоителей

5 коробки передач. После заполнения всех полостей и гидроцилиндров фрикционных элементов избыточное количество масла направляется по каналу 24 к перепускному (напорно(иу) клапану 11, который поддерживает во всей гидросистеме определенное рабочее давление.

Для остановки машины необходимо нажать педаль 15. При этом золотник 28 перемещается вверх. В самом начале этого перемещения напорная полость 93 золотника разобщается с проточкой 80 и.полостью 92, из которой масло поступает к фрикцнонным элементам удвоителя. В связи с этим в полость 92 может попасть только дозированный поток масла, поступающий через дроссельное отверстие 77. Одновременно с началом движения золотника клапан 73 отходит до упора 75, и ослабляется поджатие пружины 74. При этом дозированный поток масла, поступающий через дроссельное отверстие 77, начинает понемногу стравливаться через канал 100 на слив, и давление в осевом отверстии 71, полости клапана 72 и в соединенных с нею фрикционных элементах удвоителя понижается в соответствии с уменьшением усилия пружины 74. Когда перемещением золотника пружина полностью освободится, и давление станет равным нулю, что соответствует полному выключению обеих муфт удвоителя (правого и левого бортов), проточка 85 золотника подойдет к полости 89, и масло из нагнетательного канала 18 от насоса начнет поступать в осевое отверстие 70 золотника, а из него через каналы 81 и 83 и соответствующие проточки 84 и 86 — в полости 88 и 91, сообщающиеся с каналами 19 и 20 гидроцилиндров тормозов. Поскольку при движении золотника 28 вверх постепенно сжимается пружина 76 шарикового клапана 72, то давление в осевом отверстии 70, а также в каналах 19 и 20 постепенно нарастает в соответствии с возрастанием усилия пружины, благодаря чему увеличивается тормозной момент в фрикционных элементах тормозов. Темп торможения зависит от темпа воздействия на педаль 15. Машина останавливаетсяся.

В конце хода золотника 28 канал 23 распределителя сообщается со сливным каналом 100 и распределитель 17 коробки передач выключается.

Таким образом, при нажатии на педаль

15 силовой поток в трансмиссии прерывается в двух местах: в коробке передач и в удвоителе. Это дает возможность производить переключение в механическом отсеке коробки передач, например, включение заднего хода.

Для трогания водитель постепенно отпускает педаль 15, вследствие чего золотник под действием пружины 69 перемещается вниз.! м1 МФиФФ@Ф1щйФй:ЫФай4 м;ъМаФйййй М. айтЬк;

737283

" "-В самом начале движения золотник своим йижййм пояскбм открывает доступ масла из нагнетательного канала 18 в канал 23, благодаря чему первым включается распределитель 17 коробки передач. ..- Последующим перемещением золотника 28 вйиз производится снижение давления в каналах 19 и 20 тормозов, благодаря уменьШенйю jñèëèÿ пружины 76 клапана 72, и окончательное их соединение со сливом через полости 62, 66 и 64 второго золот<о ника 27.

После выключения тормозов начинается сжатие пружины 74 клапана 73. В потоке масла, поступающем в осевое отверстие 71 через=дроссельный канал 77, начинает увеличиваться давление. Поскольку этот осевой канал через полость 92 третьего золотника R8 и полости 68, 67, 59, 61 и 65 второго и первого золотников соединен с гидроуправ"ляемйми муфтами удвоителя правого и левого бортов, в указанных муфтах также плавно щ нарастает давление сжатия фрикционных элементов в соответствии с возрастанием усилия-пружины 74. Когда золотник ходом педали 15 переместится в крайнее нижнее положение, клапан 73 упрется в упор 75 и давление в упомянутых каналах и муфтах достигнет максимального, определяемого настройкой перепускного (напорного) клапана 11. Разгон машины заканчивается.

Плавность разгона завйсит от Скоростй от= пускания педали 15.

Для осуществления поворота поворачивают руль 14, например вправо. При этом зоЛбТНМки 26 и 27 начинают постепенно перемещаться вниз. В самом начале их перемещения перекрывается доступ основному потоку масла из полостей 65 и 67 первого золотника в канал 24, соединеннь и с перепускным (напорным) клапаном 11, и давление в указанных полостях поднимается до величины, определяемой настройкой предохранительного клапана 10. Тем самым повышается давление в гидроуправляемых муфтах забегающего левого борта, который остается ведущим и несет удвоенную нагруз"ку отключеййя"правого борта.

Одновременно перекрывается свободный проход масла из полости 59 в полость 61, 4$ соедйненную" с "гидроуправляемой муфтой удвоителя правого борта. Масло туда может поступать только через дроссельное отверстие 47.

По мере перемещения золотников вниз усилие пружины 41 уменьшается, благодаря чему давление в осевом отверстии 33 и связанных с ним муфтах отстающего борта понижается. Сброс масла. при этом происходит через сливной канал 95.

Когда золотник 26 переместится вниз и на столько, что пружина 41 полностью освободится, давление в канале 21 муфты отстающего борта достигнет нуля и борт

-Полйостью выключится.

737283 г

Формула изобретения

7

В этот момент золотник 27, перемещающийся одновременно с золотником 26, соединит свою проточку 54 с полостью 68, и масло от йасоса через дроссельное отверстие 50 начнет поступать в осевое отверстие 36, из него — в полость 66 и далее к золотнику 28 в канал 19 тормоза отстающего борта. Так как этот канал еще в самом начале движения золотника был разобщен со сливной полостью 64, поэтому давление в канале тормоза возрастает по мере сжатия пружины 46. Отстающий борт затормаживается.

Если требуется более плавный поворот, то руль 14 поворачивают на меньший угол, не доводя золотник до момента включения тормозов. В этом случае радиус поворота зависит от силы тяги на крюке.

С целью уменьшения холостого хода руля 14 клапаны 37 и 38 имеют упоры 43 и

44, . через которые на них дйствует усилие мощных центрирующих пружин 29 и 30.

Благодаря этому пружины 41 и 42 клапанов сжаты на величину, эквивалентную примерно половине рабочего давления без потери герметичности клапанов 37 и 38. Такое выполнение клапанов позволяет при малейшем повороте руля, а следовательно, и при перемещении золотника, снизить давление в муфте отстающего борта примерно вдвое.

При этом давлении начинается пробуксовка фрикционных элементов, а значит, и поворот машины.

Клапан 73 также имеет упор 75, который обеспечивает поджатие пружины 74, соответствующее рабочему давлению. Герметичность этого клапана обеспечивается возвратной пружиной 69, прижимающей шарик с силой большей, чем сила рабочего давления.

Такое выполнение клапана позволяет плавно наращивать давление в каналах муфт удвоителя, на которых производится трогание, от нуля до рабочего давления, определяемого настройкой перепускного (напорного) клапана 11, и исключить утечку через клапан в установившемся режиме движения.

Устройство управления гусеничного транспортного средства, содержа щее педаль управления и руль, кинематически связанные с механизмом управления, гидравлически соединенным с гидронасосом, двумя управляемыми тормозами, фрикционными элементами удвоителей коробки передач транспортного средства, распределителем коробки передач транспортного средства и сливом, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции и расширения его функциональных возможностей, механизм управления выполнен в виде распределителя > состоящего из корпуса, трех золотников, первые два из которых подпружинены по обоим торцам, кинематически связаны между собой и с рулем и образуют с корпусом каждый по пять полостей, а третий подпружинен с одной стороны, кинематически связан с педалью управления и образует с корпусом восемь полостей, перепускного клапана и шести редукционных клапанов, установленных в осевых сверлениях корпуса по торцам трех упомянутых золотников для перепуска рабочей жидкости по направлению к торцам золотников, причем первые и пятые полости первого и второго золотников, вторая и первая, четвертые, пятая и шестая полости соответственно второго и третьего золотников сообщены между собой, вторая и четвертая полости первого золотника сообщены с фрикционными элементами удвоителей коробки передач, а третья полость — с перепускным клапаном, третья полость второго золотника соединена со сливом, вторая и пятая полости третьего золотника — с и упомянутыми управляемыми тормозами, третья и седьмая полости третьего золотника — с напорной гидролинией насоса, а восьмая полость третьего золотника — с распределителем коробки передач.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 485022, кл. В 62 D 11/08, 1972 (прототип).

59

7/ д

/8 М 75 74

ЦНИИПИ Заказ 2537/3 Тираж 730 Подписное

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4