Муфта для соединения ротора со статором в забойном двигателе
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Со|оз Советскик
Социалистическик
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (51) M. Кл. (22) Заявлено 20.02.78 (21) 2582002/22-03
Е 21 В 3/12 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—
Гееудлрстеенный номнтет
СССР по делам . нэебретеннй н открытнй (53) УДК 622.243. .92.05 (088.8), Опубликовано 30.05.80. Бюллетень №20
Дата опубликования описания 05.06.80 (72) Авторы изобретения
С. Л. Залкин и В. А. Липский
Всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени научноисследовательский институт буровой техники (71) Заявитель
I (54) МУФТА ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ РОТОРА
СО СТАТОРОМ В ЗАБОЛНОМ ДВИГАТЕЛЕ
Изобретение относится к буровой технике и может быть использовано при бурении скважин забойным двигателем.
Известно устройство для соединения вала забойного двигателя с колонной бурильных труб, содержащее две кулачковые полумуфты, одна из которых неподвижно соединена со статором, а другая соединена с ротором подвижно в осевом направлении (1).
Недостаток устройства заключается в том, что для его включения необходимо примерно в два раза уменьшить расход прокачиваемой жидкости, а это нежелательно в большинстве случаев, поскольку уменьшение
I интенсивности промывки скважины может привести к прихвату заклиненного долота.
Известно также устройство для соединения ротора со статором в забойном двигателе, содержащее корпус, вал и заклинивающие элементы (2) .
Недостаток устройства заключается в том, что износ шлицев эластичной втулки при взаимодействии с ходовой гайкой обуславливает малый ресурс, так как нарушается взаимодействие шлицев эластичной втулI ки с ходовой гайкой из-за износа втулки по внутреннему диаметру.
Целью изобретения является увеличение ресурса муфты.
Это достигается тем, что муфта снабже на сепаратором, установленным на валу, каждый заклинивающий элемент снабжен фиксатором с осью, установленной в сепараторе, а корпус выполнен с пазами под фиксаторы. При этом муфта имеет гидротормоз, установленный между валом и сепара О тором, в котором выполнены каналы для подвода жидкости к гидротормбзу.
На фиг. 1 изображена муфта в положении, когда статор забойного двигателя не соединен с . ротором (муфта выключена);, на фнг. 2 — сечение А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — муфта в положении, когда статор забойного двигателя жестко соединен с ротором (муфта включена); на фиг. 4 — сечение Б-Б на фиг. 3.
Муфта содержит корпус 1 с пазами 2
20 для размещения фиксаторов 3 и вал 4 с пазами 5. Каждый фиксатор имеет заклийивающий элемент 6, выполненный в виде стержня, а на стороне; противоположной заклинивающему элементу 6, скос 7. Оси 8
737615
Форсила изобретения фиксаторов 3 размещены в отверстиях сепаратора 9, который представляет собой втулку, установленную на валу 4. Сепаратор 9 опирается нижним торцом на бурт 10, выполненный на валу 4. На стороне бурта
10, обращенной к сепаратору 9, и на нижнем торце сепаратора выполнены ячейки гидротормоза 11. Для подвода жидкости к гидротормозу 11, охлаждения сепаратора 9 и смазки поверхностей трения в теле сепаратора 9 выполнены каналы 12. Корпус 1 имеет пазы 13 под фиксаторы 3.
Работает муфта следующим образом.
Когда вал 4 вращается, он увлекает за собой сепаратор 9 за счет трения сопряженных поверхностей вала 4 и сепаратора 9 и за счет действия гидротормоза 11. При этом фиксаторы 3 размещаются в пазах 2 корпуса 1 и не могут оттуда выйти, так как скосы 7 опираются на тело корпуса l. В описанном положении муфта выключена и не мешает работе забойного двигателя.
Если вал 4 по каким-либо причинам останавливается или остановлен преднамеренно, для включения муфты необходимо вращать ротором колонну бурильных труб в том же направлении, куда вращается вал 4.
При этом корпус 1, соединенный с трубами, также вращается относительно вала 4 и надетого на него сепаратора 9. Фиксаторы 3, скользя по скосам пазов 2, синхронно перемещаются к центру до. тех пор, пока не войдут в пазы 5, выполненные на валу 4, а скосы 7 не войдут в ответные пазы 13 на корпусе 1 (см. фиг. 3 и 4). В результате статор и ротор в забойном двигателе сказываются жестко соединенными.
После того как вал забойного двигателя будет освобожден и начнет вращаться, скосы 7, взаимодействуя с корпусом 1, выходят из пазов 13, и фиксаторы 3 вновь размещаются в пазах 2.
Эффективность изобретения обуславливается увеличением надежности работы и срока службы муфты, что приводит к сокращению затрат»а ликвидацию осложнений изза заклинки долота на забое и затрат на ее ликвидацию.
1. Муфта для соединения ротора со статором в забойном двигателе, содержащая корпус, вал и заклинивающие элементы, отличающаяся тем, что, с целью увеличения ресурса муфты, она снабжена сепаратором, установленном на валу, каждый заклинивающий элемент снабжен фиксатором с осью, установленной в сепараторе, а корпус выполнен с пазами под фиксаторы.
2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что она имеет гидротормоз, установленный между валом и сепаратором, в котором выполнены каналы для подвода жидкости к гидротормозу.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Лвторское свидетельство СССР № 401795, кл. Е 21 В 3/12, 1971.
2. Лвторское свидетельство СССР № 473792, кл. Е 21 В 3/12, 1972 (прототип).
737615!
Составитель А. Сергачев
Редактор Д. Павлова Техред К.Шуфрич Корректор Г; Решетник
Заказ 2628/15 Тира1к 626 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, r. Ужгород, ул. Проектная,, 4