Муфта для соединения ротора со статором в забойном двигателе

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Со|оз Советскик

Социалистическик

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (51) M. Кл. (22) Заявлено 20.02.78 (21) 2582002/22-03

Е 21 В 3/12 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Гееудлрстеенный номнтет

СССР по делам . нэебретеннй н открытнй (53) УДК 622.243. .92.05 (088.8), Опубликовано 30.05.80. Бюллетень №20

Дата опубликования описания 05.06.80 (72) Авторы изобретения

С. Л. Залкин и В. А. Липский

Всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени научноисследовательский институт буровой техники (71) Заявитель

I (54) МУФТА ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ РОТОРА

СО СТАТОРОМ В ЗАБОЛНОМ ДВИГАТЕЛЕ

Изобретение относится к буровой технике и может быть использовано при бурении скважин забойным двигателем.

Известно устройство для соединения вала забойного двигателя с колонной бурильных труб, содержащее две кулачковые полумуфты, одна из которых неподвижно соединена со статором, а другая соединена с ротором подвижно в осевом направлении (1).

Недостаток устройства заключается в том, что для его включения необходимо примерно в два раза уменьшить расход прокачиваемой жидкости, а это нежелательно в большинстве случаев, поскольку уменьшение

I интенсивности промывки скважины может привести к прихвату заклиненного долота.

Известно также устройство для соединения ротора со статором в забойном двигателе, содержащее корпус, вал и заклинивающие элементы (2) .

Недостаток устройства заключается в том, что износ шлицев эластичной втулки при взаимодействии с ходовой гайкой обуславливает малый ресурс, так как нарушается взаимодействие шлицев эластичной втулI ки с ходовой гайкой из-за износа втулки по внутреннему диаметру.

Целью изобретения является увеличение ресурса муфты.

Это достигается тем, что муфта снабже на сепаратором, установленным на валу, каждый заклинивающий элемент снабжен фиксатором с осью, установленной в сепараторе, а корпус выполнен с пазами под фиксаторы. При этом муфта имеет гидротормоз, установленный между валом и сепара О тором, в котором выполнены каналы для подвода жидкости к гидротормбзу.

На фиг. 1 изображена муфта в положении, когда статор забойного двигателя не соединен с . ротором (муфта выключена);, на фнг. 2 — сечение А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — муфта в положении, когда статор забойного двигателя жестко соединен с ротором (муфта включена); на фиг. 4 — сечение Б-Б на фиг. 3.

Муфта содержит корпус 1 с пазами 2

20 для размещения фиксаторов 3 и вал 4 с пазами 5. Каждый фиксатор имеет заклийивающий элемент 6, выполненный в виде стержня, а на стороне; противоположной заклинивающему элементу 6, скос 7. Оси 8

737615

Форсила изобретения фиксаторов 3 размещены в отверстиях сепаратора 9, который представляет собой втулку, установленную на валу 4. Сепаратор 9 опирается нижним торцом на бурт 10, выполненный на валу 4. На стороне бурта

10, обращенной к сепаратору 9, и на нижнем торце сепаратора выполнены ячейки гидротормоза 11. Для подвода жидкости к гидротормозу 11, охлаждения сепаратора 9 и смазки поверхностей трения в теле сепаратора 9 выполнены каналы 12. Корпус 1 имеет пазы 13 под фиксаторы 3.

Работает муфта следующим образом.

Когда вал 4 вращается, он увлекает за собой сепаратор 9 за счет трения сопряженных поверхностей вала 4 и сепаратора 9 и за счет действия гидротормоза 11. При этом фиксаторы 3 размещаются в пазах 2 корпуса 1 и не могут оттуда выйти, так как скосы 7 опираются на тело корпуса l. В описанном положении муфта выключена и не мешает работе забойного двигателя.

Если вал 4 по каким-либо причинам останавливается или остановлен преднамеренно, для включения муфты необходимо вращать ротором колонну бурильных труб в том же направлении, куда вращается вал 4.

При этом корпус 1, соединенный с трубами, также вращается относительно вала 4 и надетого на него сепаратора 9. Фиксаторы 3, скользя по скосам пазов 2, синхронно перемещаются к центру до. тех пор, пока не войдут в пазы 5, выполненные на валу 4, а скосы 7 не войдут в ответные пазы 13 на корпусе 1 (см. фиг. 3 и 4). В результате статор и ротор в забойном двигателе сказываются жестко соединенными.

После того как вал забойного двигателя будет освобожден и начнет вращаться, скосы 7, взаимодействуя с корпусом 1, выходят из пазов 13, и фиксаторы 3 вновь размещаются в пазах 2.

Эффективность изобретения обуславливается увеличением надежности работы и срока службы муфты, что приводит к сокращению затрат»а ликвидацию осложнений изза заклинки долота на забое и затрат на ее ликвидацию.

1. Муфта для соединения ротора со статором в забойном двигателе, содержащая корпус, вал и заклинивающие элементы, отличающаяся тем, что, с целью увеличения ресурса муфты, она снабжена сепаратором, установленном на валу, каждый заклинивающий элемент снабжен фиксатором с осью, установленной в сепараторе, а корпус выполнен с пазами под фиксаторы.

2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что она имеет гидротормоз, установленный между валом и сепаратором, в котором выполнены каналы для подвода жидкости к гидротормозу.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Лвторское свидетельство СССР № 401795, кл. Е 21 В 3/12, 1971.

2. Лвторское свидетельство СССР № 473792, кл. Е 21 В 3/12, 1972 (прототип).

737615!

Составитель А. Сергачев

Редактор Д. Павлова Техред К.Шуфрич Корректор Г; Решетник

Заказ 2628/15 Тира1к 626 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, r. Ужгород, ул. Проектная,, 4