Подшипник скольжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

<„,737675

Социалистическми

ИЗОБРЕТЕНИЯ

" P 1 Ь

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 15.12.78 (21) 2555245/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .

F 16 С 33/08

Гееударатвеииы1й камитет (53) УДК 621.822..5 (088.8) Опубликовано 30.05.80. Бюллетень № 20

IIo лелем иэабретеиий и атирытий

Дата опубликования описания 05.06.80 (72) Авторы изобретения

А. Н. Маркевич, Г. М. Сорокин, Б. С. Петровский и В. П. Ерошкин

Московский ордена Трудового Красного Знамени институт нефтехимической и газовой промышленности им. И. М. Губкина (71) Заявитель (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬ)КЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам скольжения из полимерных материалов.

Известен подшипник скольжения, содержащий вкладыши из пластичного материала, размещенные частично с зазором в кольцевых канавках на рабочей поверхности подшипника. При этом боковые стенки канавок выполнены гладкими, а зазор образован цилиндрическими поверхностями выступов на вкладыше и дне канавок (1). о

Недостатком известного подшипника является незначительный срок службы из-за наличия краевого эффекта расплющивания при перекосах и динамических нагрузках.

Целью изобретения является повышение срока службы.

Указанная цель обеспечивается тем, что в подшипнике скольжения содержащем вкладыши из пластичного материала, размещенные частично с зазором в кольцевых канавках на рабочей поверхности подшипника, на боковых стенках канавок выполнены карманы.

Карманы могут быть выполнены наклонными и расположены в местах сопряжения боковых стенок канавок с их дном,а вкладыши выполнены с выступами, размещенными с зазором в карманах.

На фиг. 1 изображен подшипник скольжения, разрез; на фиг. 2 — вкладыши с обоймами; на фиг. 3 — вкладыши до размещения в обойме; на фиг. 4 — частичный разрез 1 на фиг. 1 в увеличенном масштабе; на фнг. 5 — разрез А — А на фиг. 1.

Подшипник скольжения представляет собой разборную конструкцию, состоящую из корпуса 1, в котором размещены обоймы 2 с пластмассовыми вкладышами 3, расположенными в кольцевых канавках на внутренней поверхности обойм 2. В местах сопряжения боковых стенок канавок с их дном выполнены наклонные карманы 4, а вкладыши 3 выполнены с выступами 5, размещенными с зазором в карманах 4 и обеспечивающими цилиндрическую форму полувкладышей 3 после их запрессовки в канавки обоймы 2 со стороны ее торцовых поверхностей 6. Вкладыши 3 выступают над металлической поверхностью обойм 2.

При действии нагрузки края вкладышей

3 за счет наклонных карманов 4 имеют определенную степень свободы, поэтому краевой эффект расплющивания от динамической составляющей нагрузки остается малым даже при высоких скоростях нагружения и в результате увеличивается срок службы подшипника.

Подшипник скольжения легко ремонтировать путем вьгпрессовки изношенных вкладышей 3, запрессовки новых, растачивания их на необходимый диаметральный размер и просверливая каналы 13 и 14 для смазки в пластмассе с использованием уже имеющихся отверстий в металлических обоймах 2 в качестве направляющих отверстий.

Формула изобретения

1. Подшипник скольжения, содержащий вкладыши из пластичного материала размещенные частично с зазором в кольцевых канавках на рабочей поверхности подшипника, отличающийся тем, что. с целью повышения срока службы, на боковых стенках канавок выполнены карманы.

2. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что карманы выполнены наклонными и расположены в местах сопряжения боковых стенок канавок с их дном, а вкладыши выполнены с выступами, размещенными с зазором в карманах.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 156502, кл. Е 16 С 17/02, 1960.

7376?5

Ъ

Между обоймами 2 расположено кольцо 7, образующее полость для подвода смазки через отверстие (на чертеже не показано), которое совпадает с соответствующим отверстием (на чертеже не показано) в корпусе 1.

В верхних вкладышах 3 и кольце 7 имеются пазы 8, с помощью которых они при сборке ориентируются по штифту 9, размещенному в отверстиях корпуса 1. Вкладыши 3 зафиксированы от осевого перемещения гайкой 10, застопоренной винтом 11: Винты

12 фиксируют вкладыши 3 и кольцо ? от проворота за счет расположения их конусных концов в пазах 8 и выборки таким образом люфтов между корпусом 1, обоймами

2 и кольцом 7, что необходимо в условиях динамического нагружения.

В обоймах 2 и вкладышах 3 выполнены каналы 13 и 14 для подачи смазки в зону трения в экстремальных условиях пуска— останова, когда пленка смазывающей жидкости выдавливается из зоны трения. Наличие каналов 13 и 14 обеспечивает также 29 охлаждение трущихся поверхностей за счет их обильного и надежного смазывания.

При запрессовке вкладышей 3 в обоймы

2 они получают предварительное сжатие, повышающее их стойкость против истирания и радиальную жесткость, что позволяет выдерживать значительные динамические нагрузки при высокой скорости вращения валов. "

Величина допускаемой нагрузки и деформации регулируется количеством вклады- зф шей 3, а также глубиной канавок в обой; мах 2 и высотой выступающей части вкладышей 3.

737675

Составитель И. Крылова

Редактор Т. Морозова Техред К. Шуфрич Корректор Г. Решетник

Заказ.2636/17 Тираж 1095 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, г..Ужгород, ул. Проектйая, 4