Способ испытаний на фрикционную усталость
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Г, - С.,1,, *1
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советскик
Социвлистическик
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено, 290377 (21) 2470093/25-28 (51) М. КЛ. с присоединением заявки №
G 01 N 3/56
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 300580. Бюллетень ¹ 20 I 1 (53) УДК 678.6:620, .178.169. (088. 8) Дата опубликования описания 300580
В.С. Комбалов, И.В. Крагельский, A. 1 . Логинов, Б.Я..Сачек и В.Н, Шпинев (72) Авторы изобретения
Государственный научно-исследовательский институт машиностроения им. акад. A ..A . .Благонравова
I (71) Заявитель (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИИ HA ФРИКЦИОННУЮ
УСТАЛОСТЬ
Целью изобретения является повышение точности.
Поставленная цель достигается тем, что индентор закрепляют жестко, образец устанавливают с зксцентриситетом относительно его оси вращения и для сечений дорожки трения определяют относительное внедрение и момент трения, по которым определяют контактные напряжения.
Изобретение относится к методам исследования физико-механических свойств твердых материалов, в частности к определению их усталостных характеристик при трении. 5
Известен способ испытаний на фрикционную контактную усталость, основанный на том, что единичный индентор со сферической головкой внедряют в исследуемую поверхность образца, 10 задают им относительное перемещение и ведут испытания до появления признаков износа, которые фиксируют по изменению силы трения или другим параметрам (1) . Испытания повторяют 15 при разных нагрузках, на новых дорожках трения.
Недостатком этого способа является большая длительность испытаний, т.е. низкая производительность и обусловленная этим низкая точность, так как трудно обеспечить повторяемость опытов, Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату 25 к изобретению является способ испытаний на фрикционную усталость, заключающийся в том, что индентор с радиусной головкой приводят в контакт с цилиндрическим образцом, кото-З0
2 рый вращают, обеспечивая внедрение индентора на глубину, не превышающую глубину внедрения, соответствующую порогу внешнего трения. Испытания ведут до появления признаков разрушения на всей дорожке трения, регистрируя момент трения в зависимости от числа циклов до появления признаков разрушения на всей дорожке трения (2).
Существенным недостатком этого способа является низкая точностью оценки параметров фрикционной усталости. Это связано с тем, что внедрение индентора получается постоянным эа один оборот образца, следователь « но невозможно оценить истинные приведенные контактные напряжения, которые фактически определяют износ.
737а11
На чертеже схематически показан один иэ вариантов реализации данного способа.
Образец 1, выполненный в виде дисi
В процессе испытаний иепре1.ывно регистрируют число циклов и момент трения, который н пределах каждого обо рота изменяется от 0 до И„ак, образуя характерные точки перегиба на кривой зависимости момента трения.
Сопоставляя график момента трения за оборот с разверткой продольного
"-сеченйя дорбжки трения и делая радиальные сечения через указанные характерные точки перегиба, определяют конкретные значения относительного внедрения (h/R), соответствующего началу изнашивания после N циклов взаимодействия под действием конкретного (М ) момента трения, из комакс торого определяется конкретное значение силы трения F, Знание относительного внедрения
h/R позволяет по известным расчетным формулам (по Герцу) найти контактное давление р на фактической площади
Р контакта, а следовательно и нормальную нагрузку Р, что, в свою очередь, позволяет определить фактический коэффициент трения f на контактной площадке, необходимый для расчета — приведенных контактных напряжений
6, обусловливающих износ на этой пие площадке.
Зная число циклов, после которого начинается износ под действием найряже н "й н иЬ а логарифми ческих координатах строят кривую усталости, тангенс угла наклона которой к оси напряжений является искомым параметром t фрикционной усталости.
Другой параметр фрикционной усталсрти определяется известным путем экстраполяции полученной кривой до значений N i.
Достоинство предложенного способа состоит н том, что повышение точности оценки параметрон фрикционной усталости достигается путем учета фактических коэффициентов трения на контактных площадках. Этот способ может
10 быть использован в качестве экспрессметода для испытаний на фрикционную усталость в различных, приближенных к натуральным, условиях. При этом в качестве индентора может быть при4э менен жестко закрепленный ролик что к даст возможность определить параметры фрикционной усталости не только при трении скольжения, но и при трении качения.
Предложенный способ может быть
20 реализонан также и при торцовой схеме взаимодействия, когда диск установлен с торцсвыч биением.
Формула изобретения
Способ испытаний на фрикционную
15 усталость, заключающийся в том, что йндентор с радиусной головкой приводят в контакт с образцом, выполненным в виде цилиндра, вращают образец, обеспечивают внедрение индентора на глубину, не превышающую глубину ннедренин, соответствующую порогу внешнего трения, и регистрируют момент трения н зависимости от числа циклов до появления признаков разрушения на всей дорожке трения, о т л н ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности, индентор закрепляют жестко, образец устанавливают с экс— центриситетом относительно его ocu нращения и для сечений дорожки трения определяют относительное внедрение и момент трения, по которым определяют контактные напряжения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
4Э 1. КрагЕльский И.В. Трение и износ . М ., Машиностроение, 1 968, с. 200-220, 369-370.
2. Авторское свидетельство СССР
М 279152, кл, G 01 N 3/56, 1969 щ() (прототип).
ЦНИИПИ Заказ 26 5 3/24
Тираж 1019 Подписное
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4