Смазка для холодного волочения металлов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскик
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-sy (22) Заявлено 280378 (21) 2596241/23 — 04 (51)М. Кл.2 с присоединением заявки ¹
С 10 М 7/02, С 01 М 7/30
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 0506.80. Бюллетень ¹ 21 (53) УДК 621.892;
;621 ° 7.016. . 3(088,8) Дата опубликования описания 050680 (72) Авторы изобретения
П,И. Чуйко, В.Н. Колесников, В.И. Марков, A.È. Брескина, Л.М. Фролова, В.М. Соловьев, В,И. Будников, Л.А. Гудэь, В.П. Педан, В.Д. Носарь и Ю.М. Постолов (71) Заявитель (5 4 ) СМАЗКА ДЛЯ ХОЛОДНОГО ВОЛОЧЕНИЯ МЕТАЛЛОВ
Изобретение относится к технологическим смазкам для обработки металлов давлением и может быть использовано для волочения, в частности в поточных линиях, изделий преимущественно иэ низкоуглеродистых и низколегированных марок сталей.
Процесс волочения стальных изделий (труб, прутков, проволоки и др.) характерен высокими скоростями деформации при больших значениях разовых обжатий.
Однако при этом как скорость, так и степень деформации ограничиваются фи зико-химическими свойствами (вя зкость термостабияьность и др. ) примен яемых сма зо к. С по ниже ни ем вя з- ко сти смаз ки улучшает ся каче ст во поверхности продеформированного изделия, а повышение термостабильности смазки позволяет вести процесс волочения с большей скоростью.
2,0 — 4,5
2,5-8 0
3,5-8,0
2,5-5 0
Остальное
Недостатками укаэанных смаэок является то, что они могут быть uc2g пользованы только при средних скоростях волочения (порядка 3035 м/мин ) . При увеличении скорости волочения свыше 50-80 м/мин в очаге деформации развиваются высокие тем25 пературы (свыше 250 С), вследствие о чего смазки теряют свои противозадирные и антифрикционные свойства.
Это приводит к н алипанию металла на нструмент .и обрыву деформируемых зделий.
В каче ст ве смазки для холодного волочения примен яют 5-7Ъ-ный водный раствор хозяйственного натриевого жгла, который наносят на подсмазочное покрытие или применяют в качестве смазки омыленные кубовые остатки синтетических жирных кислот с добавлением 5-6Ъ поверхностно-активных веществ, например сульфонола и др (11.
Наиболее близкой по составу ин5 гредиентов к предпагаемой является смазка (2) для обработки металлов давлением на основе кубовых остатков дистилляции парафина, содержащая, вес. Ъ:
10 Аминопарафин 2,5 — 5,0
Хлоргидрат аминопарафина
Жирные ки слоты
Ал ьде гиды
15 Нитропарафины
Пар а фи н
739084
Продолжение табл. 1
Те мпе р ат ур а в с пышки о
5 пэ Бренкену С
220-300
Испытание на коррозию
Выдержи вает
Таблица 2 жанке компонентов, вес. Ъ
70 10
30
4 70
5 90
20
Таблица1.
Показ атели
Кислотное число, мг КОН/г
l,5 — 2
Йодное число, мг /2
Вода, Ъ
4-5
Нет
Механические примеси, Ъ
Нет
Раст воримо ст ь в глик оле, глицерине, уайтспирите, Ъ
100
Температура каплепадения, C
Таблица 3
1 21 0,08 310 Налипаний, Плавное, з адиров нет равномерное
2 21 0,075 280 То же
3 21 О, 063 260
Цель изобретения — повышение противоэадирных, анти фрикционных свойств смаэ ки и повышение качества обрабатываемой поверхности при высоких скоростях волочения.
Поставленная цель достигается тем, что смазка, содержащая аминопарафин, которая дополнительно содержит фосфорную кислоту или ее ангидрид, в коли че ст ве 10-30 ве с. Ъ .
Аминопарафины представляют собой промежуточный продукт при производст ве нитрованных парафинов. Аминопарафины — темно-коричневого цвета, мазеобраэной консистенции. Фосфорная кислота НЗРО4 (ГОСТ 6552-58), фосфорный ангйдрид Р2 О (ГОСТ 6-09-575969) .
Приготовления смазки производят сл едующи м о бр аз ом .
В емкость с аминопарафином медленно (во избежание вспенивания) вводят фосфсрную кислоту (или ее ангидрид), перемешивают и дают смеси остыт ь, Смазку наносят на металлоизделия (например трубы) путем окунания или поливом без предварительного нанесения подсмазочного покрытия.
Физико-химические свойства смазки представлены в табл. 1.
B табл.2 представлены составы
10 смазок.
20 2 90 30
6 80
7 95 5
8 60 40
9 95
Эффективность предлагаемых и известной смазочных композиций провер яли по величине коэ ффици е нт а трени я (антифрикционные свойства), по сос40 тоянию поверхности продеформированной полосы из Ст. 20 после волочения (противозадирные свойства) и усилиям волочения (P ) которые определяли на испытательной машине трения (МТ-1)
При этом по каждому иэ вариантов смазок было проведено по 10 испытанийй . Pe з ул ьт ат ы и спыт аний приведены в табл. 3.
139084
Продолжение табл.
Г *
4 21 0,008 310
1 1
5 21 0,075 280
6 21 0,063 260 Налипаний, Плавное задиров нет равномерное
7 2 1 О, 1 360 Налипания, Дрожание задиры
8 21 0,09 350 Коррозия Дрожание
9 21 О, 1 360 Налипания, Дрожание задиры
10 21 0,09 350 Коррозия Дрожание
11 21 О, 12 380 Налипания, Обрыв з адиры, обрыв
Формула изобретения
Составитель Е. Пономарева
Техред И.Асталош Корректор М. Демчик
Редактор Н. Шильникова
Тираж 545 Подпи сное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и от крытий
1 130 35, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 3006/4
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Сравнительные испытания показ али, что предлагаемый состав смазочной композиции (1-6), в отличие от известного (II} обладает меньшим ко-эффициентом трения, лучшими противоэадирными свойствами и значительно снижает усилия волочения (Р).
Иэ табл. 3 видно,.что добавка кислотного соединения пятивалентного фосфора более 30 вес.Ъ приводит к образованию коррозии на поверхности изделия и нарушению стабильности процесса волочения. добавка кислотного соединения пятивалентного фосфора менее 10 вес.Ъ не обеспечивает процесса волочения, что приводит к налипанию металла на инструмент и образованию эадиров.
Таким образом, предлагаемая смазка обеспечивает получение качественной поверхности при волочении иэделий с большими скоростями за счет повышения антифрикционных и противоэадирных свойств смазки, а также сокращение операций при подготовке изделий к деформации, так как исключает нанЕсение подсмаэочного покрытия (покрытие образуется в процЕссе- деформации на поверхности изделия в виде тонкой фосфатной
25 пленки, выполняющей роль подсмазочного покрытия) . Кроме того, упрощает технологический цикл, так как смазка выгорает в процессе термической обработки, следовательно, не требует химического удаления перед термообработкой,:o требует сушки перед деформацией и зделий.
Смазка для холодного волочения металлов, содержащая аминопарафины, отличающаяся тем,что, 40 с целью повышения антифрикционных и противоэадирных свойств смазки и повышения качества обрабатываемой поверхности, смазка дополнительно содержит фосфорную кислоту или ее ангидрид в количестве 10-30 вес.Ъ.
Источники ин формации принятые во внимание при экспертизе
1. Липкин Я. Н., Штанько 13.М. Хи1ыческая и электрохимическая обра5(1 ботка стальных труб. М., Металлургия, 1974, с. 104-105.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 540909, кл. С 10 М 7/30, 1975 (прототип) ..