Смазка для холодного волочения металлов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскик

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-sy (22) Заявлено 280378 (21) 2596241/23 — 04 (51)М. Кл.2 с присоединением заявки ¹

С 10 М 7/02, С 01 М 7/30

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 0506.80. Бюллетень ¹ 21 (53) УДК 621.892;

;621 ° 7.016. . 3(088,8) Дата опубликования описания 050680 (72) Авторы изобретения

П,И. Чуйко, В.Н. Колесников, В.И. Марков, A.È. Брескина, Л.М. Фролова, В.М. Соловьев, В,И. Будников, Л.А. Гудэь, В.П. Педан, В.Д. Носарь и Ю.М. Постолов (71) Заявитель (5 4 ) СМАЗКА ДЛЯ ХОЛОДНОГО ВОЛОЧЕНИЯ МЕТАЛЛОВ

Изобретение относится к технологическим смазкам для обработки металлов давлением и может быть использовано для волочения, в частности в поточных линиях, изделий преимущественно иэ низкоуглеродистых и низколегированных марок сталей.

Процесс волочения стальных изделий (труб, прутков, проволоки и др.) характерен высокими скоростями деформации при больших значениях разовых обжатий.

Однако при этом как скорость, так и степень деформации ограничиваются фи зико-химическими свойствами (вя зкость термостабияьность и др. ) примен яемых сма зо к. С по ниже ни ем вя з- ко сти смаз ки улучшает ся каче ст во поверхности продеформированного изделия, а повышение термостабильности смазки позволяет вести процесс волочения с большей скоростью.

2,0 — 4,5

2,5-8 0

3,5-8,0

2,5-5 0

Остальное

Недостатками укаэанных смаэок является то, что они могут быть uc2g пользованы только при средних скоростях волочения (порядка 3035 м/мин ) . При увеличении скорости волочения свыше 50-80 м/мин в очаге деформации развиваются высокие тем25 пературы (свыше 250 С), вследствие о чего смазки теряют свои противозадирные и антифрикционные свойства.

Это приводит к н алипанию металла на нструмент .и обрыву деформируемых зделий.

В каче ст ве смазки для холодного волочения примен яют 5-7Ъ-ный водный раствор хозяйственного натриевого жгла, который наносят на подсмазочное покрытие или применяют в качестве смазки омыленные кубовые остатки синтетических жирных кислот с добавлением 5-6Ъ поверхностно-активных веществ, например сульфонола и др (11.

Наиболее близкой по составу ин5 гредиентов к предпагаемой является смазка (2) для обработки металлов давлением на основе кубовых остатков дистилляции парафина, содержащая, вес. Ъ:

10 Аминопарафин 2,5 — 5,0

Хлоргидрат аминопарафина

Жирные ки слоты

Ал ьде гиды

15 Нитропарафины

Пар а фи н

739084

Продолжение табл. 1

Те мпе р ат ур а в с пышки о

5 пэ Бренкену С

220-300

Испытание на коррозию

Выдержи вает

Таблица 2 жанке компонентов, вес. Ъ

70 10

30

4 70

5 90

20

Таблица1.

Показ атели

Кислотное число, мг КОН/г

l,5 — 2

Йодное число, мг /2

Вода, Ъ

4-5

Нет

Механические примеси, Ъ

Нет

Раст воримо ст ь в глик оле, глицерине, уайтспирите, Ъ

100

Температура каплепадения, C

Таблица 3

1 21 0,08 310 Налипаний, Плавное, з адиров нет равномерное

2 21 0,075 280 То же

3 21 О, 063 260

Цель изобретения — повышение противоэадирных, анти фрикционных свойств смаэ ки и повышение качества обрабатываемой поверхности при высоких скоростях волочения.

Поставленная цель достигается тем, что смазка, содержащая аминопарафин, которая дополнительно содержит фосфорную кислоту или ее ангидрид, в коли че ст ве 10-30 ве с. Ъ .

Аминопарафины представляют собой промежуточный продукт при производст ве нитрованных парафинов. Аминопарафины — темно-коричневого цвета, мазеобраэной консистенции. Фосфорная кислота НЗРО4 (ГОСТ 6552-58), фосфорный ангйдрид Р2 О (ГОСТ 6-09-575969) .

Приготовления смазки производят сл едующи м о бр аз ом .

В емкость с аминопарафином медленно (во избежание вспенивания) вводят фосфсрную кислоту (или ее ангидрид), перемешивают и дают смеси остыт ь, Смазку наносят на металлоизделия (например трубы) путем окунания или поливом без предварительного нанесения подсмазочного покрытия.

Физико-химические свойства смазки представлены в табл. 1.

B табл.2 представлены составы

10 смазок.

20 2 90 30

6 80

7 95 5

8 60 40

9 95

Эффективность предлагаемых и известной смазочных композиций провер яли по величине коэ ффици е нт а трени я (антифрикционные свойства), по сос40 тоянию поверхности продеформированной полосы из Ст. 20 после волочения (противозадирные свойства) и усилиям волочения (P ) которые определяли на испытательной машине трения (МТ-1)

При этом по каждому иэ вариантов смазок было проведено по 10 испытанийй . Pe з ул ьт ат ы и спыт аний приведены в табл. 3.

139084

Продолжение табл.

Г *

4 21 0,008 310

1 1

5 21 0,075 280

6 21 0,063 260 Налипаний, Плавное задиров нет равномерное

7 2 1 О, 1 360 Налипания, Дрожание задиры

8 21 0,09 350 Коррозия Дрожание

9 21 О, 1 360 Налипания, Дрожание задиры

10 21 0,09 350 Коррозия Дрожание

11 21 О, 12 380 Налипания, Обрыв з адиры, обрыв

Формула изобретения

Составитель Е. Пономарева

Техред И.Асталош Корректор М. Демчик

Редактор Н. Шильникова

Тираж 545 Подпи сное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и от крытий

1 130 35, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 3006/4

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Сравнительные испытания показ али, что предлагаемый состав смазочной композиции (1-6), в отличие от известного (II} обладает меньшим ко-эффициентом трения, лучшими противоэадирными свойствами и значительно снижает усилия волочения (Р).

Иэ табл. 3 видно,.что добавка кислотного соединения пятивалентного фосфора более 30 вес.Ъ приводит к образованию коррозии на поверхности изделия и нарушению стабильности процесса волочения. добавка кислотного соединения пятивалентного фосфора менее 10 вес.Ъ не обеспечивает процесса волочения, что приводит к налипанию металла на инструмент и образованию эадиров.

Таким образом, предлагаемая смазка обеспечивает получение качественной поверхности при волочении иэделий с большими скоростями за счет повышения антифрикционных и противоэадирных свойств смазки, а также сокращение операций при подготовке изделий к деформации, так как исключает нанЕсение подсмаэочного покрытия (покрытие образуется в процЕссе- деформации на поверхности изделия в виде тонкой фосфатной

25 пленки, выполняющей роль подсмазочного покрытия) . Кроме того, упрощает технологический цикл, так как смазка выгорает в процессе термической обработки, следовательно, не требует химического удаления перед термообработкой,:o требует сушки перед деформацией и зделий.

Смазка для холодного волочения металлов, содержащая аминопарафины, отличающаяся тем,что, 40 с целью повышения антифрикционных и противоэадирных свойств смазки и повышения качества обрабатываемой поверхности, смазка дополнительно содержит фосфорную кислоту или ее ангидрид в количестве 10-30 вес.Ъ.

Источники ин формации принятые во внимание при экспертизе

1. Липкин Я. Н., Штанько 13.М. Хи1ыческая и электрохимическая обра5(1 ботка стальных труб. М., Металлургия, 1974, с. 104-105.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 540909, кл. С 10 М 7/30, 1975 (прототип) ..