Многоклиновой гидродинамический подшипник скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
И306РЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик 11> 739269
* я (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 26.09.78 (21) 2689017/25-27 (51) М. Кл.
F 16 С 17/02
F 16 С 27/02 с присоединением заявки №вЂ”
Государственный комитет
СССР (23) Приоритет—
Опубликовано 05.06.80. Бюллетень №21 (53) УДК 621.822.5 (088;8) аа делам изобретений к рткрытий
Дата опубликования описания 09.06.80 (72) Авторы изобретения
Ф. П. Снеговский, А. Е. Горкуша и Н, П. Олейни
Донецкий ордена Трудового Красного Знам политехнический институт (71) Заявитель (54) МНОГОКЛИНОВОй ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК
СКОЛЬЖЕНИЯ
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорных узлах станков и других машин.
Известен многоклиновой гидродинамический подшипник скольжения, содержащий обойму с коническим отверстием, вкладыш с наружной конической поверхностью и выполненными на ней опорными элементами, натяжную гайку. При этом опорные элементы вкладыша опираются на гладкую поверхность конического отверстия обоймы (1) .
Однако известный подшипник обладает недостаточной несущей способностью и виброустойчивостью, так как форма рабочего зазора в нем не оптимальна.
Целью изобретения является повышение несущей способности подшипника.
Указанная цель достигается тем, что на поверхности конического отверстия обоймы выполнены прямые конические зубья, а опорные элементы на наружной конической поверхности вкладыша — в виде конических зубьев, расположенных под углом к продольной оси вкладыша.
На фиг. 1 изображен многоклиновой гидродинамнческий подшипник скольжения в продольном сечении; на фиг. 2 — сечение
А — А фиг. 1 (до деформации вкладыша); на фиг. 3 — развертка сечения зубьев обоймы и вкладыша по их начальной окружности; на фиг. 4 — сечение А — А фиг. 1 (после деформации вкладыша) . . Подшипник содержит обойму 1 с коническим отверстием 2, вкладыши 3 с наружной конической поверхностью 4 и натяжную гайку 5. При этом на конической поверхнос= ти 4 вкладыша 3 выполнены опорные элементы 6. На поверхности конического отверс10 тия 2 обоймы 1 выполнены прямые конические зубья 7, а опорные элементы 6 на наружной конической поверхности 4 вкладыша 3 — в виде конических зубьев, расположенных под углом наклона, например, 15 равным 10 — 30 к продольной оси 8 вкладыша 3. Во вкладыше 3 расположен вал 9.
Конусность поверхностей 2 и 4, количество зубьев 6 и 7 и их модуль определяются расчетным путем в зависимости от режима
20 работы и конструктивных параметров подшипника.
При вращении вала 9 в зазор между валом 9 и внутренней поверхностью вклады- ша 3 подается смазочная жидкость под дав739269 лением (0,5 — 1,5) 10" Па. Для создания клиновых зазоров посредством натяжной гайки 5 вкладыш 3 перемещают в обойме 1.
Вследствие продольного осевого перемещения вкладыша 3 относительно обоймы 1 и образующегося при этом натяга между коническими зубьями 6 и 7 обоймы 1 и вкладыша 3 изменяется диаметральный зазор между внутренней поверхностью вкладыша 3 и поверхностью вала 9 в рабочей зоне. При этом в рабочей зоне в области изменяющегося зазора изменяется радиус кривизны внутренней поверхности вкладЫша 3 (фиг. 4). Одновременно за счет окружных усилий, образующихся между косыми зубьями 6 и прямыми 7 (фиг. 3), возникает сложная деформация кручения вкладыша 3, вследствие которой участки тела вкладыша 3 пространственно деформируются, образуя клиновые зазоры по окружности (фиг. 4) со сложным их распределением по длине вкладыша 3. Для создания оптимальной формы несущих масляных клиньев угол наклона зубьев 6 на вкладыше желательно выбирать в пределах 10 — - 30 .
Изобретение обеспечивает возможность автоматического регулирования формы клиновых зазоров, регулирование диаметрального зазора между вкладышами и вращающимся элементом, а также регулирование радиуса кривизны внутренней поверхности вкладыша в рабочей зоне. Указанные технические возможности обеспечивают повышение несущей способности и виброустойчивости подшипника скольжения, работающего при изменяющихся радиальных нагрузках и высоких скоростях скольжения.
Формула изобретения
Многоклиновой гидродинамический подшипник скольжения, содержащий обойму с коническим отверстием, вкладыш с наружной конической поверхностью и выполненными на ней опорными элементами, натяжную гайку, отличающийся тем, что, с целью . повышения несущей способности путем оптимизации формы зазора по окружности и длине вкладыша, на. поверхности конического отверстия обоймы выполнены прямые конические зубья, а опорные элементы на наружной конической поверхности вклагв дыша — в виде конических зубьев, расположенных под углом наклона к продольной оси вкладыша.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Решетов Д. Н. Работоспособность и надежность деталей машин. М., «Высшая школа», 1974, с. 152, рис. 85.
739269
А -Д
Составитель Г. Колтанюк
Редактор В. Большакова Техред К, Шуфрич Корректор М. Вигула
Заказ 2896/32 Тираж 3095 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
l! 3035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская иаб., a. 4/5 филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная.