Обмотка индукционного аппарата
Иллюстрации
Показать всеРеферат
739664
Союз Советскин
Социалистическик
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6I ) Дополнительное к авт. саид-ву(22) Заявлено 07,06.77 (21) 2492735/24-07 (5I )NL. Кл.
Н 01 Р 27/28
Н 01 F 27/32 с присоединением заявки РЙ (23) Приоритет
Гюсударстввннмй кюмнтет
СССР ню двнаи изобретений и етнрытнй
Опубликовано 05.06.80, Бюллетень Рй 21
Дата опубликования описания 09.06.80 (53) УДК62 1.314, 21(088 8) (72) Автор изобретения
A. И. Савченко (7I) Заявитель (54) ОБМОТКА ИНДУКЦИОННОГО АППАРАТА
Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в производстве индукционных аппаратов, таких как трансформаторы и реакторы.
Известна обмотка индукционного аппарата, содержашая катушки, между которыми равномерно по окружности расположены изоляционные детали, образуюшие радиальные каналы между катушками (витками), и H& торцах катушек (витков) разме»10 шены изоляционные детали, образующие осевые каналы между обмоткой и прилегаюшнми к ней барьерами главной изоляции
Ы
Известна также обмотка индукционного аппарата, содержашая катушки с радиальными каналами между ними и осевые каналы между обмоткой и прилегаюшими к ней барьерами главной изоляции 2, в которой радиальные каналы выполняются с помо-. шью прокладки, а осевые — с помошью реек, которые сочленяются с прикладками
2 подвижным соединением типа уступ-паз
1 (ласточкин хвост) °
Данное устройство является наиболее близким к предложенному по технической сушности и достит аемому аффекту.
Недостатки такой обмотки:
1. Небольшая электрическая прочность каналов из-за того, что выступаювпте в радиальный канал элементы сочленения прокладки с рейкой препятствуют уменьшению канала и расположены вдоль силовых линий электрического поля, а поверхность реек расположена вдоль силовых линий поля между катушками. Указанные факторы снижают электрическую прочность каналов и всей изоляции обмоток индукционного аппарата, из-за чего приходится увеличивать ее размеры, что приводит к увеличению всех габаритов и потерь аппарата.
2, Ухудшенное охлаждение обмоток изза большой ширины прокладок, минимальное значение которой ограничено размерами узла сочленения прокладки с рейкой.
ЖФ .»» Х» ".. - . с . «:»- « -«»«» «.:«
3 7396
3. Понижение надежности индукционно го аппарата из-за того, что при осевой опрессовке обмоток возможно повреждение ярмовой изоляции от упирания в нее реек.
Укаэанные недостатки снижают элек5 трическую прочность изоляции, повышают материалоемкость и потери, электроэнергии как обмотки, так и в целом индукционного аппарата, Цель изобретения - увеличение алек- 1О трической прочности изоляции, снижение материалоемкости и потерь электроэнергии в индукционном аппарате. *
Для этого в известной обмотке индукционного аппарата, содержащей катушки с радиальными каналами между ними и осевые каналы между обмоткой и-прилегающим к ней барьерами главной изоляции, осевые и радиальные каналы образованы с помощью изоляционных полос, охватываю- що щих по крайней мере две смежные поверхности катушки.
При этом для получения каналов задан« ной величины изоляционные полосы могут быть сложены в складки поперек каналов, д а в пределах канала обернуты изоляционными бандажами.
Такая конструкция осевых и радиальных каналов позволяет уменьшить их до преде» лов, допускаемых условиями охлаждения ЗО обмотки, при этом силовые линии электрического поля в каналах всегда направлены поперек поверхности изоляционного материала. Указанные факторы позволяют эначич"ельно- увеличить электрическую проч- З5 ,ность каналов и всей изоляции индукционного аппарата. Существенно снижается также материалоемкость, трудоемкость и энергоемкость изоляционных деталей, так как каналы обраэовываются с помощью по-щ лос простой конфигурации, не требующих сложных штампов, склейки и эапечатки в горячем прессе, а также затрат ручного труда. Предлагаемая конструкция позволя« ет улучшить охлаждение обмоток, так как es полосы могут быть любой минимальной ширины. Надежность обмоток также возрастает, так как предотвращается повреждение изоляции привода и ярмовой изоляции в связи с устранением трения и упирания изоляционных деталей., На,фиг. 1 показана обмотка с различными вариантами выполнения осевых и ра диальных каналов, осевое сечение; на фиг. . 2 - то же, при этом каналы образованы
55 изоляционными полосами, сложенными в складки на фиг. 3 — то же, при этом изо«ляционные полосы обернуты в пределах ка64 ф нала изоляционными бандажами; на фиг. 4 сечение A-А фиг. 3; на фиг. 5 - сечение
Б-5 фиг. 3.
Осевые каналы 1 между катушками 213 и прилегающими к обмотке барьерами
14, а также радиальные каналы 15 между катушками (витками) образованы изоляционными полосами 16, которые охватывают грани 17 катушки (см. фиг. 1). Полосы размещаются равномерно по окружности с зазорамн между ними, образующими каналы. Полосы могут охватывать катушку поЛностью (все 4 грани), например катушки 2 и 3, либо несколько катушек, например катушки 10.-13. Возможны и другие взаимные расположения полос в зависимости от требуемых размеров осевых и радиальных каналов. Так как полосы образуют одновременно осевой и радиальный каналы, то они должны охватывать не менее двух граней сечения катушки.
Полосы в осевом и радиальном каналах могут иметь одинаковую ширину.или разную, например в радиальном больше чем, в осевом.
Для получения канала заданной величины полосы 16 сложены в складки 18 (см. фиг. 2), которые расположены поперек канала. Складки могут быть либо в обоих каналах (радиальном и осевом, как в катушках 6, 7), либо в одном из них (как в катушках 2-5).
Для обеспечения заданной величины каналов 1 и 15 (см. фиг. 3) и скрепления между собой изоляционных полос 15 последние обернуты изоляционными бандажами 19. При необходимостй дальнейшего увеличения канала под изоляционные бандажи могут быть установлены изоляционные прокладки 20 в требуемом количестве (см. фиг. 3, 5).
Изоляционные бандажи 19 могут охватывать все изоляционные полосы 16 в осевом канале 15 или только часть из них (см. фиг. 3, 5).
Целесообразно, чтобы изоляционные бандажи 19 охватывали изоляционные полосы
15 смежных катушек, так как в этом случае обеспечивается механическое скрепление всех полос по высоте обмотки,чем достигается надежная фиксация полос по окружности.
Предложенная обмотка позволяет уменьшить на 15-20% изоляционные промежутки, за счет чего as 7-107 сокращаются габариты, вес и потери индукционного ап пара та.
7396
5 формула изобретения
1. Обмотка индукционного аппарата,содержашая катушки с радиальными каналами между ними и осевыми каналами между катушками, прилегаюшими к ним барье- s рами главной изоляции, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью увеличения электрической прочности изоляции. снижения материалоемкости и потерь электроэнергии, осевые и радиальные каналы об- 0 разованы с помошью изоляционных полос, охватываюших по крайней мере две смежные поверхности катушки.
64
2. Обмотка по и. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что изоляционные полосы сложены В складки поперек каналов.
3. Обмотка по п, 1,,о т л и ч а юш а я с я тем, что изоляциойжые полосы обернуты изоляционными бандажами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США Ж 2986716, кл. 336-185, 1961.
2. Сапожников А. B. Конструирование трансформаторов ГЭИ, 1959, с. 127, 16
739664
Составнтель А. Панибратец
Редактор Т. Загребельная ТехредЖ. Кастелевич Корректор В. Синицкая
Заказ 2983/48 . Тираж 844 Подписное
ИНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113038, Москва, Ж-38, Раушская наб., n. 4/S
Филиал ППП Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4