Устройство для изолирования пазов магнитопроводов электрических машин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И Е

Союз Советских

Соцналмстнческих

Республик

< 739694

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К . АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6I ) Дополнительное к авт. свил-ву(22) Заявлено 05.01.78 (2 I )256499 5/24-07 с присоединением заявки № (23) II риоритет

Опубликовано Q5,Q6.80, Бюллетень ¹ 21

Дата опубликования описания 05.06.80 (5I)M. Кл.

Н 02 К 15/10

Гесударстваииый комитат

СССР дю делам изобретений и аткрытий (53) УДК 621.313.

13 043 181 .4(088.8) (?2) Автор изобретения A. С. Попов

Отделение Всесоюзного научно-исследовательского, проектно-конструкторского и технологического института электротермического оборудования (?I) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗОЛИРОВАНИЯ ПАЗОВ

МАГНИТОПРОВОДОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Изобретение относится к технологи— ческому оборудованию для производства электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности для изолирования пазов магнитопроводов электрических машин.

Известно устройство для изолирования пазов якорей электрических машин, содержашее мехачизм подачи и отрезки изоляй ционного материала, механизм формовки

10 коробов и досылки их в пазы якоря, пово. ротную головку и механизм поворота и фиксации якоря j1).

Однако при изолировании пазов якорей известным устройством необходимо последовательно формовать каждый короб и затем укладывать их в пазы якоря, что снижает производительность устройства.

Наиболее близким к изобретению по технической сушности и достигаемому результату является устройство для изолирования пазов магнитопроводов электрических машин, содержашее технолбгическую оправку с подпружиненными к корпусу оправки толкателями, распоатоженными радиально, механизм поворота оправки и привод радиального перемешения толка- телей P2) .

Однако при изолировании пазов данным устройством после введения изоляции в пазы с полузакрытой формой необходимо дополнительно формовать изоляцию в пазах с помошью формуюших пуансонов, которые вводятся с торца сердечника электрической машины, в результате этого снижается производительность устройства

Бель изобретения — повышение производительности.

Поставленная цель достигается тем, что что устройство для изолирования пазов магнитопроводов электричегких мшиин сосодержит подпружиненные к корпусу оправки формуюшие элементы с клинообразным вырезом на торцовой поверхности, направленным к оси оправки, с приводом их радиального перемеше1

3 73969 ния и расположенных аксиально толкателям.

На фиг. 1 представлена схема устройства для изолирования пазов магнитопроводов электрических машин, общий вид, на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 — технологическая оправка с уложенной в ее пазы изоляцией в исходном положении на фиг. 5 — момент введения изоляции толкателями, на фиг. 6 — момент введения изоляции толкателями и формующими элементами, на фиг. 7 — операция формования изоляции формующими элементами; на фиг. 8 — конструкция фор- 15 мующего элемента.

Устройство для изопирования пазов магнитопроводов электрических машин состо-, ит из технологической оправки, выполненной в 20 вице корпуса 1, в котором размещены толка» тели 2, расположенные радиально и подпружиненные к корпусу l оправки пружиной 3. Толкатели связаны с приводом их радиального перемещения, кото- 25 рые представляют собой пневматический двигатель одностороннего действия, выполненный в виде трубчатой гибкой оболочки 4. Аксиально толкателям 2 симметрично относительно их радиальных осей рас- 30 ,положены формующие элементы, выполненные в виде пластин с клинообразным вырезом на торцовой поверхности, направ леннйм к оси оправки. Формующие элементы 5 также подпружинены к корпусу 35

1 оправки пружиной 6 и связаны с трубчатой гибкой оболочкой 4 пневмодвигателя их радиального перемещения.

Механизм поворота технологической 0 оправки состоит из фланцевого вала 7, к фланцу 8 которого прикреплен корпус

1 оправки, а другим концом вал связан через шестерни 9 и 10 с шаговым приводом 11 поворота оправки. Вал 7 меха- 45 ниэма поворота технологической оправки установлен в подшипниках, корпуса 12 которых закреплены на станине 13 устройства.

Для крепления магнитопровода, напри- 50 мер, статора 14 электрической машины, . на станине 13 устройства расположены задняя пневмобабка 15 со стаканом 16 и разрезной корпус 17, в котором закреплена втулка 18.

Устройство для изолирования пазов магнитопроводов электрических машин работает следующим образом.

4 4

Статор устанавливается на втулку

18 так, чтобы его пазы были совмещены с пазами технологической оправки и производится прижим его стаканом 16 пневматической бабки 15, Заготовленные пакеты из трех изолированных прокладок вкладываются в па- . зы технологической оправки, Подается сжатый воздух в средний пневмодвигатель одностороннего действия, оболочка которого, принимая цилиндрическую форму, приводит толкатели 2 в радиальное движение, придавая U --образную форму пакету изолировочных прокладок, далее сбрасывается сжатый воздух из среднего пневмодвигателя 4, толкатели 2 за счет пружин

3 сжатия возвращаются в исходное положение. В это же время сжатый воздух подается в крайние пневмодвигатели 4, которые приводят в радиальное движение формующие элементы 5, проталкивающие

0 -образную прокладку в паз статора, придают ей овальную форму, соответствующую форме паза статора. Затем воздух сбрасывается из пневмодвигателей 4, формующие элементы 5 за счет пружин сжатия 6 возвращаются в исходное положение, оставляя пазовую прокладку (гильзу) в пазу статора.

Включается шаговый привод 11, который через цилиндрические шестерни 9 и 10, фланцевый вал 7 проиэвбдит поворот технологической оправки на величину одного пазового деления статора, и далее цикл повторяется.

Число рабочих циклов, станка, необходимое для полной изоляции пазов статора равно К = /П, где — число пазов статора; г1 - число пазов технологической оправки,.

После укладки пазовых гильз во все пазы статора задняя бабка 15 отводится в правое крайнее положение, производится съем статора с технологической оправки и втулки 18.

Изобретение позволяет повысить производительность за счет введения в устройство формуюших элементов.

Формула изобретения

Устройство для изолирования пазов магнитопроводов электрических машин, содержащее технологическую оправку с подпружиненными к корпусу оправки ,толкателями, расположенными радиально, механизм поворота оправки и привод радиального перемещения толкателей, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения производительности, содержит подпружиненные к корпусу оправки формующие элементы, выполненные в виде пластин с клинообразным вырезом на торцовой поверхности, направленным к оси оправки, с приводом их радиального пере739694 6 мещения и расположенные аксиально тол- . к ателям.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Картвелишвили Ю. 3., Дагундаридзе Е. Н., Асланидн Л Г. Способы изолирования пазов якорек маломощных коллекторных электрических машин. Труды

ВНИИТМЭ, Тбилиси, вып. 1, 1972.

10 2. Авторское свидетельство СССР

No 359726, кл. Н 02 К 15/10, 1972.