Способ обработки зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е <1,740420

ИЗОБРЕТЕ,Н ИЯ

Союз Советски н

Соцнапистнческнк

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. санд-sy 14 457553 (22) Заявлено 27.03.78 (21) 2595505/25-08 (51)М. Кл.

В 23 F 5/00

В 23 г 9/00 с присоединением заявки .%—

Государственный квинтет (23) Приоритет—

Опубликовано 15.06.80. Бюллетень J4 22 да делам нзвбретеннй н сткрктнй (53) УДК621.914. .7:621.924. .83(088.8) Дата опубликования описания 18 06 80 (72) Авторы изобретения

В. l1. Борисов и Ю. И. Растов

Московский станкоинструментальный институт и Пензенский политехнический институт (71) Заявители (54) CfIOCOE ОБРАБОТКИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Х =(i,И в1ттй .Е к )/(Е ц, где

Изобретение относится к области ме- таллообработки.

B основном авт. св. % 457553 описан способ обработки зубчатых колес с произвольным расположением осей и то5 чечным касанием зубьев в передаче с использованием винтового производящего колеса. Согласно этому способу обработку производят двумя резцами, режущие кромки которых имеют форму гладких кривых, например, второго порядка, сопприкасающихся в точке и имеющих в ней общую касательную. При этом резцам сообщают винтовое движение с параметрами, равными параметрам винтового производяшего колеса.

Обработанные согласно этому способу рабочие поверхности взаимодействующих зубьев обладают невысокой несущей спо Ю собностью вследствие небольшого приведенного радиуса кривизны и имеют значительное удельное скольжение и абразив- ный износ.

Uemþ изобретения является повыше ние несущей способности поверхностей обрабатываемых зубьев за счет увеличения цриведенного радиуса кривизны и-уменыцение их износа за счет снижения скольжения.

Для достижении поставленной цели в качестветраекториитс чки касания плавных кривых режуших кромок двух резцов выбирают ось винтового производящего колеса, которую располагают по отношению к оси винтового относительного движения под углом, величину которого определя.ют по формуле

K угол оси винтовОГО Относитель ного движения с осью обрабатываемого колеса, - число зубьев обрабатываемого колеса;

Ь вЂ” ширина зубчатого венца обра. батываемого колеса;

7404 20 где ь — винтовой параметр винтового производя ше го колеса;

1, 1 — значение коэффшяиепта перекрытия„обеспечивающего непрерывность зацепления пары обрабатываемых колес.

Предложенный способ иллюстрируется чертежами, где представлена схема способа в трех плоскостях: на фиг. 1 - в плоскости, параллельной осям колес и оси винтового производящего колеса; на фиг. 2 — в плоскости, перпендикулярной оси ведущего колеса и параллельной межосевому перпендикуляру; 15 на фиг. 3 - в плоскости, перпендику- лярной оси винтового производящего колеса.

4 -,= угол между осью винтового производящего колеса и осью винтового относительного движения; - угол оси винтового относительного движения колес с осью обрабатываемого колеса; » число зубьев обрабатываемого колеса; — ширина зубчатого венца обрабатываемого колеса; — винтовой параметр производящего колеса;

E,1 — значение коэффициента пере« крытия, обеспечивающего непрерывность зацепления пары обрабатываемых колес.

Формула изобретения

Оси зубчатых колес 1 и 2, вращающиеся с угловыми скоростями удалены друг от друга на расстояние с л и скрещиваются под углом E.. .Межосевой перпендикуляр обозначен через 3.

Ось винтового относительного движения

4 составляет с осями колес 1 и 2 углы и я и удалена от них на расстояния с и о, При этом выполняются равенства g + = g н о +а

2. Д. М

Обработку зубчатых колес осуществля- З0 ют двумя резцами, режущие кромки которых имеют форму гладких кривых 5 и 6, соприкасающихся в точке К и имеющих общую касательную 7. Резцам задают винтовое движение вокруг и вдоль оси винтового производящего колеса 8 с его угловой м) и поступательной в скоростями.

При таком движении производящих кривых

5 .и 6 контакт обработанных поверхностей будет происходить в точке К. При винтовом движении точки К с параметрами винтового производящего колеса профилируются две взаимоогибаемые кривыепродольные линии зубьев 9 и 10 обрабатываемых колес. Они также соцрикасают45 ся в точке К.

В качестве траектории точки касания плавных кривых режущих кромок двух резцов выбирают ось винтового производящего колеса, которую располагают по от- 50 ношению к оси винтового относительного движения колес под углом, величину которого определяют по формуле X =И,k й- ахи к1/(х,ь,), Способ обработки зубчатых колес по авт. св. М 457553, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения несущей способности поверхностей обрабатываемых зубьев за счет увеличения приведенного радиуса кривизны и уменьшения их износа за счет снижения скольжения, в качестве траектории точки касания плавных кривых режущих кромок двух резцов выбирают ось винтового производящего колеса, которую располагают по отношению к оси винтового относительного движения колес под углом, величину которого определяют по формуле

Z = Я,И .ь щ2. !: к /(Б Ь ), Е - угол между осью винтового производящего колеса и осью винтового относительного движения,, : .. - угол оси винтового относительного движения колес с осью обрабатываемого колесаю — число зубьев обрабатываемого колеса; .

4<- ширина зубчатого венца обрабатываемого колеса; к - винтовой параметр винтового производящего колеса;

, — значение коэффициента перекрытия, обеспечивающего непрерывность зацепления пары обрабатываемых колес.

Я Я

Составитель В, Слиткова

Редактор H. Аристова ТехредЖ.Кастелевич Корректор М, Вигула

Заказ 3091/12 Тираж 1160 Подписное

LIHHHHH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д, 4/5

Филиал ППП Патент",г. Ужгород, ул. Проектная, 4