Отопительное устройство для транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советски к
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН Ия
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
40540
Ф
rÐ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.05.78 (21) 2609791/27-11. Кл.
60 Н 1/18 с присоединением заявки №
Гааударствеииый комитет (23) Приоритет ° по делам изабретеиий и открытий
Опубликовано 15.06.80. Бюллетень № 22
Дата опубликования описания 17.06.80
Д К 629.113. .06:628. .8(088.8) (72) Авторы изобретения
N. А. Расторгуев, И. Г. Шарафутдинов и О. И. Прокопов
Восточный научно- исследовательский. нефтегазовый институт по технике безопасности и промсанитарии (71) Заявитель (54) ОТОПИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДДЯ ТРА НСПОРТНОГО
СРЕДСТВА
Изобретение относится к оборудованию транспортных средств, в частности к устройствам для обогрева. транспортных средств с использованием тепла выхлопных газов двигателя внутреннего сгора- ния, и может быть использовано для обо5 грева салонов транспортных и стационарных установок.
Известны устройства для обогрева салонов транспортных средств, содержащие теплообменник, вентилятор, воэдуховод, соединенный с теплообменником и снабженный диффузором (11.
Недостатком такого устройства явлю ется низкая эффективность, вызванная
15 большими потерями тепла в атмосферу.
Наиболее близким к изобретению является отопительное устройство для транспортного средства, содержащее установленный на выхлопной трубе двигателя внутреннего сгорания теплообменик, связанный с нагнетательной полостью вентилятора, и воздуховод, соединенный с одной стороны с теплообменником ,и имеющий на другом конце диффуэор N.
Недостатком известного устройства является также его низкая эффективность.
Это объясняется тем, что теплоиэоляция теплообменника и воздуховода не обеспечивает полного исключения потерь тепла в атмосферу.
Иелью изобретения является повышение эффективности отопительного устройства путем уменьшения тепловых потерь эа счет. рециркуляции воздуха. йзль достигается тем, что устройство снабжено кожухом, охватывающим воэдуховод и теплообменник с образованием между последними и кожухом полости, которая со стороны диффузора сообщена с наружным воздухом, а со стороны теплообменника соединена со всасывающей полостью вентилятора.
На фиг. 1 представлено отопительное устройство, вид сбоку (стрелками показано направление движения выхлоп40 4
3 7405 ных газов и воздуха); на фиг. 2 — сече- ние Л-А фиг. 1.
Устройство содержит установленный на выхлопной трубе 1 двигателя внутреннего сгорания .теплообменник, в корпусе
2 которого сверху и снизу установлены две круглого сечения плоские опоры 3 и
4, через которые пропущены в виде пучка газовые трубы 5. Между опорами
3 и 4 в межтрубном пространстве труб
5 установлены еще две аналогичные плоские опоры 6 и 7, через которые пропущены в виде пучка воздушные трубы 8.
Сверху теплообменника установлен выхлопной патрубок 8. Теплообменник сни- 15 зу из полости, расположенной между опорами соответственно 4 и 7, через патрубок 10 соединен с нагнетательной полостью вентилятора 11. Полость теплообменника, расположенная между опорами 20
3 и 6, соединена с воздуховодом 12, снабженным щелевым диффузором 13, размещенным в салоне транспорта за его стенкой 14. Теплообменник и воздуховод
12 снабжены соответственно.: кожухами
15 и 16 с образованием полостей между ними Б и В, при этом полость И со стороны диффузора 13 сообщается с внешним воздухом, .а полость Б соединена со всасывающей полостью вентилятора 11.
Кожухи 15 и 16 центрируются относительно теплообменника и воздуховода 12 ребрами 17, чем обеспечивается постоянная ширина зазора между ними. Ко- З5 жух 16 со стороны диффузора, снабжен заборным патрубком 18.
В межтрубное пространство теплообменника между опорами 6 и 7, например через заправочную горловину, (на фиг. не показана) заливается жидкий теплоноситель, например трансформаторное масло.
При работе отопительного устройства горячие выхлопные газы двигателя внутреннего сгорания по выхлопной трубе
1 подаются в теплообменник, где газы под опорой 4 распределяются по пучку газовых труб 5, из которых. выходят над
50 опорой 3 и по выхлопному патрубку 9 выбрасываются в атмосферу. Одновременно работает вентилятор 11, который через заборный патрубок 18 забирает воздух и просасывает его через полость
В между кожухом 16 и воздуховодом 12 и через полость Б между кожухом 15 и корпусом 2 теплообменника в свою всасывающую полость, откуда через наугнетательную полость вентилятора воздух под избыточным давлением через патрубок 10 подается в теплообменник между опорами 4 и 7. Здесь воздух распределяется по пучку воздушных труб
8, проходит через них и выводится в пространство между опорами 6 и 3, откуда по воздуховоду 12 подается в диффузор 13, через щели которого выходит в салон транспортного средства или иного рабочего места для его обогрева. При прохождении горячих выхлопных газов по газовым трубам 5, через последние происходит теплообмен с воздухом в межтрубном пространстве между опорами 4. и 7 и воздух подогревается. Одновременно выхлопные газы контактируют с. жидким теплоносителем в межтрубном пространстве между опорами 7 и 6, постоянно подогревая этот теплоноситель. Кроме того, они контактируют с холодным воздухом в межтрубном пространстве меж ду опорами. 6 и 3, где окончательно отдают свое тепло и выбрасываются в атмосферу охлажденными. Применение жидкого теплоносителя в межтрубном пространстве теплообменника позволяет регулировать температурные колебания при изменении режимов работы двигателя внутреннего сгорания, а также обеспечить нагрев воздуха за счет аккумулированного тепла жидким теплоносителем при временных остановках двигателяе
Нагрегый воздух, проходя по воздуховоду 12, частично отдает ему свое тепло, частично тепло отдается и на корпус теплообменника как подогретым воздухом, так и выхлопными газами. Холодный воздух, поступающий через патрубок
18, проходит под кожухом 16, соприкаса ется с поверхностью воздуховода 12 и забирает тепло отдаваемое им, далее поступает в кожух 15 и таким образом снимает тепло и с корпуса 2 теплообменника. Подогретый воздух через всасывающий патрубок забирается вентилятором 11 и подается на полный обогрев в теплообменник. Воздуховод 12 и теплообменник не теряют тепло в атмосферу, а отдают его воздуху, поступающему на обогрев, поэтому снижаются потери тепла, а частично подогретый воздух более эффективно нагревается в теплообменнике. Так как пребывание воздуха в кожухах 16 и 15 кратковременно, предварительный нагрев его незначителен, то исключаются потери тепла через стены
Огопительное устройство для транспортного средства, содержащее установ- 15 ленный на выхлопной трубе двигателя внутреннего сгорания теплообменник, связанный с нагнетательной полостью вентилятора, и воздуховод, соединен5 740540 б этих кожухов в атмосферу. Воздуховод ный с одной стороны с теплооб12, теплообменник, кожухи 16 и 15 мо- менником и имеющей на другом конце гут быть частично теплоизолированы. диффузор, о т л и ч а ю щ е е с я
Такое выполнение устройства позволит тем, что, с целью повышения его эффекповысить эффективность" работы тепло- тивности путем уменьшения тепловых обменника путем исключения потерь теп- потерь за счет рециркуляции ваздуха, ла, а использование этого устройства оно снабжено кожухом, охватывающим позволит улучшить климатические усло- воздуховод и теплообменник с образовия в пассажирских и рабочих салонах ванием между последним и кожухом пстранспортж х средств. О лости, которая со стороны диффузора сообщена с наружным воздухом, а со стороФор мула изобретения ны теплообмен шка соединена со всасывающей полостью вентилятора»
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Патент Франции Х 2157339, кл. В 60 Н 1/00, 1973.
2. Патент США Nv 3720372, кл 237-12.3, 1972.
ФФЕ-2
UHHHHИ Заказ 3114/18
Тираж 763 Подписное
Филиал ППП Патент, г. Ужгород,ул.Проектная,4