Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е (11 740547
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (6) ) Дополнительное к авт. саид-ву (22)Заявлено12.09,77 (21)2521650/27-11 (5 () К. Ел.
2 с присоединением заявки №
В 60 K 41/06 т- 16 Н 5/64
Государственный KGMHTBT (23) П риоритет но лелем изобретений и открытий (53) УД$629.113., -585.2(088.8) Опубликовано 15.06.80, Бюллетень Л 22
Дата опубликования описания 17.06.80 (72) Авторы изобретения
В. И. Соколовский и Ю. С. Шурлапов
Московский трижды ордена Ленина, ордена Октябрьской Револ.опии и ордена Tpynozего Красного Знамени автомобильный завод им. И, A. Лихачева (7l) Заявитель (54) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к транспортной техтттпс е, Известна гидромеханическая трансмиссия транспортного средства, содержащая гидротрансформатор с фрикционной муфтой его блокировки, переключаемую вручную коробку передач с фрикционными алементами и систему управлении, имеющую клапан автоматической блокировки гпдротрансфор матора, подключеннь-й к датчику скорости транспортного средства и гидробаку через !
О золотниковьтй селектор управления блокировкой гидротрансформатора и источник рабочей жидкости (1) .
1З
В такой гидромеханической трансмиосии обеспечены два режтпта управления фрикционттой муфтой блокироики гидротрано форматора, причем на динамическом режи ме гидротрансформатор постоянно включен (разблокирован}, а на экономическом режиме обеспечена возможность автоматической блокировки и разблокировки гидротрансформатора по двум параметрам - скорости движения транспортного средства тт нагрузке двигателя.
Недостаток устройства заключается в том, что переход с одного режима работы на другой щзоизводится вручную, что уо ложняет управление трансмиссией и правильный выбор резкимов, особенно в тяжелых условиях движения, характерщж, например, для бездорожья.
Цель изобретения - упрошение процесса управлеттия трансмиссией нри обеспечении силового воздействия на селектор управления в моменты переключения ступ&ней в коробке передач.
Доставленная цель достигается тем, . что система управленття снабжена клапаном ручного управления фрикциокньтми алеметами коробки передач, имеющим поштружвненный золотник, установленный соосно золотнику селектора управления для взаимодействия с ним, при атом источник давле ния рабочей жидкости сообщен с клапаном автоматической блокировки гидротрансформатсра через клапан ручного управления„
3 740547 4 учного управления 1на 12 сообщается с гидробаком через конце и размещен смежную с ней полость 42; а полость 37 ектора управления, корпуса 18 селектора 11 сообщается с ена на золотнике гидробаком через смежную с ней полость ром, находящимся: 43, ного элемента, Датчик 10 нагрузки двигателя сообщаской цепью с орга- .ется каналом 44 с полостью 45 перед не водителя, плунжером 17 и каналом 46 с полостью а предлагаемая гид- 47 перед поршнем 16 клапана 8 автомаиссия с системой g тического управления. гидр отр ансформ а . Клапан 8 автоматического управления уфту 2 его блокйроа- каналом 48 сообщается с полостью 49 с выходным валом фрикционной муфты 2. Турбинный вал 50 нт 5 переключения гидротрансформатора 1 жестко соединен-с орматор 1 жестко 15 корпусом 51 фрикционной муфты 5, размегателя (не.показан). щенной на входном валу 52 коробки 3 песодержит исто| редач. и, клапан 8 автома- Гидромеханическая трансмиссия работаикционной м той ет следующим образом.
Золотник клапана р выполнен с упором на в корпусе клапана сел а его пружина установл между корпусом и упо под воздействием нажим связанного кинематиче ном управления в кабь г1а чертеже показан .ромеханическая трапом управления, содержащая тор 1, фрикционную M ки, коробку 3 переда.
4, фрикционный алеме ступеней. Гидротрансф связан с валом 6 дви
Система управления ник 7 рабочей жидкост тического управления р у3
2 гииротрансформатора 1, датчик 9 око- 20 рости машины, датчик 10 нагрузки двигателя, ручной селектор 11 и клапан 12 ручного управления фрикционным элементом коробки 3 передач.
Клапан 8 содержит корпус 13, подпру- 25 жиненный золотник 14 с примыкающими к нему поршнями 15 и 16 и плунжер 17.
Селектор 11 содержит корпус 18 с золотником 19, имеющим два фиксированных положения. Фиксация золотника 19 осуществляется при помощи нарезанных на золотнике канавок 20, шарика 21 и пружины 22 °
Золотник 23 клапана 12 ручного управления фрнкционным элементом 5 расположен соосно золотнику 19 селектора 1 1 и размещен в корпусе 18 селектора 11, при атом хвостовик 24 золотника 23 находится под воздействием нажимного алемента 25,связанного кинематической це- 4О пью с органом управления в кабине водителя. Пружина 26 размещена между стенкой 27 корпуса 18 и упором 28, жестко связанным с хвостовиком 24 золотника 23.
Источник 7 рабочей жидкости соединен
45 каналом 29 с полостью 30 клапана 12 ручного управления и через смежную полость 31 каналом 32 с клапаном 8 автоматического управления. Полость 31 каналом 33 сообщается с полостью 34 фрик-50 ционного алемента 5 коробки передач. Дач чик 9 скорости каналом 35 сообщается с полостью 36 корпуса 18 селектора 11 и через смежную полость 37 каналом 38 с крайней полостью 39 клапана 12 ручно55 .го управления и каналом 40 с полостью
41 перед поршнем 15 клапана 8 автома)тического управления. Полость 39 клапаПри стоящем на месте транспортном средстве и работающем двигателе его вал .
6 вращает насосное колесо гииротрансформатора 1, и через турбинный вал 50 вращение передается на корпус 51 фрикцион ного элемента 5 коробки 3 передач. Одновременно давление источника 7 рабочей жидкости каналами 29 и 33 через полости
30 и 31 подводится к фрикционному элементу 5. В результате этого начинает вращаться входной вал 52 трансмиссии, но автомобиль не трогается с места, так как рычаг управления коробкой передач находится в нейтральном положении при котором вращение на выходной вал 4 коробки передач не передается. Для трогания с места водитель включает одну из понижающих ступеней в коробке передач, для чего предварительно разрывает силовой поток (разъединяет двигатель и транс- миссию), воздействуя на золотник 23 клапана 12 с помощью нажимного элемента
25. При этом зотатник 23 из исходного правого крайнего положения перемещается в левое крайнее положение, при котором прекращается подвод давления источника
7 к фрикционному алементу 5, а его рабочая полость 34. сообщается с гидробаком через полости 31 и 42 клапана 12 ручного переключения, Одновременно при перемещении влево золотника 23 он воздействует на золотник 19 селектора 11, перемещая его в левое крайнее положение, прн котором датчик 9 скорости сообщается через полости 36 и 37 корпуса 18 селектора и канал 40 с рабочей ,полостью 41 поршня 15, клапана 8 автоматического управления. зс
ЭН 2.
Форм ула изобретения
5 7405
По окончании включения низшей ступени в коробке передач воздействие на клапан 12 со стороны. водителя прекрашается, и его золотник 23 под действием пружины 26 возвращается в правое крайнее положение, при котором давление источника 7 вновь подводится к фрикционцому элементу 5. Начинает вращаться выходной вал 4 трансмиссии, и транспортное средство трогается с места. По мере раз- 10 гона при определенном соотноше;пш скорости движения и положения педали упраг ления двигателем происходит автомати еская блокировка гидротрансфарматора, при которой золотник 14 клапана 8 переходит 5 в левое крайнее положение, а давление ио точника 7 через каналы. 32 и 48 подводится к фрикционной муфте 2.
Каждое последующее переключение ступеней сопровождается перемещением зо- 2О лотника 23 клапана 12 ручного управления в левое крайнее положение, при котором происходит автоматическая разблокировка гидротрансформатора цоскольку в левом крайнем положении давление датчи- 25 ка 9 скорости передается через полости
39 и 42 гидробаку. Вследствие этого зоJIGTHHE 14 под действием давления со стороны датчика 10 нагрузки двигателя и пружины клапана 8 перемешается в правое err крайнее положение. При этом подача давления источника 7 к фрикционной муфте 2 прекращается, а полость 49 муфты 2 сообщается с гидробаком.
При движении транспортного средства в тяжелых дорожных условиях, например при преодолении препятствий на понижающих ступенях трансмиссии, водитель принудительно разблокирует гидротрансформатор, для чего перемещает золотник 19 селектора ll a правое крайнее положение, при котором датчик 9 скорости разобшается с клапаном 8 автоматического управления, а полость 49 фрикционной муфты 2 45 сообщается через полости 37 и 43 корпуса 18 с гидробаком. При этом золотник 14 клапана 8 переходит в правое крайнее положение, при котором полость 49 фрикционной муфты 2 сообщается с гидро- 5О баком., и гидротрансформатор разблокируется.
После преодоления трудного участка препятствия в случае переключения ступеней в коробке передач селектор возвращу-55 ется в левое крайнее положение, при котором датчик 9 скорости машины вновь подключается к клапану 8 автоматическо47 6 го управления,чем создается возможность блокировки гидротрансформатора
Поскольку водитель пользуется селектором и клапаном ручного управления поочередно, то для обеспечения четкой раздельной их работы соосно установленные золотники 19 и 23 не имеют непосредственно контакта, для чего золотник 23 может содержать ограничитель его хода, обеспечивающий зазор б между упомяну тыми золотниками, Тогда условие r"араггтированного перемещения золотника селектора при данной конструкции стопорного устройства выражается следующим неравенством: где l1 - ход золотника клапана, ah зк Зс ход золотника селектора.
Таким образом, при переключениях сту пеней в коробке передач селектор автома тически устанавливается в левое крайнее положение, соответствующее эксномичеокому режиму, прц котором производится автоматпческач блокировка гидротрансформатора, что повышает зкономические показатели машины при длительном движении по хорошей дороге. Наряду с этим при дви жеции в тяжелых условиях на любой включенной ступени прп правом положении золотника селектора обеспечивается динамический режим, при котором гидрочрансформатор постоянно разблокирован, так как возмог ость блокировки снята.
Дииамическцй режим предназначен для более кратковременного использования и потому он сохраняется до очередного переключения ступеней в коробке передач.
Предлагаемое устройство упрощает управление гидромеханической трансмиссией с коробкой передач, переключаемой вручную при использовании двухпозиццонного селектора, создающего возможность пегггения транспортной машины в различных дорожных условиях с разблокированным и блокированным гидротрацсформатором.
1. Гидромехапическая трансмиссия транспортного средства, содержащая гидротран сформатор с фрикционной муфтой его блокировки, коробку передач с фрикционньнли элементами и систему управления, имею= щую клапан автоматической блокировки гидротрансформатора, подключенный к дат чикч скорости транспортного средства и
7 740547 Я гидробаку через золотниковый селектор тической блокировки гидротрансформатора управления блокировкой гидротрансформатс- через клапан ручного управления. ра и источник давления рабочей жидкости, . 2. Трансмиссия по п. 1, о т л и ч аотличающаяся тем,что, сне- ющаяся тем,чтозолотш кклапана лыо упро цения пропесса унравпепия транс- ручного управления выполнен с упором на миссией при обеспечении силового воздей- конде и размещен в корпусе клапана cecTBHs на селектор управления в моменты лектора управления, а его пружина устапереключения ступеней, система управлс- новлена на золотнике между упомянутым ния снабжена клапаном ручного управле- корпусом и упором. ния фрикционными алементами коробки пе-, редач, имеющим подпружиненный золот- Источники информапии, ник, установленный соосно золотнику се- принятые во внимание НрН акспертнзе лектора управления для взаимодействия 1, Авторское свидетельство СССР по с ним, при атом источник давления рабо- . заявке М 2347081/11, кл. В 60 К 41/06, чей жидкости сообщен с клапаном автома - > 09,04.76. с < У
ЫНИИПИ Заказ 3114/18 Тираж 783 Подписное
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4