Шнековый движитель

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

пате

ОП И

CdIo3 Соаетскиз

Социалистичесиик

Республии (ii) 740591

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22)Заявлено 19.06.78 (2! ) 2630237/27-11 с присоединением заявки K (23) Приоритет

Опубликовано 15.06.80. Бктллетень,% 22

Дата опубликования описания 16.06.80 (51)М. Кл.

В 62 D S7/00

В 60 F 3/00

Государственный квинтет

СССР по денем изобретений н отврытнй (53) УДК 629. . 113.03 (088.8) А. ф. Николаев, А. П. Куляшов, В. Е. Колотилин и В. И. Маркус (72) Авторы изобретения

Горьковский политехнический институт им. А. А. Жданова (7I) Заявитель (54) ШНЕКОВЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ

Изобретение относится к транспортному машиностроению, и в. частности, к движителям высокой проходимости, обеспечивающим передвижение машины по снегу, болоту и другим слабонесушим грунтам.

Известен шнековый движитель, содержащий два побортно расположенных винтовых ротора, концы которых шарнирно у"ано "ены в корпусе транспортного р д-то ства и посредством редукторов соединены с трансмиссией (1) .

Недостатки такого движителяя — пониженная тяга и маневренность транспортного средства.

Известен другой шнековый движитель содержащий две пары побортно располо женных винтовых роторов, крайние концы которых шарнирно установлены в корпусе транспортного средства, а средние— в редукторах, соединенных вертикальными приводными валами с трансмиссией, причем каждый из редукторов жестко установлен в корпусе транспортного средства(2).

Этот движитель. имеет повышенную тягу и лучшую маневренность, однако ввиду жесткого расположения роторов на корпусе, в нем нельзя регулироттать величину опорной поверхности роторов или me- менять профиль опорной поверхности роторов в соответствии с неровностями почвы.

Бель нзобретенйя - улучшение проходимости путем изменетптя высоты расположения средних опор роторов.

Поставленная цель достигается тем, что в предлагаемом шнековом дважителе. содержащем две пары побортно расположенных винтовых роторов, наружные концы которых шарнирно установлены в корпусе транспортного средства, а внутренние - в средних опорах и соединены силовой передачей, размещенной в опорах через приводной вал с трансмиссией, шарниры наружных концов роторов выполнены двухстепенными, силовая:1, передача на каждый борт выполнена в виде редуктора с приводным вертикальным валом в виде

7 4059 гидроцилиндра, шток которого связан с его корпусом скользящим соединением, передающим крутяший момент.

На фиг, 1 показан предлагаемый движитель с прямолинейной образующей опорной поверхности роторов; на фиг. 2 — то же, с криволинейной образующей опорной поверхности роторов, на фиг. 3 — средняя опора редукторов привода роторов.

Шнековый движитель состоит из.кор- 10 пуса 1, роторов 2; опор 3, на которых посредством двухстепенных шарниров 4 закреплены крайние концы роторов 2, и редукторов 5, силового привода, соединенных посредством вертикальных привод- 1s ных валов 6 с трансмиссией 7 транспортного средства. Каждый редуктор 5 посредством опор 8 укреплен на нижнем конце вала 6, который снабжен конической шестерней 9, передающей вращение ро- 20 торам 2 при помощи шестерен 10, шлицевых валов 11 и фланцев 12 установленных на подшипниках 13. Если роторы 2 выполнены гибкими, то они жестко

1 соединены с фланцами 12, а если ротс-. 2> ры 2 жесткие, их соединение с фланцами

12 должно быть подвижным, обеспечивающим двухстепенный поворот.

Верхний конец каждого вала 6 выполнен в виде гидроцилиндра, корпус 14 кото-З0 рого установлен на подшипниках 15 в корпусе 1 транспортного средства, а шток 16 имеет поршень 17 и снабжен скользящим соединением, например. шлицами 18, передающими крутящий момент.

Во внутреннюю полость гидроцилиндра посредством штуцера 19 подводится дав ление текучей среды, например воздуха или масла.

При движении транспортного средства 40 крутяший момент от трансмиссии 7 передается на корпус 14 гидроцилиндра, а от него за счет шлиц 18 вертикальному валу 6, шестерне 9, шестерням 10 и от них фланцам 12, вращающим роторы 2. Опорная нагрузка.от роторов 2 передается через подшипники 13 корпусу редуктора 5, и через опоры 8 валу 6, а через жидкость, расположенную в кор усе 14 гидроцилиндра, — к корпусу 1 50 транспортного средства.

При необходимости изменить высоту расположения средних опор роторов жид1

4 кость под давлением подается через шту цер 19 в корпус 14 гидроцилиндра, при этом поршень 17 вместе с валом 6 и группой подшипников 13 опускается, в результате движитель принимает вид, изображенный на фиг. 2. Роторы изгибаются при этом площадь их контакта с грунтом уменьшается, что полезно на фрикционных и весьма прочных средах, так как приводит к уменьшению потерь на трение.

При движении через единичные препятствия средняя опора может быть поднята, что облегчает их црохождение. Возможно также обеспечить амортизацию корпуса путем соединения штуцера 19 с гид-. роаккумулятором (не показан), Внедрение такого изобретения позволяет значительно расширить диапазон удельных давлений на опорную поверхность грунта и увеличить проходимость за счет увеличения на 15-20% силы тяги. Изобретение позволяет также осуществлять приспособляемость движителя к неровностям почвы, а также амортизацию корпуса.

Формула изобретения

Шнековый движитель, содержащий две пары побортно расположеннйх винтовых роторов, наружные концы которых шарнирно установлены в корпусе транспортного средства, внутренние — в средиихопорах и соединены силовой передачей, размещенной в опорах, через приводной вал с трансмиссией, о т л и ч а ю m и йс я тем, что, с целью улучшения проходимости путем изменения высоты расположения средних опор роторов, шарниры наружных концов роторов выполнены двухстепенными, а силовая передача. на каждый борт выполнена в виде редуктора с приводным вертикальным валом в виде гидроцилиндра, шток которого связан. с его корпусом скользящим соединением, передающим крутящий момент.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе.

1. Авторское свидетельство СССР

Х 48140, кл; В 62 D 57/00, 1947.

2. Патент Франции N. 1510219, кл. В 60 F, 1967. 740591

Составитель Д. Аптер

Редактор М. Харитонова Техред M. Петко Корректор.С. Шехмар

Заказ 3 1 1 8/20 Тираж 730 Подписное

БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, .Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4