Зубчатая передача

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСЛНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<и/41ОО6 (61) Дополнительное к авт. санд-ву М 627274 (22) Заявлено 02.02.78 (21) 2577824/25-28 с присоединением заявки .%— (23) Приоритет—

Опубликовано 15,06,80, Бюллетень № 22

Дата опубликования описания 18.06.80 (5 I ) M. Кл.

F 16 Н 1/12

Гасударстввннъ и квинтет

СССР

IIo денете нэебретеннй и атхрытнй (тЗ) УДК 621.831 (088,8} (72) Автор изобретения

Б, Д. Борисов

Московский станкоинструментальный институт (71) Заявитель (54} ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА где

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам с непересекающимися осями колес типа гипоидных, По основному авт. св, Л 627274

5 известна зубчатая передача с непересекающимися осями и точечным касанием зубьев, поперечные профили которых выполнены в виде плавных кривых, например, второго поряцка, а продольные линии зубьев определены в системе каждого из колес следом движения. точки касания зубьев по винтовой линии зацепления, ось и параметр которой совпадают. с осью и параметром винтового производящего колеса (BIlK}.

Недостатками этой передачи являются невысокая несущая способность рабочих поверхностей,, взаимодействующих зубьев вследствие небольшого приведейпого радиуса кривизны и интенсивный абразивный износ по причине значительного уцельного скольжения.

Целью изобретения является повышение несущей способности рабочих поверхностей зубьев за счет увеличения их приведенного радиуса кривизны в нормальФ ных сечениях вдоль вектора относительной скорости и одновременного умею,щения износа зубьев за счет значительного снижения их скольжения.

Для достижения указанной цели взаимообгибаемые продольные линии зубьев в системе каждого из колес описаны следом движения точки касания зубьев по оси винтового производящего колеса, ссставляющей с осью винтового относительного движения угол, обеспечивающий непрерывность зацепления и определяемый по зависимости:,.1= (Ы "" п 1тт Е,) /(„Ъ„), ™ коэффициент перекрытия, обеспечивающий непрерывность зацепления, например

Е - -1,1;

3 741 0

- винтовой параметр винтового и производящего колеса, Е - угол оси винтового относительного движения с осью ведущего колеса

7.„ - число зубьев ведушего коле5 са, ) - ширина его зубчатого венца.

На фиг. 1 изображена схема зубчатой передачи (плоскость чертежа параллельная осям колес); на фиг. 2 - то же, вид сверху (плоскость, чертежа перпендикулярна оси ведущего колеса); на фиг. 3показаны без искажения профили зубьев (плоскость чертежа перпендикулярна оси

ВПК) .

Передача содержит эацепляющиеся колеса 1, 2, оси 3,. 4 которых скрещиваются под углом g и удалены друг от друга на расстояние а х,. Ось 5 винтового 2р относительного движения составляет с осями 3, 4 колес 1, 2 углы 3„и 2. и удалена от них на расстояния ц„и С .

При этом выполняются равенства

Е„+Е,,=Х и а4+аа=с3%

Профили 6 и 7 (фиг. 3) зубьев, имеющие касание в точке К, выполнены в виде плавных кривых, например, второго порядка, в частности, по дугам окружностей.

Взаимоогибаемые продольные линии

8,9 зубьев в системе каждого иэ колес

1, 2 описаны следом движения точки К касания зубьев по оси 10 ВПК. Ось 10 должна составлять с осью 5 винтового относительного движения угол Z 1 обеспе-55 чивающий непрерывность зацепления и определяемый по зависимости, R„= CE. Ët:ÊпМП2V 1! (Х„Ъ„1

Ось 10 ВПК удалена от оси 5 на расстояние С (фиг. 2).

Начальными поверхностями являются гиперболоиды 11, 12, полученные враще06 4 нием оси 10 ВПК вокруг осей 3,4 колес

1, 2.

Предлагаемая передача позволяет повысить несущую способность поверхностей зубьев за счет увеличения из приведенного радиуса кривизны в нормальных сечениях вдоль вектора относительной скорости (условно не показан) и одновременно уменьшить их износ за счет значительного снижения скольжения.

Формула изобретения

;фбчатая передача по авт. св.

% 627274, отличающаяся тем, что, с целью говышения несущей способности рабочих поверхностей зубьев эа счет увеличения Их приведенного радиуса кривизны в нормальных сечениях вдоль вектора относительной скорости и одновременного уменьшения износа зубьев эа счет значительного снижения их сколь жения, взаимоогибаемые продольные линии зубьев в системе каждого из колес описаны следом движения точки касаний зубьев

go оси винтового производящего колеса, составляющей с осью винтового относительного движения угол, обеспечивающий непрерывность зацепления и определяемый по зависимости, X. (й К„ып и „ ((Z„g„), где Е - коэффициент перекрытия, обеспечивающий непрерывность зацепления, например Я =-1, 1, )(винтовой параметр винтового

5 производящего колеса, - угол оси винтового относитель4 ного движения с осью ведущего колеса, 2. - число его зубьев, ц - ширина его зубчатого венца.