Устройство для ограничения угла поворота и торможения вращающихся масс
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ р1,741254
Ф (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 21.1177 (21) 2546086/18-24 с присоединением заявки Мо (23) Приоритет
Опубликовано 1506.80. Бюллетень Мо 22
Дата опубликования описания 150680 (51)и. к .
G 05 G 5j04
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621-327 (088. 8) (72) Авторы изобретен и я
В.Д.Хрусталев и В.N Исьемин (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ УГЛА ПОВОРОТА
И ТОРМОЖЕНИЯ ВРАЩАЮЩИХСЯ МАСС
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для ограничения угла поворота и торможения вращающихся масс механизмов и машин.
Известны устройства для механического ограничения угла поворота вращающихся масс, допускающие повоо рот на угол, превышающий 360, содержащие стопорный механизм и амортизаторыы — поглотители эн ер гии вращающихся масс (1) .
Наиболее близким по техническому решению является устройство для механического ограничения угла поворота на угол, больший 360О, содержащее корпус, основной вал, стопорный механизм, состоящий из винта и гайки, и поглотители энергии вращающихся масс — тарельчатые амортизаторы.
Это устройство обеспечивает торможение подвижной системы в пределах угла поворота, пропорционального ходу амортизатора (2) °
Однако в этом устройстве выход системы из зоны торможения происходит под действием отбрасывающего момента, вызванного накопленной энергией амортизаторов. Эта энергия может быть достаточно большой и вызвать отброс системы из эоны торможения в рабочую зону, В ряде случаев, например, при применении следящей системы, наличие отбрасывающего момента требует дополнительного тормозного момента, а следовательно, и увеличения мощности привода и приводит к дополнительным ошибкам следящей системы, 1О
Еще одним недостатком является то, что ограничиваемый угол поворота не может быть достаточно большим, так как зависит от числа шагов резьбы винта стопорного механизма, непо15 средственно влияющих на габариты.
В свою очередь, увеличение числа шагов резьбы приводит к большим перемещениям гайки, а следовательно, к значительным перекосам штоков амор20 тизаторов, что снижает угол торможения и увеличивает усилие торможения.
Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик
25. при увеличении угла торможения, обеспечение реверсирования основного вала устройства из зоны торможения с нулевым тормозным моментом при сохранении постоянного значения уг30 ла начала торможения, 741254
Цель достигается тем р что стопор ный механизм состоит из двух расположенных в одной плоскости и кинематически связанных между собой упоров, один из упоров расположен на дополнительном валу, связанном с корпу-. сом, второй упор расположен соосно на основном валу, по обе сторонь? от торцевой поверхности второго упора, на основном валу установлены храповые колеса, поглотители энергии и втулки, причем в торцевых поверхностях второго упора выполнены выточки, в которых устанбвлены кольца с подпружиненными фиксаторами храпо-вых колес, а на кольцах и втулках выполнены согласующие выступ??, а так же тем, что, с целью обеспечения реверсирования основного вала,- .::а кольцах H B TopoM ?lop HL?ïoëiiåIIû согласующие выступы, а межцу кольцами и втулками размещены шариковые фиксаторы; на первом упоре располo><åíû пружинные захваты, размещенные з одной плоскости с выемками, выпо??ненными н а втором упор е, На фиг. 1 изображен общий виц опись?ваемого устройства, разрез;:.а фиг. 2 — часть ст опорного меха. ?изма; на фиг. 3 — вторая часть стопорного механизма; на фи г, 4 — шари ковый
Фиксатор.
Устройство для ограни: ения угла поворота и торможения вращающихся масс состоит из двух вращающихся упоров 1 II 2, причем упор 1 жестко установлен на дополнительном валу 3, а упор 2 крепится на шарикоподшип:-?яках ??а основном валу 4, Бал -. 3 и 4 вращаются в шарикоподшипниках, установленных в корпусе 5. В выточках торпевых поверхностей упора 2 вращаются кольца б и храповые колеса 7,причем в кольцах 6 на осях 8 установлены подпружиненные Фиксаторы. обачки 9 прижатые к храповым кс>ле10. На сах 7 с двух сторон прикреплены фрикционные накладки 11, представляющИЕ СОбОй ПОГЛОтнтЕЛИ ЭНЕРГИИ„ KOTIb"" ца 12 прижимаются к Фрикционным накладкам 11 посредством шести пружин
13, надетых на стержни 14 и регули— руем-?х гайками 15. На валу - при помощи шпонок 16 жестко зак,.-..еплены втулки 17 и 1 8 с выступами. На угоре 2 жестко закреплено зубчатое колесо 19, сцепленное с зубчат;?м колесом 20, закрепленным на валу 3„
На упоре имеются пружинные захваты
21, размещенные в одной плоскости с выемками 22 (см, фиг, 3), На втулках 18 и 17 выполнены согласующие выступы 23, на концах бсо гласуюши е выст упы 2 4, 2 5 „с двух сторон второго упора размещены выступы 26, а между кольцами 6, втулками 17 и 18 — шариковые фиксаторы 27.
При вращении ведущего вала 4 весь набор находящихся на нем элементов вращается вместе с валом, причем вал
3 тоже вращается за счет зацепления зубчатых колес 19 и 20. Передаточ ное число зубчатой пары выбирается таким, чтобы вал 4 сделал требуемое число оборотов, при достижении которого упоры 1 и 2 сталкиваются и останавливаются. Начинается период тормо?О жения. При этом пружины захвата 21 заскакивают в выемки 22 на упоре 2 (см„ фиг ° 3) . Так как вал 4 продолжает вращение, QH вращает втулку 17, которая своим выступом 23 ведет выступ 24 кольца б ° При этом собачки 9 упираются в храповое колесо 7 и поворачивают его относительно кольца 12 и упора 2, преодолевая момент трения Фрикционных поверхностей и осусяествляя гашение кинетической
2?) энергии. После гашения всей кинетической энергии происходит остановка движущихся масс устройства.
При реверсировании вала 4 шарико†вый фиксатор 27, расположенный в кольце б (см. Фиг. 4) шариком, нахоцяшимся в канавке выступа 23 втулки 17, ведет кольцо 6 втулки 17, co— бачки 9 при этом проскакивают по храповому колесу 7 до момента каса— ния высту? ов 25 и 26. После этого действием ведущего крутящего момента пружины захвата 21 выскакивают из выемок 22 упора 2 и упоры 1 и 2 расходятся, отсчитывая новый рабочий цикл.
13конце :нового цикла все процессы повторяю ся, только в работу включается втулка 18 и сцепленные с ней кольцо б и храповое колесо 7 (нижнее на Фиг. 1) .
40 Устройство для ограничения угла поворота и торможения вращающихся масс обеспечивает реверсирование в:=.ла устройства из эоны торможения с нулевым тормозным моментом и сохраняет постоянство значения угла начала торможения, а также обеспечивает возможность поворота вращающихся масс на угол, значительно больший
3600, Формула изобретения
Устройство для ограничения угла поворота и торможения вращающихся
Масс, содержащее корпус, основной вал, стопорный механизм и поглотители энергии, о т л и ч а ю ш е е с я тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик ео при увеличении угла торможения, стопорчый механизм состоит из двух расположенных в одной плоскости и кинематически связанных между собой упоров, один из упоров жестко расположен на дополнительном залу, свя741254 Puz.2 ванным с корпусом, второй упор расположен соосно на основном валу, по обе стороны торцовой поверхности второго упора, на основном валу уста- новлены храповые колеса, поглотители энергии и втулки, причем в торцовых поверхностях второго упора выполнены выточки, в которых установлены кольца с подпружиненными фиксаторами храповых колес, а на кольцах и втулках выполнены согласующие выступы.
2. Устройство по п.1, о т л и— ч а ю щ е е с ятем, что, с целью обеспечения реверсирования основного вала, на кольцах и втором упоре выполнены согласующие выступы, а между кольцами и втулками размещены шариковые фиксаторы.
3. Устройство по.п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что на первом упоре расположены пружинные захваты, 5 размещенные в одной плоскости с выемками, выполненными на втором упоре.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1, Авторское свидетельство СССР
Р 526038, кл. G 05 G 5/00, 1976.
2, Авторское свидетельство СССР
9 214617, кл. Н 01 3/06, 1968 (прототи -
741254
Составитель О.Гудкова
Р д А.ЩепанскаЯ Корректор Е.Папп
Редактор Н, Каме нс хая
Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул.Проектная 4 роектная, 4
Заказ 3203/47 Тираж 956
НИИПИ
Подписное
ИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35 Раушская аб . 4
I ская на ., д. 4 5