Устройство для питания автономных объектов постоянным напряжением

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 1803.78 (21) 2571264/24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 1506,80. Бюллетень ¹ 22

Дата опубликования описания 1706,80

Н 02 J 7/34

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) 4(62 1. 355 . .1(088.8) (72) Авторы изобретения

Л.N Корец, B.Â. Акимов, Ф.В. Сребник и В.Г. Артеменко

Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильного электрооборудования и автоприборов, Минский автомобильный завод (7) ) Заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПИТАНИЯ АВТОНОМНЫХ ОВЬЕКТОВ

ПОСТОЯННЫЙ НАПРЯЖЕНИЕМ

Предлагаемое изобретение относит ся к области электрооборудования подвижных объектов, главным образом автомобилей.

Известны устройства, содержащие аккумуляторную батарею со встроенными нагревательными элементати для подогрева электролита и датчиком температуры электролита. B этих устройствах нагревательные элементы через нормально разомкнутые контакты промежуточного электромагнитного реле подсоединены к выводам аккумуляторной батареи. Обмотка реле подключена к источнику питания через датчик температуры электролита. При достижении определенной температуры электролита контакты датчика размыкаются и отключают питание нагрева.тельных элементов (1), (2).

Недостатком таких устройств является то, что они допускают разряд аккумуляторной батареи на нагревательные элементы суммарной мощностью

600-2400 Вт при неработающем генераторе, что приводит к уменьшению срока службы аккумуляторной батареи и всего устройства электропитания в целом.

Известны также устройства, отключающие потребители электроэнергии от аккумуляторной батареи при понижении напряжения в борт-сети автомобиля (3 j .

Эти устройства содержат делитель напряжения, подключенный параллельно источнику питания. Вывод делителя напряжения связан с базой входного трансформатора электронного блока, в цепь коллектора которогб включена обмотка реле, в цепи нормально разомкнутых E(GHTcLKToB этого реле включены потребители электроэнергии.

Эмиттер .входного транзистора подключен к массе автомобиля. Соотношение резисторов делителя напряжения выбрано таким образом, что при понижении напряжения в борт-сети автомобиля относительно номинального транзистор запирается, обмотка реле обесточивается, контакты реле разрывают цепь потребителей электроэнергии, в. числе которых могут быть нагревательные элементы.

Недостатком этих устройств является то, что они не отключают питание нагревательных элементов при цостижении определенной температуры

741375 электролита (+15-+20 С) .Это приводит к перегреву и сокрашению срока службы аккумуляторной батареи и тем саьым снижению. надежности работы устройства для электропитания автономных объектов.

Другой недостаток этих устройств заключается в том, что они могут сработать при небольшом повышении напряжения в борт-сети автомобиля, например при хорошо заряженной аккумуляторной батарее, достаточном для отпирания входного транзистора.

Это приведет к тому, что нагревательные элементы включаются при неработаюшем генераторе, что вызовет недопустимый разряд аккумуляторной батареи.

Целью предлагаемого изобретения является повышение надежности работы устройства путем исключения перегрев в и недопустимого разряда аккумуляторной батареи.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для электропитания автономных объектов, содержащее две выходные клеммы, электромашинный генератор переменного тока со встроенным силовым выпрямителем, параллельно которому подключены аккумуляторная батарея с нагревательными элементами и встроенным датчиком температуры электролита, делитель напряжения, соединенный с базой входного транзистора электронного блока, подключенного к обмотке электромагнитного реле, в цепь нагревательных элементов которого включены замыкающие контакты, введен стабилитрон, между эмиттером входного транзистора и отрицательной выходной клеммой включены последовательно соединенные стабилитрон и датчик температуры электролита, точка соединения которых подключена к делителю напряжения.

Схема устройства для питания автономных объектов постоянным напряжением приведена на чертеже. устройство состоит из электромашинного генератора 1 переменного тока с силовым выпрямителем, к которому параллельно подключены аккумуляторная батарея 2 и электронный блок 3, в состав которого входит делитель напряжения, включавший резисторы 4 и 5, средняя точка которых подключена к базе входного транзистора 6, в цепи коллектора которого последовательно включены резисторы 7 и 8.

В цепь эмиттера транзистора б включены последовательно соединенные стабилитрон 9 и датчик 10 температуры электролита, средняя точка ко-.îðûõ соединена с резистором 5 делителя напряжения.

Другой вывод датчика 10 температуры электролита подключен к мас5

ЗО

ce автомобиля. Между эмиттером транзистора б и источником питания включен резистор 11.

Между резисторами 7 и 8 включена база транзистора 12, в цепь коллектора которого включена обмотка промежуточного электромагнитного реле

13, замыкающие контакты которого подключают к источникам питания нагревательный элемент 14. Параллельно обмотке реле подключен диод 15. . Устройство работает следующим образом.

Напряжение источников питания генератора 1 и аккумуляторной батареи 2 подается на базу входного транзистора 6 электронного блока 3 при помощи резисторов 4 и 5 делителяя и апряжени я.

Параметры резистора 11 и стабилитрона 9 подобраны таким образом, что последний пробивается только при работавШем генераторе 1. В этом случае падение напряжения на резисторе 5 обеспечивает открытие цепи, состояШей из источника питания, резисторов 7 и 8, транзистора б, стабилитрона 9 и датчика 10 температуры электролита.

Падение напряжения на резисторе

7 открывает транзистор 12, обмотка реле 13 через транзистор 12 подключается к источнику питания Контакт реле 13 замыкается, нагревательный элемент 14 подключается к источнику питания.

Для защиты .транзисторов от пробоя при перенапряжениях, возникаюШих при отключении обмотки реле 13, служит диод 15, включенный параллельно обмотке реле 13.

При повышении температуры электролита аккумуляторной батареи (свы- ше +15 ) размыкаются контакты датчика 10 температуры электролита.Цепи транзисторов б и 12 обесточиваются, обесточивается обмотка реле

13, контакты его размыкаются, цепь питания нагревательного элемента

14 разрывается.

Формула изобретения

Устройство .для питания .автономных, объектов постоянным напряжением, содержащее две выходные клеммы, электромашинный генератор 1теременного тока со встроенным силовым выпрямителем, параллельно которому подключены аккумуляторная батарея с нагревательными элементами и в строен ным датчиком т емпературы электролита, делитель напряжения, соединенный с базой входного транзистора электронного блок- подключенного к обмотке электромагнитного реле, замыкаюшие контакты которого включены в цепь нагревательных

74 L375

Составитель И. Найдина

Редактор Т, Лошкарева Техред О. Андрейко Корректор М. Коста

Заказ 3214/51 Тираж 783 Подпи сиое

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 элементов, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы устройства путем исключения перегрева и недопустимого разряда аккумуляторной батареи в .Устройство введен стабилитрон, при этом последовательно соединенные датчик температуры электролита и стабилитрон включены между эмиттером входного транзистора и отрицательной выходной клеммой, а точка соединения указанного датчика и стабилитрона подсоединена к делителю напряжени я.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент CILIA Р 3649366, кл. 136-161, 1972.

2. Патент СШл М 2516048, кл. 136-161, 1950.

3. Патент США Р 3646354, кп. 307-10, 1972.