Способ сборки электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистических

Республик

<„741378 (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 090178 (21) 2566386/24-07 с присоединением заявки 89 (23) Приоритет—

Опубликовано 1506,80. Бюллетень М 22 (51)М, Кл.2

Н 02 K 15/00

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 313.17 (088. 8) Дата опубликования описания 20 . 06 . 80 (72) Авторы изобретения

В. М. Петров, A И. Ищенко, Н. И. Суворов, В. Ф. Конопленко и A. A. Тихонов (71) Заявитель (54) СПОСОБ СБОРКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОИ МАШИНЫ

Изобретение относится к технологии изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности при сборке электрических машин малой и средней мощности.

Известен способ сборки электрической машины (11, при котором воздушный зазор между статором и ротором выставляют симметричным с помощью клиньев или колец с выступами иэ термопластичных материалов, например полиэтилена нли полиамидной смолы, у которых точка плавления ниже, чем точка размягчения остальных материалов электрич"ской машины, затем собирают подшипниковые щиты, которые скрепляют со станиной сваркой, выплавляют клинья или кольца иэ воздушного зазора при их нагревании.

Однако удаление клиньев или колец является трудоемкой операцией иэ-за необходимости их расплавления и удаления расплавленного материала. 25

Известен также способ сборки электрической машины, согласно которому ротор с помощью юстировочной оболочки устанавливают в расточку статора, затем статор и подшипниковые щиты за- 30 ливают компаундом, удаляют юстировочную оболочку, например химическим или термическим воздействивм на нее (2).

Данное техническое решение является наиболее близким к изобретению по технической. сущности и достигаемому результату.

Недостатком является то, что при использовании данного способа сборки электрической машины трудно нанести юстировочную оболочку, которая наносится методом напыления, окунания или заливки, одинаковой толщины. Кроме того, для заливки..статора и подшипниковых щйтов требуется специальная литейная форма, .что усложняет процесс сборки электрической машины.

Целью изобретения .является упрощение технологии сборки.

Поставленная цель достигается тем, что юстировочную оболочку выполняют в виде цилиндра, например из полимерной пленки, а перед заливкой статора торцовые части цилиндра скрепляют с подшипниковыми щитами.

Кроме того, в качестве материала юстировочной оболочки используют полизтилентерефталатную пленку.

741378

На фиг. 1 изображена электрическая машина, общий вид; на фиг. 2 — электрическая машина, вид сбоку, Сборка электрической машины осуществляется в следующей последовательности.

Цилиндр из полимерной пленки 1 устанавливают в расточку статора 2, после чего внутрь заводят ротор 3 с насаженными на вал подшипниками 4 и. 5, Глубокие глухие (для прохода под- О шипников или ротора) подшипниковые щиты б и 7 насаживают, например, н нагретом состоянии соответственно на подшипники 4 и 5. При этом цилиндр из полимерной пленки 1 своей внутренней поверхностью у обоих торцов находит на кольцевые выступы 8 и 9, выполненные на подшипниковых щитах б и 7 напротив воздушного зазора между статором 2 и ротором 3.

Наружная поверхность кольцевых вы- 20 ступов 8 и 9 имеет конусную форму: диаметр у вершин кольцевых выступов немного меньше наружного диаметра пакета ротора, 3, у основания — боль.ше. В результате конусности цилиндр 2 из полимерной пленки 1 в стадии сближения с кольцевыми выступами 8 и 9 находит на них, а в конечной стадии установки подшипниковых щитов б и плотно соприкасается с ними. Для облегчения процесса захода ротора 3 в цилиндр из полимерной пленки 1, а также сочленения его с кольцевыми выступами 8 и 9 н торцовых частях цилиндра термомеханическим способом можно выполнить небольшие раструбы.

На конечной стадии сближения с подшипьикоными щитами б и 7 цилиндр из полимерной пленки 1 или принаривается к кольцевым выступам 8 и 9 в .результате предварительного подогре- 40 ва подшипниковых щитов (необходимого как технологического процесса при .напрессовке подшипниковых щитов на подшипники), или приклеивается к ним за счет клеящего слоя, предварительно нанесенного или на кольцевые выступы 8 и 9, или на цилиндр из полимерной пленки l.

В результате проведенных операций сборки пакет статора 2, подшипниконые щиты б, 7 и цилиндр из полимерной пленки 1 образуют камеру, .в которую через отверстия 10 подшипниковых щитов б и 7 заливают компаунд 11.

По обмотке статора 2 пропускают ток определенной величИны, необходимый ) ля образования внутри машины такой температуры нагрева, при которой производится отверждение компаунда 11.

Тепло, выделяемое при этом в обмотке заторможенного ротора 3, передается цилиндру из полимерноф пленки 1, в результате чего вызывается ускорение процесса деструкции, например, сублимация, материала цилиндра. В случае необходимости осуществляют дополнительное химическое ноздейстние на материал цилиндра.

При этом характеристики полимерной пленки 1, литьевой массы и технологические температурные режимы электрической машины подбирают так, чтобы сначала происходило отверждение компаунда ll и только после этого освобождение ротора 3 в расточке статора 2 в процессе деструкции, предпочтительно сублимации, цилиндра из полимерной пленки 1. Продукты деструкции удаляют из электрической машины.

Изобретение позволяет упростить технологию сборки электрической машины за счет того, что юстироночную оболочку в виде цилиндра легче выполнить равномерной по толщине. Кроме того, цилиндр предотвращает затекание компаунда в область ротора.

Формула изобретения

1, Способ сборки электрической машины, согласно которому ротор с помощью юстировочной оболочки устананлинают в расточку статора, затем статар и подшипниконые щиты заливают компаундом, удаляют юстировочную оболочку, например химическим или термическим воздействием на нее, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения технологии сборки, юстировочную оболочку выполняют в виде цилиндра, например, из полимерной пленки, а перед заливкой статора торцовые части цилиндра скрепляют с подшипниковыми щитами.

2 ° Способ сборки электрической машины по и. 1, отличающийся тем, что в качестве материала юстировочной, оболочки используют полиэтилентерефталатнув пленку. Источники информации, принятые во внимание.при экспертизе

1. Патент Франции Р 1235768 кл. Н 02 К, 1960.

2. Патент ФРГ Р 2001179, кл. 21 47, 1973.

741378

Составитель В. Воскобойников

Редактор Т. Лошкарева Техред И.Асталош Корректор E. Папп

Заказ 3215/52 Тираж 783 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул . Проектная, 4