Пожарная автолестница
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социапистических
Республик (щ 741892 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 041.1,77 (21) 2541768/29-12 с присоединением заявки М (23) Приоритет—
Опубликовано 2506,80 Бюллетень М2 23
Дата опубликования описания 2506.80 (51)М. Кл.
A 62 С 39/00
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 614.843 (088,8) (72) Авторы изобретения
Н.В.Горячев, E Г.Селин и В.А.Лукин
Особое конструкторское бюро противопожарной техники (71) Заявитель (54) ПОЖАРНАЯ АВ1ОЛЕСТНИЦА
Изобретение относится к пожарной технике, а именно к устройствам пожарных ав томо биль ных ле ст н иц.
Известна пожарная автолестница, содержащая телескопически соединенные подвижные и неподвижные, звенья, установленные на подъемной раме и взаимодействующие с ее осью, устройство автоматического контроля и блокировки опасных линейных и угловых движений звеньев и исполнительный механизм (1).
Однако устройство имеет сложную собственную конструкцию и сложную кинематику привода, а все элементы 15 конструкции устройства находятся при работе автолестницы в постоян.ном движении, что приводит к прежде.временному их износу и, следовательно, к снижению надежности автолест- 20 ницы.
Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение надежности автолестницы в работе. 25
Указанная цель достигается тем, что устройство автоматического контроля и блокировки опасных линейных угловых движений звеньев имеет датчики преобразования линейных и угло- 30 вых движений звеньев, снабженные выключателями, и электронный блок, установленный на подъемной раме, причем датчик преобразования линейных движений звеньев закреплен на первом неподвижном звене и кинематически связан с подвижными звеньями, датчик преобразования угловых движений звеньев установлен на подъемной раме и кинематически связан с ее осью, а выключатели. датчиков включены в цепь электронного блока, который подключен к исполнительному механизму °
На фиг.1 показана установка устройства автоматического контроля и блокировки опасных линейных и угловых движений звеньев на автолестнице; на фиг,2 — блок-схема устройства; на фиг.3 — устройство датчиков; на фиг.4и5 — кинематические схемы датчиков преобразования линейных и угловых движений звеньев; на фиг.6 принципиальная электрическая схема устройства.
Пожарная автолестница содержит телескопически соединенные подвижные и неподвижные звенья 1 со ступенями
2, подъемную раму 3, исполнительный механизм 4 автолестницы и устройст741892 .во автоматического контроля и блокировки опасных линейных и угловых движений звеньев, состоящее из датчика 5 преобразования линейных движений звеньев, кинематически связанного со ступенями подвижных звеньев (например через редуктор б поворота и мальтийский крест 7) и закрепленного на первом неподвижном звене, и датчика 8 преобразования угловых движений звеньев, установленного на подъемной раме и кинематически связанного с осью 9 подъемной рамы, На подъемной раме установлен электронный блок 10, который подключен к исполнительному механизму 4 (по казан на блок-схеме) .
Датчики преобразования линейных движений звеньев автолестницы и преобразования угловых движений звеньев автолестницы имеют одинаковую конструкцию и отличаются только заложенными в них программами. Датчики состоят из неподвижного барабана 11, установленного на оси 12, и жестко закрепленного шпильками 13 к крышке
14, и подвижного цилиндрического корпуса 15 барабана, на поверхности кото рого с внутренней стороны вмонтирован копир 16, задающий требуемую программу линейных движений для датчика 5 преобразования линейных движений, и программу угловых движений — для датчика 8 преобразования угловых движений звеньев автолестницы„ На неподвижных барабанах датчиков установлены выключатели 17 — 20 для датчика преобразования линейных дви.жений и 21 — 24 — для датчика преобразования угловых движений, которые включены в цепь электронного блока.
Принципиальная электрическая схема электронного блока имеет четыре параллельных цепи, количество которых в предлагаемом устройстве может быть увеличено или уменьшено, Каждая параллельная цепь состоит из одинакового количества электроэлементов.
Электрическая схема содержит выключатели 17-20 датчика преобразования линейных движений звеньев автолестницы, которые при подъеме и выдвигании автолестницы находятся в замкнутом состоянии, а при опускании выдвинутой автолестницы — в разомкнутом; выключатели 21-24 датчика преобразования угловых движений звенЬев автолестницы, которые при подъеме автолестницы находятся в разомкнутом состоянии, а при ее выдвигании — в замкнутом; тиристоры
25-28 выдвигания, которые при подъеме и выдвигании автолестницы открыты за счет положительного потенциала с левых плеч делителей 29-32 напряже ния, а при опускании выдвинутой авто лестницы закрыты за счет отрицатель ного потенциала правых плеч делителей 33-36 напряжения; тиристоры 37—
40 подъема, которые при подъеме автолестницы закрыты за счет отрицательного потенциала с правых плеч делителей 41. — 44 напряжения, а при выдвигании и опускании автолестницы от5 крыты за счет положительного потенциала с левых плеч делителей 45-48 напряжения; диоды 49-52; световые . сигнализаторы 53 — 56 выдвигания и световые сигнализаторы 57-60 подъема, которые при QTKpblTblx тиристорах горят; выключатель 61 конечный, который при подъеме автолестницы от 0 до 15О находится в замкнутом состоянии; -.Умблер 62 питания; электромагнит 63; источник б 4 питания.
Устройство работает следующим образом.
При подъеме автолестницы ось 9 подъемной рамы 3 начинает поворачивать корпус 15 барабан- с копиром 16 датчика 8 преобразования угловых движений звеньев автолестницы. При этом выключатели 21 — 24 датчика, опираясь на поверхность копира 16, размыкаются, а при сходе в вырезы ко25 пира — замыкаются.
При подъеме на угол, равный 15, срабатывает выключатель 21 датчика преобразования угловых движений, тиристор 37 подъема открывается за счет положительного потенциала с левого плеча делителя 45 напряжения тиристора 37 подъема. Одновременно загорается световой сигнализатор 57 подъема, указывающий угол подъема
35 т 15 до 30О При подъеме автолест о ницы на углы 45, 60 и 75 поочередно срабатывают выключатели 22 — 24 датчика преобразования угловых движений, открываются тиристоры 38-40 подъема, поочередно загораются световые сигнализаторы: 58 при подъеме от 30 до 45 р 59 — от 45 до 60
60 — от 60 до 75 . Создаются параллельные цепи питания электромагнита 63.
При выдвигании автолестницы, которое происходит с равномерным смещением каждого вышележащего звена относительно нижележащего, происходит поворот на определенный угол мальтийского креста 7, входящего в зацепление со ступенями 2 подвижного звена автолестницы и соответственйо поворот через шестерни редуктора 6 поворота корпуса 15 барабана датчика 5 преобразования линейных движений.
Передаточное число редуктора выбирается таким образом, чтобы при прохождении всех ступеней звеньев автолестницы 15 корпус барабана 5 поворачивался один раз. Все звенья авто60 лестницы кинематически связаны и выдвигаются одновременно с равномерным перемещением каждого вышележащего звена относительно нижележащего.
Таким образом, общая длина выдвинутой автолестницы может быть определена
741892 по величине выдвигания одного звена, т.е. за один поворот корпуса 15 барабана датчика преобразования линейных движений звеньев автолестницы.
При выдвигании автолестницы на
15 м срабатывает выключатель 17 датчи- 5 ка преобразования линейных движений, тиристор 25 закрывается за счет отрицательного потенциала с правого плеча делителя 33 напряжения тиристора
25 выдвигания. Гаснет световой сигна-1О лизатор 53 выдвигания, указывающий .длину выдвигания автолестницы от
;0 до 15 м. Цепь питания электромаг нита 63 через .тиристор 25 выдвига,ния и тиристор 37 подъема обрывается. При выдвижении автолестницы
15 на длину 25, 35 и 45 м поочередно срабатывают выключатели 18 — 20 датчика преобразования линейных движений, закрываются тиристоры 2628 выдвигания, гаснут световые сигна- 2О лизаторы: 54 при выдвигании от 15 до 25 м, 55 - от 25 до 35 м, 56 от 35 до 45 м. Наконец, когда закроется тиристор 28, электромагнит 63 ,обесточивается, выдвигание автолест- 25 ницы прекращается и срабатывает автоматическая блокировка выдвигания °
При подъеме автолестницы на угол
30 можно выдвинуть ее на длину 15 м, при подъеме на угол 45 — на длину ЗО !
35 м и т.д. Максимальный угол подъема составляет 75О.
При опускании автолестницы на угол 60 срабатывает выключатель 24 датчика преобразования угловых движений, отрицательный потенциал с правого плеча делителя 48 напряжения запирает тиристор 40 подъема, световой сигнализатор 60 подъема гаснет, цепь электромагнита 63 обесточивает-. ся опускание автолестницы прекращается, срабатывает автоматическая блокировка опускания. При длине выдвигания автолестницы от 36 до
44 м можно опустить автолестницу цо угла 60, при длине выдвигания от 26 до 34 м — до угла 45 и т.д.. го есть каждому углу наклона соответствует определенная длина выдвинутой автолестницы. Движения сдвигания и подъема автолестницы не блокируются.
Формула изобретения
Пожарная автолестница, содержащая телескопически соединенные подвижные и неподвижные звенья, установленные на подъемной раме и взаимодействующие с ее осью, устройство автоматического контроля и блокировки опасных линейных и угловых движений звеньев и исполнительный механизм, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности в работе, устройствЬ автоматического контроля и блокировки опасных линейных и угловых движений звеньев имеет датчики преобразования линейных и угловых движений звеньев, снабженные выключателями, и электронный блок, установленный на подъемной раме, причем датчик преобразования линейных движений звеньев закреплен на первом неподви>кном звене и кинематически связан с подвижными звеньями, датчик преобразования угловых движений звеньев установлен на подъемной раме и кинематически связан с ее осью, а выключатели датчиков включены в цепьэлектронного блока, который подключен к исполнительному механизму, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1, Трушин В.И. Пожарные автолестницы. M., 1968, с.181, 186 .
741892
Составитель Н.Горячев
Техред я. Бирчак Корректор С,Шекмар
Редактор И.Михеева
Филиал ППП Патент, г ° ужгород, ул ° Проектная, 4
Заказ 3557/1 Тираж 453 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5