Способ регулирования продольной разнотолщинности проката

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

: - " :: — .-"=лай

О ПГЙГС И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Соцналистических

Республик

«»741979

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт, свид-ву— (22) ЗаЯвлено 120977 (21) 252 3343/22-02

С51)М. КЛ.2 с присоединением заявки №

В 21 В 37/10

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 250680. Бюллетень ¹ 23

Дата опубликования описания 25.0680 (53) УДК 621.771.23:

:62-52(088.8) (72) Авторы изобретения

Ю.П.Бобраницкий и H.È.Ãîðíocòàé (71) За яв ит ель

Киевский институт автоматики им.XXV съезда КПСС (54 ) СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОДОЛЬНОЙ

РАЗНОТОЛЩ(ННОСТИ ПРОКАТА

Изобретение относится к автоматизации прокатного производства и может быть использовано на непрерывных станах горячей прокатки. 5

Известен способ, в котором для уменьшения составляющей продольной разнотолщинности проката, вызванной медленно изменяющимися факторами, влияющими на толщину, используют управляющее воздействие в виде подогрева хвостовой части раскатов (1)

Недостатком известного способа является отсутствие эффективной отработки быстроиэменяющихся возмущений, таких,как местные изменения температуры проката, вызванные, например, глиссажными метками.

Наиболее близким к описываемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ регулирования толщины проката на стане, заключающийся в измерении температуры подката на входе в группу клетей и сравнении измеренной температуры со средней температурой предыдущего подката, измерении усилия прокатки и сравнении измеренного усилия со средним значением предыдущего проката, в результате .регулируется толщина проката изменением положения нажимного винта в каждой клети в соответствии с отклонением температуры подката от среднего значения температуры предыдущего подката и с учетом изменения усилия прокатки (2).

Однако из-за недостаточного быстродействия нажимных устройств существующий способ не полностью устраняет быстроизменяющиеся возмущения, что ведет к продольной разнотолщинности проката. При регулировании толщины проката изменением поло:,ения нажимного винта происходит изменение усилий прокатки, что вызывает дополнительную деформацию валковой системы и искажение поперечной толщины и планшетности полосы. Кроме того, регулирование толщины таким способом при быстроиэменяющихся возмущениях ведет к ускоренному износу механизма нажимных винтов и увеличению мощности электродвигателей нажимных устройств.

Цель изобретения — повышение качества проката путем снижения продольной разнотолщинности проката и получения заданных физико-механических свойств металла эа счет стабили741979

О

65 эации температуры проката на выходе из стана.

Поставленная цель достигается тем, что в способе регулирования продольной раэнотолщинности проката, основанном на измерении температуры подката на входе в группу клетей, определяют нижний уровень температуры подката по значениям локальных температурных возмущений и текущее значение превышения температуры подката над нижним уровнем, измеряют толщину проката на выходе группы клетей, на основании чего изменяют расход хладагента в межклетевых промежутках по истечении интервала времени передвижения подката от зоны измерения температуры до зоны охлаждения пропорционально текущему значению превышения температуры и в зависимости от величины отклонения толщины от заданного значения, измеряемой с учетом времени передвижения проката от зоны охлаждения до зоны измерения толщины.

Поскольку на участке проката с колебаниями температуры расход хладагента изменяют пропорционально текущему значению превышения температуры над нижним уровнем, то при этом происходит стабилизация температуры проката.

Так как коэффициент пропорциональности зависит от сортамента проката и неконтролируемых факторов, то его изменяют в зависимости от величины отклонения толщины проката от заданного значения на выходе группы клетей. Стабилизация температуры устраняет изменение усилия прокатки, .следовательно раствора валков, что, в свою очередь, ведет к устранению разнотолщинности проката.

На входе в группу клетей измеряют значения температуры по длине подката, например, пирометром. Затем в управляющей вычислительной машине (УВМ) определяют нижний уровень температуры подката по измеренным значениям, для чего методом наименьших квадратов определяют коэффициенты Т и С регрессивной зависимости т = Т +a® где Т вЂ” температура, время.

Затем вычисляют величину среднего квадратичного отклонения (3 реальной температуры от температурй, получаемой по регрессивной зависимости, а находят смещенное значение коэффициента Т „„

Тосм То т ) тогда

Т=Т +цС.

После этого определяют текущее значение превышения температуры подката над нижним уровнем температуры, определенным указанным способом, с учетом интеввала времени передвижения

60 подката от зоны измерения темпеiiaryры до зоны охлаждения. Интервал времени либо измеряют таймером, либо рас— считывают в УВМ с учетом скорости прокатки и расстояния между зонами измерения и охлаждения, для чего скорость прокатки в клетях измеряют, например, тахогенераторами.

Пропорционально текущему значению превышения тЕмпературы в УВМ вырабатываются управляющие воздействия, например, на регулирующие и отсечные клапаны, изменяющие расход хладагента в межклетевых промежутках по фордЦ = КдТ, где Ь О вЂ” изменение расхода воды, д Т вЂ” превышение температуры;

К вЂ” коэффициент пропорциональности

Управляющие воздействия прикладываются в точках проката, соответствующих выявленным изменениям температуры с учетом времени передвижения проката от зоны измерения температуры до зоны охлаждения. Коэффициент пропорциональности изменяют на величину, пропорциональную по величине и противоположную по знаку отклонению толщины проката на выходе группы клетей от заданного значения в точках проката, соответствующих приложению управляющих воздействий с учетом времени передвижения проката от зоны охлаждения до эоны измерения толщины по формуле

K = K d ah i где К вЂ” новое значение коэффициента пропорциональности;

К вЂ” прежнее значение коэффици1-1 ента пропорциональности, д% — отклонение толщины проката от заданного значения; константа.

Толщину проката на выходе группы клетей измеряют, например, измерителем толщины. Определение нижнего уровня температуры подката по значениям локальных температурных возмущений и текущего значения превышения температуры подката над нижним уровнем, а также изменение расхода хладагента в межклетевых промежутках можно осуществить другими известными средствами. Регулирование продольной раэнотолщинности указанным способом возможно на непрерывних станах горячей прокатки.

На чертеже представлена блок-схема устройства при выполнении способа для непрерывного стана горячей прокатки, состоящего иэ черновой клети 1 и семиклетевой чистовой группы клетей

2-8, температуру подката на входе в чистовую группу измеряют через равные интервалы времени пирометром 9, установленным за черновой клетью 1. Затем в УВМ на основании данных пирометра 9 определяют нижний уровень температуры подката по глиссажным меткам. Те741979 кущее значение превышения температу- ры подката над нижним уровнем измеряют быстродействующим пирометром 10 с постоянной времени. измерения не более 0,1 с, установленным за чистовой клетью 2. В УВМ рассчитывают изменение расхода воды в межклетевых промежутках пропорционально текущему значению превышения температуры и выдают управляющие воздействия на отсечные клапаны 11-20 и регулирующйе клапаны 21-25 установки межклетевого охлаждения полосы, состоящей из цесяти секций охлаждения 26-35, установленных в последних пяти межклетевых промежутках.

Изменение расхода воды начинают с клапанов 11 и 21. При недостаточном расходе воды подключают последующие секции до полной компенсации превышения температуры полосы. Воздействия к управляющим органам 11-25 прикладывают при наличии в зоне охлаждения участка полосы с известным отклонением температуры, которое определяется с учетом интервала времени передвижения полосы от зоны иэмере- 25 ния температуры пирометром 10 до эоны приложения управляющего воздействия. В УВМ рассчитывают интервал времени передвижения полосы с учетом скорости прокатки и фиксированного 30 расстояния между пирометром 10 и секциями охлаждения, на которые выдают управляющие воздействия.

Скорость прокатки в клетях 1-8 измеряют тахогенераторами 36-43. На 35 выходе чистовой группы клетей измеряют продольную разнотолщинность полосы с помощью рентгеновского измерителя толщины 44. В зависимости от величины отклонения толщины полосы от 40 заданного значения изменяют коэффициент пропорциональности расхода воды в межклетевых промежутках. Расход воды в межклетевых промежутках контролируют расходомерами 45-49.

Использование предлагаемого способа регулирования продольной разнотолщинности проката обеспечивает уменьшение влияния на толщину проката быстроизменяющихся температурных возмущений типа глиссажных меток, отсутствие отрицательного влияния способа на поперечную раэнотолщинность и планшетность проката; стабилизацию температуры проката на выходе группы клетей; увеличение срока службы механооборудования стана, что значительно повышает качество проката.

Формула изобретения

Способ регулирования продольной разнотолщинности проката в многокле- тевом стане горячей прокатки с межклетевым охлаждением, основанный на измерении температуры подката на входе чистовой группы клетей, отличающийся тем, что, с целью повышения качества проката, заключающегося в снижении продольной разнотолщинности проката и получении заданных физико-механических свойств металла за счет стабилизации температуры проката на выходе иэ стана, определяют нижний уровень температуры подката и текущее значение превышения температуры подката над нижним уровнем, измеряют толщину проката на выходе из .стана в точках, соответствующих приложению управляющих воздействий с учетом времени передвижения проката, вычисляют величину коэффициента пропорциональности К1 по Формуле

К„. = К„„— Д.- д Ф .,, где К вЂ” начальное значение козф1-4 фициента пропорциональности, с(— константа;

ab отклонение толщины проката от заданного значения; вычисляют расход хладагента bQ no ф рму" И=К т

1 где дТ вЂ” превышение температуры проката, изменяют расход хладагента в межклетевых промежутках по истечении интервала времени передвижения подката от зоны измерения температуры до зоны охлаждения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 406581, кл. В 21 В 1/26, 1970.

2. Патент QilA Р 3820366, кл. В 21 В 37/10, 1974.

741979

Составитель A.Àáðîcèìoâ

Редактор И.Михеева Техред М.Петко

Корректор М.Коста

Подписное

Филиал ППП "Патент", .г.ужгород, ул.Проектная,4

Заказ 3563/2 Тираж 986

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5