Передаточный механизм рулевого управления транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е ()742231
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социалистических
Республик (6I ) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 21.08.78 (21 ) 2685804/27 — 11 (51)М. Кл, В 62 0 3/12 с присоединением заявки ¹
Государственный комнтет (23) П риоритет по делам нэобрвтеннй и открытий
Опубликовано 25.06.80. Бюллетень № 23
Дата опубликования описания 25.06.80 (53) УДК629.113. .014.5 (088.8) (72) Авторы изобретения
Л. И. Азархин и В. И. Губа (7!) Заявитель
Орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени
Запорожский автомобильный завод "Коммунар" (54) ПЕРЕДАТОЧНЬй МЕХАНИЗМ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к автомобильному транспорту, в частности к рулевым управлениям транспортных средств с рулевым механизмом типа "рейка-шестерня .
Одним из основных показателей надежности рулевого управления в эксплуатации является сохранение беззазорного соединения или таких зазоров в зацеплении контактирующих зубчатых поверхностей рейки и шестерни в положении преимущественного направления движе IO ния автомобиля по прямой, при которых люфт рулевого колеса не превышает допустимых пределов.
Известен механизм рулевого управления транспортного средства, содержащий зубчатую
15 рейку, зацепляющуюся с зубчатой шестерней, и детали крепления шарнирных узлов 11).
Конец зубчатой рейки оканчивается цилиндрическим неполым стержнем с резьбой на наружной поверхности. Деталь шарнирного узла рейки вкладыш прижата к торцу указанного стержня.
Присоединение шарнирного узла к рейке осуществлено при помощи деталей крепления— накидной гайки, которая охватывает шарнир, и контргайки, которая навинчена на резьбовой конец рейки.
Известен передаточный механизм рулевого управления транспортного средства, содержащий зубчатую рейку, зацепляющуюся с шестерней, и детали крепления шарнирных узлов, причем концы зубчатой рейки выполнены с наружной резьбой и с внутренними соосными отверстиями для размещения деталей шарнирных узлов тяг (2).
Однако в таких механизмах конец рейки не приспособлен для размещения внутри него деталей шарнирного узла и не содержит конструктивных съемных элементов самой рейки, переставляя которые с одного ее конца на другой, можно было бы, не изменяя абсолютной длины рейки, сместить участок рейки, изношенный в положении движения по прямой, вдоль оси рейки в ту или иную сторону, сохранив при этом первоначальное положение шарниров рулевых тяг и расстояние между центрами шарниров.
Цель изобретения — увеличение срока службы механизма.
74223
Это достигается тем, что передаточный механизм снабжен втулкой ступенчатой формы с осевым отверстием, диаметр которого и меньший диаметр втулки выполнены по размерам отверстия конца рейки, длина участка втулки, имеющего больший диаметр, равна удвоенному шагу зацепления рейки с шестерней, а на наружной поверхности этого участка выполнена резьба, одинаковая с резьбой конца рейки.
На фиг. 1 показан передаточный механизм 10 рулевого управления с тягами; на фиг. 2 изображена съемная втулка в увеличенном масштабе.
Рулевое управление включает шестерню 1, зацепляющуюся с зубчатой рейкой 2, концы 3 15 и 4 которой имеют отверстия 5, в которых расположены детали шарнирного узла — упругие элементы 6 и вкладыши 7. Крепятся шарнирные узлы на концах рейки посредством накидной гайки 8 и контргайки 9. Конец 4 20 рейки 2 включает сьемную втулку 10, выполненную ступенчатой и с частью 11, имеющей меньший диаметр, сопрягающуюся с отверстием 12 указанного конца и закрепленную на нем штифтом 13. Втулка 10 имеет отверстие 25
14, выполненное по размерам отверстия 5 концов рейки. Длина части 15 втулки, имеющей больший диаметр, равна величине расчетного смещения рейки или больше ее. На наружных поверхностях концов 3 и 4 рейки 2 и на час- 30 ти 15 втулки 10 выполнена одинаковая резьба.
Тяга 6 посредством шарового пальца 17 соединена с рейкой 2, с одной стороны непосредственно с ее концом 3, а с другой стороны— через втулку 10, Шаровыми пальцами 18 руле- 35 вая тяга 16 соединяется с рычагами поворотных кулаков 19.
После появления износа выше допустимой нормы на участке рейки 2, на котором происходит ее зацепление с шестерней 1 в положе- 40
1 4 нии движения автомобиля по прямой. тяги 16 отсоединяются от рейки, втулка 10 отсоединяется от конца 4 рейки 2, переставляется на конец 3 и крепится штифтом 13. После этого рейка снова соединяется с тягами 16 при помощи накидных гаек 8 и контргаек 9. Таким образом, расстояние между центрами шаровых пальцев 17 остается неизменным и в зацепление с шестерней в положении преимущественного направления движения автомобиля — по прямой вводится малоизношенный или неизношенный участок рейки.
Формула изобретения
Передаточный механизм рулевого управления транспортного средства, содержащий зубчатую рейку, зацепляющуюся с шестерней, и детали крепления шарнирных узлов, причем концы зубчатой рейки выполнены с наружной резьбой и с внутренними соосными отверстиями для размещения деталей шарнирных узлов тяг, отличающийся тем, что, с целью увеличения срока службы, он снабжен втулкой ступенчатой формы с осевым отверстием, диаметр которого и меньший диаметр втулки выполнены по размерам отверстия конца рейки, длина участка втулки, имеющего больший диаметр, равна удвоенному шагу зацепления рейки с шестерней, а на наружной поверхности этого участка выполнена резьба, одинаковая с резьбой конца рейки, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Англии No 1344878, кл. В 62 D7/16, 23.01.74.
2. "Revue technigul automobile" (RTA), 1978, N 379, с. 159 (прототип).
742231
Составитель И. Ионова
Техред Ж.Кастелевич
Корректор Е. Палл
Редактор С. Суркова
Заказ 3380/17
Тираж 730 Подписное
1.1НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4