Устройство для измерения отклонения шага зацепления зубчатых колес и способ настройки устройства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСЛНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 742698 (- ° »

Я

В

Ф (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 29.12.76 (21) 2455495/25 28 с присоединением заявки М (23 ) 11риор и тет (51) М. Кл.

G 01 В 5/20

Гасударственный комитет

ВСЕР дв делам нзееретеннй н втхрытнй

Опубликовано 25.06.80. Бюллетень .% 3

" Дата опубликования описании 25.06.80 (53) УДК 531.717.2:

:621.833 (088.8) (72) Авторы изобретения

Л. Я. Горохов и Ю. А. Сон

Бюро взаимозаменяемости в металлообрабатывающей промышленности (71) Заявитель (54} УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЯ ШАГА

ЗАЦЕПЛЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС И СПОСОБ НАСТРОЙКИ УСТРОЙСТВА

Изобретение относится к измерительном технике в машиностроении, а именно к средствам измерения зубчатых колес.

Известны устройства для измерения отклонения шага зацепления зубчатого колеса, содержащие двухвитковый червяк, каждый иэ которых выполняет роль наконечника. Измерительный виток и ведущий виток червяка закреплены на своих шпинделях, причем один иэ шпинделей имеет возможность перемещаться в осевом .тО направлении по отношению к другому, кинематически связанному с приводом (1 ).

Однако измерение таким устройством проис-. ходит по заданному направлению, которое не совпадает с действительной линией зацепления, и в результате неточной настройки направления линии измерения общий результат получается сточным.

Известно также устройство для измерения опагонения шага зацепления зубчатых колес, содержащее основание, установленную на нем каретку с отсчетным механизмом, несущую два коаксиально расположенных шпинделя, установленных с возможностью их относительного осево,го перемещения, с одним из которых взаимодействует чувствительный элемент отсчетного механизма, и два тангенциальных наконечниканаружный и внутренний, закрепленные на соответствующих шпинделях. Оба наконечника расположены по одну сторону от оси шпинделей и при измерении одновременно касаются соответствующих профилей зуба (р1.

Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Настройку известного устройства производят по блоку ппоскопараллельных концевых мер, зажимаемому в струбцине, и смещают в осевом направлении один наконечник относительно другого на величину, равную номинальному шагу зацепления с помощью блока концевых мер.

Однако данное устройство не позволяет производить измерения колес с малым модулем, поскольку наконечники, которые должны быть одновременно введены во взаимодействие с зубьями колеса в известных приборах, не могут разместиться в соседних впадинах зубьев мел 742698 комодульных колес, а также не могут быть настроены на номинальную величину контролируемого шага.

Целью изобретения является расширение области применения за счет измерения зубчатых колес с любыми, в том числе и с малыми модулями.

Это достигается тем, что на наружном шпинделе выполнена продольная сквозная прорезь, .в которой размещен внутренний наконечник, прорезь расположена относительно наружного наконечника с угловым смещением, величина которого выбрана из условия поочередного взаимодействия наконечников с измеряемым колесом, а шпиндели снабжены стопором для фиксации их относительного положения после настроики наконечников на номяильный шаг зацепления.

Кроме того, для настройки используют два блока концевых мер, разность размеров которых равна номинальному шагу зацепления, последовательно устанавливают с помощью огсчетного механизма по меньшему блоку наружный наконечник и по большему блоку внутренний наконечник, после чего фиксируют огносительное положение шпинделей.

Иа чертеже изображена конструктивная схема предлагаемого устройства, продольный разрез.

Тангенциальный наконечник 1 закреплен на наружном пшинделе 2, который может поворачиваться и перемещаться на шариковых опорах

3. Внутри шпинделя 2 на подвижном шпинделе

4 закреплен второй тангечциальный наконечник

5, размещенный в прорези 6, выполненной на шпинделе 2.

В пятку 7 шпинделя 2 упирается измерительный шток 8 отсчетного механизма 9, установленного в отверстии 10 державкн 11. Шпиндель

2 и державка 11 прикреплены к каретке 12, 40 движущейся по основанию 13, снабженному хвостовиком 14 для закрепления измерительного устройства на подводящем устройстве. Пружина

15 служит для обеспечения измерительного усилия, регулируемого гайкой 16 Шпиндель 4 с

45 наконечником 5 перемещается возвратно-поступательно под действием микровинта 17 и пружины

18.

Настройка устройства осуществляется с помощью двух блоков плоскопараллельных концевых 5О мер, разность размеров которых составляет номинальную величину шага зацепления Ра. На чертеже изображен полностью настроешый прибор и виден блок 19 большего размера. Линией

"А" обозначена плоскость, через которую проходит правая (на чертеже) граница меньшего блока и рабочая поверхность настроенного нако. печника 1.

Настройка производится следующим образом.

Первоначально устанавливается блок меньшего размера, в который упирается наконечник 1, повернутый относительно оси 20 шпинделей 2 и 4. В этом положении на отсчетном механизме

9 стрелка 21 устанавливается на нуль перемещением корпуса отсчетного механизма 9. На опорную плоскость "Б" державки 11 помещается блок 19 большего размера. Шпиндель 2 рукояткой

22 поворачивается до соприкосновения с блоком 19 концевых мер наконечника 5. Микровинтом 17 наконечник 5 перемещается, пока стрелка 21 отсчетного механизма встанет -на нуль. В этом положении оба шпинделя фиксируются с топором 23. Прибор настроен. измерение отклонения шага зацепления производится в аналогичном порядке. Наконечник 1 вводится в соприкосновение с профилем зуба проверяемого колеса 24. Угловым смещением колеса 24 или прямолинейным перемещением каретки 12 отсчетный механизм устанавливают на нуль. После этого колесо закрепляется стопором 25, связанным со станиной 26, Затем поворотом шпиццеля 4 в соприкосновение с профилем соседнего зуба вводят наконечник 5.

Снимают показания, Разность первого и второго отсчетов есть отклонение контролируемого шага зацепления.

Формула изобретения

1. Устройство для измерения отклонения шага зацепления зубчатых колес, содержащее основание, установленную на нем каретку с отсчетным механизмом, несущую два коаксиально расположенных шпинделя, установленных с воэможностью их относительного осевого перемещения, с одним из которых взаимодействует чувствительный элемент отсчетного механизма, и два тангенциальных наконечника — наружный и внутренний; закрепленные на соответствующих шпинделях, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения области применения за счет измерения зубчатых колес с любыми, в том числе и с малыми модулями, на наружном шпинделе выполнена продольная сквозная прорезь, в которой размещен внутренний наконечник, прорезь расположена относительно наружного наконечника с угловым смещением, величина которого выбрана иэ условия поочередного взаимодействия наконечников с измеряемым колесом, а шпиндели снабжены стопором для фиксации их относительного положения после настройки наконечников на номинальный шаг зацепления.

2. Способ настройки устройства по п. 1, заключающийся в том, что смещают в осевом

742698 6 чего фиксируют относительно положение шпинделей.

Составитель Л. Кениг

Техред М.Петко Корректор Н. Стец

Редактор Л. Народная

Заказ 3445(35 Тираж 801 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5. Филиал ППП "Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

5 направлении один наконечник относительно дру гого на величину, равную номинальному шагу зацепления, с помощью блока плоскопараллельных концевых мер, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что,:используют два блока концевых мер, разность раэмеров1 которых равна номинальному шагу зацепления, последовательно устанавливают с помощью отсчетного механизма по меньшему блоку наружный наконечник и по большему блоку внутренний наконечник, после щ

Источники информации, принятые.во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР Р 99273, кл. G 01 В 5/00, 1953.

2. Тайц Б. А. Точность и контроль зубчатых колес, М., "Машиностроение," 1972, с. 293 р.

162 б (прототип).