Регулятор температуры прямого действия

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕ Н Ия

К АВТОРСКОМУ СЕИДЕ ГЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

<>742892 ф

В (61) Дополнительное к авт. овид-ву— (22) Заявлено 03.06.78 (21) 2610494i18-24 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 23.06.80. Бюллетень ¹ 23 (45) Дата опубликования описания 07.12.81 (51)М Кл з G 05 D23 02 Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 66.012-52 (088.8) (72) Авторы изобретения

С В Вагин И Л Запевин и Б А Цеподаи (71) Заявитель (54) РЕГУЛЯТОР ТЕМПЕРАТУРЫ ПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯ

Изобретение относится к регуляторам температуры прямого действия, содержащим термосистему с жидкостным наполнителем, которые в случае разгерметизации термосистемы защищают объект регулирования от перегрева и предназначаются для регулирования температуры жидких сред, и может применяться в системах автоматического регулирования температуры дизелей и различных теплоэнергетических объектов:

Известен регулятор температуры прямого действия с устройством защиты двигателя от перегрева, содержащий два датчика температуры с твердым наполнителем: основной, который переставляет регулирующий орган при нормальной работе регулятора, и аварийный, который включается при выходе из строя основного и увеличении температуры регулируемой среды выше нормы (11. Основными недостатками известного регулятора являются малый диапазон регулируемых температур, значительные нечувствительность и инерционность из-за применения термосистемы с твердым наполнителем и сложность конструкции.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является регулятор температуры прямого действия, содержащий термосистему с жидкостным наполнителем, связанную через шток с регулирующим органом и, подвижный разделительный элемент, полость которого соединена

s каналом с атмосферой (21.

В случае потери герметичности термосистемы давления в ней и охлаждающей жидкости уравниваются, нарушается равновесие сил, приложенных к штоку и подвиж10 ный разделительный элемент (сильфон) под действием перепада давления между охлаждающей жидкостью и окружающей средой перемещает регулирующий орган в положение, соответствующее максимально15 му охлаждению двигателя.

При таком выполнении регулятора подвижный разделительный элемент (сильфон) во время нормальной эксплуатации подвержен пульсирующему (под действием

20 насоса) давлению охлаждающей жидкости и, кроме того, совершает перемещение синхронно с сильфоном термосистемы, с которым он жестко соединен. Совместное действие давления и перемещения способ25 но разрушить подвижный разделительный элемент (сильфон), поэтому недостатками известного регулятора являются снижение надежности системы охлаждения двигателя, в которой установлен регулятор, вследЗО ствие утечки хладагента (охлаждающей

742892 жидкости) и увеличение потерь хладагента из-за нарушения герметичности регулятора температуры.

Целью изобретения является повышение надежности регулятора и снижение потерь хладагента.

Это достигается тем, что в канале, связывающем полость подвижного разделительного элемента с атмосферой, установлен клапан, соединенный гибким элементом

". тягой, установленной в торце подвижного разделительного элемента, которая связана другим гибким элементом со штоком, причем полость подвижного разделительнОго элемента заполнена жидкость о.

При таком выполнении регулятора температуры в полости подвижного разделительного элемента образуется замкнутый объем с жидкостью, давление которой изза подвижности разделительного элемента устанавливается равным давлению охлаждающей жидкости. Подвпжнь)й разделительный элемент при переме)цснпя. ; штока

:з пределах рабочего хода не перемещается, так как длина гибкого элемента, соединяющего их, превышает рабочий ход штока.

Поэтому подвижный разделитсльный элемент не разрушается, обеспечивается герметичность регулятора температуры и, слсдозательно, значительно повышается надежность системы охлаждения и псключа;отея потери хладагснта (охлаждающей жидкости).

11а чертеже показан предлагаемый рсгулятор температуры, разрез.

Он содержит термосистему с жидкостным наполнптелем, состоящую пз корпуса

1 и сильфона 2. Сильфон 2 соединен штоком 3 с регулирующим орга;юм 4, который соединен гибким элементом 5 с тягой 6„ имеющей упор 7. Подвижное соединение между тягой и подвижным разделительным элементом (дополпительным сильфопом) 8 герметизировано уплотнением 9. Тяга соединена гибким элементом 10 с клапаном

11, перекрывающим канал в седле 12. Потость сильфона 8 заполнена жидкостью.

:?ру>кина 13 прижата к клапану. Пружина

14 служит для возврата регулирующего органа.

Предлагаемый регулятор работает следующим образом, При повышении температуры охла>кдающей жидкости увеличивается объем наполнителя термосистемы, вследствие чего регулирующий орган 4 опускается, открывается трубопровод со стороны холодильника и закрывается со стороны перепуска. При снижении температуры охлаждающей жидкости уменьшается объем наполнителя термосистемы и пружина 14 поднимает регулирующий орган. Регулятор может работать, смешивая перед двигателем потоки охлаждающей жидкости, посгупающие со стороны холодпльш!ка и

L)ppcII cKB, или раздел я>! )! После Li3! L! ателя.

Прп норм а Ib!IOI! 3KCII. ), 3T3 ILL!H положениях регулирующего органа гпбк.!й элемент 5 провисает и усилие от рсгули— ру!ощего органа не передастся тяге 6, поэтому дополнительный спльфо 8 l!plloдв!!>:pLL. В слу час прорыва с!!льфопа 2 давлс1О нис в нем падает и уравнивается с,!ав,к-инем охлаждающей жидкости, нарушается равновесие сил, приложе!!ных к регулнруг>щему органу, и он под дсйс! вием прс !вар!!тельно сжатых пру>кины 14 и сильфопа 2

15 перемещается вверх, превышая пр;! этом рабочий ход и натягивая гибкий элемс !! 5.

Усилие от регулирующего органа передастся по цепи гибкий элемент 6 — — тяга 6 -— гибкий элемент 10 — клo!lг 11 и канал в

20 седле 12 открывается. В полости;!ополп);—

-,сльного сильфона 8 давление уравнивается с атмосферным и на крыв!ке,)!)пог!):! тсл,ного си»L L(o!L!L 8 возникает усплпс о; перепада давлений между охла>клавшей жн

25 костью и атмосферой, под действ!!см которого дополнительный спльфоп 8 перемещается вниз, нажимает па упор 7 тяги 6, увлекая за собой регулп ую,; о",,га:: в крайнее нижнее положение. В этом случае

30 охлаждающая жидкость циркулирует непосредственно между холодильником и двигателем, защи.цая двигатель от псрегрсва.

При этом пружина 13 р" C, Lcлагастся па,z каналом седла 12 и клапан пс закрывается.

Данное ))зобрстспие позы п аст надежностьь системы охлаждс:!пя, предотвращая аварию двигателя, возможп "!0 из-за разрушения дополнительного поля),жного раз40 делительного элемента.

Этот эффект получен в результате:)сключения па время нормаль):ой эксплуатации нагрузок (от давления и псремегце45 ния) на подвижный разделительный элемент. Кроме того, путем изоляции полости регулятора от окружающей среды с помощью клапана предотвращаются потери хладагента (охлаждающей жидкости), 50 имевшие место в известных регуляторах при разрушении подвижного разделительного элемента.

Формула изобретения

Регулятор темпсратуры прямого действия, содержащий термосистему с жидкостным наполнителем, связанную через шток с регулирующим органом, и подвижный раз50 делительный элемент, полость которого соединена каналом с атмосферой, о т л ич а ю ш, и и с я тем, что, с целью повышения надежности регулятора и снижения потерь хладагента, в нем в канале, связываю55 щем полость подвижного разделительного

742892.Ц гажепь

Лыодыль

Составитель Л. Подшибихии

Редактор Н. Данилович Техред И. Пенчко 1,оррсктор С. Файн

Заказ 1758/1287 Изд. № 628 Тираж 940 Подписное

НПО «Г1оиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 7Ê-35, Раушская наб., д. 4/5

Тнп. Харьк. фил. пред. «Патент» элемента с атмосферой, установлен клапан, соединенный гибким элементом с тягой, размещенной в торце подвижного разделительного элемента, которая связана другим гибким элементом со штоком, причем полость подвижного разделительного элемента заполнена жидкостью.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР

¹ 363079, кл. G 05 D 23/02, 1970 r.

5 2. Авторское свидетельство СССР

¹ 141688, кл. G 05 D 23/02, 1961 r. (прототип).