Привод

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик (б1) Дополнительное к акт. саид-ву— г (22) Заявлено 240774 (21) 2053365/18-24 (53)М. Кл.

G 05 G 1/00

G 05 D 23/02 с присоединением заявки Ио—

Государетвеккык коиитет

ССС Р по дедам изобретений к открытк Й (23) Приоритет—

Опубликовано 250680. Бюллетень Мо 23 (53) УДК. 621. 646 (0ЗВ.В) Дата опубликования описания 2506.80 (72) Автор изобретения

A. Г. Муси як а (5 4 ) ПРИВОД

Изобретение относится к приводным устройствам, в частности, элементов и узлов автоматики.

Известен привод, в котором в качестве приводного элемента иснольэуется нагреваемая электрическим током проволока, выполненный в виде треугольника, образованного основанием, проволокой, намотанной на две катушки, одна из которых связана с основанием, и стержня шарнирно связанного одним концом с основанием, а другим — co второй катушкой и представляющего собой выходное звено, подпружиненное на основании Г 13.

Недостатком такого привода является его узкое функциональное назначение, зависимость крутящего момента на выходном звене от колебаний внешней температуры и напряжения 2( питающей сети, что приводит к нестабильности работы выходного звена.

Наиболее близким по технической сущности к изсбретенйю яви ется привод, например, для следящих систем, содержащий связанные с общим компенсатором приводные элементы в виде проводника, установленные на опорах ! в корпусе и связанные с выходным звеном, а общий компенсатор выполнен в виде подпружиненного рычага (23Недостатком этого привода является зависимость крутящего момента на выходном звене от колебаний внешней температуры и напряжения питающей сети, что приводит к нестабильности работы выходного звена.

Цель изобретения — повышение точности.

Эта цель достигается тем, что в приводе, например, для следящих систем опоры установлены равномерно по окружности, выходное звено, выполненное в виде вала, установлено в центре окружности, а питание приводных элементов выполнено раздельным.

Предлагаемый привод с вращающим моментом на валу выходного звена, дифференцированном по силе тока в проволочных приводных элементах, используется, например, .для двухпозиционного и многопозиционного (пропорционального) автоматического управления и регулирования, преимущественно в качестве исполнительного механизма.

742908

Предлагаемый привод имеет устройство, стабилизирующее нраща ощий момент выходногo звена и предохраняющее детали привода от механических перегрузок, повышая таким образом его надежность и,цолговечность па срав не нию с изв ecт дым.

Ба фиг. 1 схематически изображен пр.лВОд со снятОЙ передней крьшп<ой ф ix . 2 — разрез Р.-А фиг.1 (вид слева) „на фиг.3 упрощенная ки e! làò l÷eoê: — r схе:... а

1О предлагаемого принода ..

Привод состоит из корпуса 1, в котором смонтированы по углам правильного многогранника, например пятигранника, свяЗанные с корпусом 1 взаимно опоры 2, на которых установлены поворотные ролики 3 из термостойкого электроизоляционного материала с вмонтированными в них антифрикционными втул- 20 камИ.

Такое конструктивное решение обеспечйвает более равномернос распрецеленИе нагрузки в приводных проволочных элементах, уменьшить габариты 25 природа, а также снизить потери на трение между опорами 2 и роликами 3.

Вал 4, установленный в подшипниках корпуса 1 внутри пространства, ограниченногo опорами 2, несущими на себе приводные проволочные элементы, является приводным звеном предлагаемого привода. Один конец вала 4 выходит наружу из корпуса. 1 (фиг.2) .

Ба валу 4 смонтированы связанные с ним катушки 5 из электроизоляцион-. нс, о материала, на которых закреплены начала приводных элементов б и 7, представляющих собой проволоку, например, из спецстали, облацающую высоким пределом прочности при растяже- 40 нии, максимально возможным коэффициентом линейпого расширения и минимальным остаточным удлинением в пределах цопустимых нагрузок.

Па одной из опор 2 шарнирно уста- щ нсвлен рычаг G, связанный с двумя катушками 9 из электроизоляционного теплостойкогo материала, на которых закреплены концы проволочных приводных элементов 6 и 7.

К свободному концу рычага 8 прикреплена натяжная компенсационная пружина 10, связанная вторым концом

c одной и"з опор 2,,которая способствует стабилизации крутящего момечта на выходном валу 4, предохраняе- детали предЪ агаемого привода от механических перегрузок и автоматически компен-сирует прослабление приводных элементов б и 7, которое может возникнуть н процессе длительной эксплуатации. Я

Приводные элементы 6 и 7 намотаны на ролики 3 в противоположных направлениях вокруг многогранника, образованного опорами ?. .Это позволяет уравновешивать вращающие моменты элементов 6 и 7 на валу 4 путем его позоров та

Приводные элементы должны обладать одинаковыми механическими, электричес— кими и размерньп и данными.

Подв од злек троэ нергии к прин одньгл элементам 6 и 7 осуществляется через проходные изоляторы н корпусе (на фиг. Ие показаны) с помощью четырех гибких проводников, два из которых

Б и С подсоединяются к началам элементов б и 7 на двух электрически разобщpêíûõ катушках 5, а два другHõ

Y v Z соответственно на двух электрически разобщенных катушках 9..

Предлагаемый привод действует следующим образом.

В исходном состоянии, когда на приводные элементы 6 и 7 напряжение не подано или же сила тока в обоих элементах одинакова, выходное звено, например сектор реечного привода (на фиг. не показан), закрепленное на валу 4 (фиг.1 и 2), находится в среднем положении. Как только сила тока в одном из элементов увеличится, например н элементе б, произойдет его удлинение по сравнению с элементом 7

Возникшее вследствие электротеплового расширения прослабление приводного элемента б устраняется под воздействием пружины 10 компенсационного узла, которая поворачивает через посредство рычага 8 взаимосвязанные с ним катушки 9.. Вследст- вие этого концы проволочных приводных элементов б и 7 наматываются на катушки 9 до момента достижения равновесия сил, воздействующих на приводные элементы б и 7. При этом происходит поворот выходного звена, н данном случае нала 4 против часовой стрелки.

Такое же явление происходит, если сила тока в другом приводном элеieHте 7 уменьшится ПО сравнению с первым приводным элементОм 6..

Если же сила тока преобладает в приводном элементе 7 по сраннению с первым элементом б„ то вращение выходного вала 4 происходит в обратном направлении, ".:..e.по чассне стрелке„.

При использовании привоца для двухпозиционного регулирования электроэнергия подводится по мере срабатывания датчика попеременно к приводным элементам 6 и 7, вследствие чего нарушается равновесие вращающих моментон и вал 4 поворачивается на такой угол, при котором вновь достигается равновесие. Датчик в данном случае имеет перекидные контакты, коммутирующие попеременно цепи питания приноцных элементов б и 7.

При работе предлагаемого привода в режиме трехпозиционного регулирования датчик имеет контактную систему, коммутирующую попеременно дне

742908 разные цепи и способную находиться в третьем нейтральном положении. B данном случае вал 4 и приводимое им передаточное звено (не показано) находятся в двух крайних положениях, а также в среднем (при обесточенных цепях питающих элементы б и 7) .

При работе предлагаемого привода в режиме непрерывного многопозиционного (пропорционального) регулирования, например в следящих системах ав- 0 томатики, в схемах автоматического управления и регулирования к источнику (источникам) питания постоянно подключены цепи приводных элементов б и 7. Поворот вала 4 происходит при разбалансе силы тока в приводных эле15 ментах б и 7. В данном случае в качестве .первичных датчиков могут быть использованы, например дифференциально-трансформаторные, вибрационные, реостатные (реохордные ) и другие датчики 20

Предлагаемый привод работает более устойчиво по сравнению с известным при наличии колебаний напряжения электрического тока источника питания и внешней температуры, а также обладает широким диапазоном скоростей выходного звена, что позволяет применять предлагаемый привод вместо гидравлических, электромоторных и других относительно сложных известных приводов

Формула изобретения

Привод, например, для следящих систем, содержащий связанные с общим компенсатором приводные элементы, выполненные в виде проводников, установленные на опорах в корпусе и связанные с выходным звеном, а общий компенсатор выполнен в виде подпружиненного рычага, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения точности привода, в нем опоры установлены равномерно по окружности, выходное звено, выполненное в виде вала, установлено в центре окружности, а питание приводных элементов выполнено разцельным.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 356416, кл. F 16 К 31/44, 1968.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 555252, кл. F 16 К 31/44, 1976 (прототип ) 742908

Составитель Г.Антонова

Редактор Т. Киселева Техред Э. Фечо Корректор И. Коста

Заказ 3617/13 Тираж 956

П,НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, X-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное, Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная,4