Устройство для контроля емкости аккумуляторной батареи

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик (ii) 743033

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 270378 (21) 2594875/24-07 (51)М. Кл.2 с присоединением заявки ¹

Н 01 М 10/48

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 250680, Бюллетень ¹23 (53) УДК 621. 355. .1 (088.8) Дата опубликования описания 2506,80 (72) Авторы изобретения

В.К. Никифоров и А.Ф. Сычев (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЕМКОСТИ

АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

Устройство для контроля емкости аккумуляторной батареи относится к химическим источникам электроэнергии и может быть использовано для контроля емкости аккумуляторной батареи.

Известно устройство для контроля емкости аккумуляторной батареи, состоящее из интегрирующего счетчика ампер-часов,шунта в цени аккумуляторной батареи, фотосчитывающего элемен- 10 та, соединенного через формирователь импульсов с реверсивным счетчиком, управляемым переключающим блоком, . подсоединенным к указанному шунту (1).

Известно также устройство для 15 контроля емкости аккумуляторной батареи, состоящее-из интегрирующего счетчика ампер-часов, фотосчитывающего элемента, двух шунтов, включенных в цепь батареи, дополнительного ис- 20 точника питания, причем интегрирующий счетчик ампер-часов состоит из двух интегрирующих электродвигателей, кинематически связанных между собой через дифференциал, на выходную— ось которого насажен диск, управляющий фотосчитывающим элементом, выход которого соединен через формирователь импульсов с реверсивным счетчиком, управляемым переключающим 30 блоком, подключенным к одному шунту, кроме того оба интегрирующих электродвигателя подключены к дополнительному источнику питания, а один из них через контакты выходного реле переключающего блока подсоединен ко второму шунту (2).

В периоды времени, когда не производится ни заряд, ни разряд аккумуляторной батареи, интегрирующие электродвигатели вращаются с равными и противоположно направленными угловыми скоростями. При этом выходная ось дифференциала находится в неподвижном состоянии и на вход счетчика не поступают счетные импульсы.

Следовательно, в эти периодЫ в обоих известных устройствах не учитывается потеря емкости аккумуляторной батареи от саморазряда.,Практическое при-. менение аккумуляторных батарей, в большинстве случаев, связано со значительным временем их хранения, например, на автотранспорте. Потеря емкости аккумуляторной батареи от саморазряда зависит от температуры окружающей среды, составляет до

20% емкости в месяц и указана в нормативно-технической документации на ахкумуляторы.

743083

Целью изобретения является повышение точности контроля емкости аккумуляторной батареи.

Это достигается тем, что в устройство для контроля емкости аккумуляторной батареи введен датчиком тока саморазряда, включенным в цепь питания одного из интегрирующих электродвигателей через соответствующие контакты переключаЮщего блока.

Датчик тока саморазряда содержит температурно-зависимый элемент, например, терморезистор.

Учет потери емкости аккумуляторной батареи от саморазряда при различных температурах окружающей среды способствует повышению точности контроля емкости аккумуляторной батареи.

На чертеже дана схема устройства для контроля емкости аккумуляторной батареи .

Устройство для контроля емкости аккумуляторной батареи состоит из счетчика 1 ампер-часов, содержащего электродвигатели 2 и 3, кинематически связанные с дифференциалом 4, на выходной оси 5 которого закреплен диск б с окнами, управляющий фотосчитывающим элементом 7, выход последнего соединен через формирователь 8 импульсов с реверсивным счетчиком

9, датчика 10 тока саморазряда, шунта 11,,включенного в цепь аккумуляторной батареи 12, переключающего блока 13, подключенного своим входом к шунту 11 и датчику 10 тока саморазряда, а выходом — к цепи управления реверсом счетчика 9, дополнительного источника 14 питания, подсоединенного параллельно электродвигателям 2 и З.Кроме того в цепь электродвигателя 2 последовательно с источником 14 питания с помощью контактов выходного реле переключающего блока

13 включены шунт 11 и датчик 10 тока саморазряда.

Устройство работает следующим образом.

С началом заряда аккумуляторной батареи 12 на шунте 11 появляется падение напряжения пропорциональное току заряда в полярности, противоположной напряжению на датчике 10 тока саморазряда. Шунт 11 и датчик 10 тока саморазряда контактами выходного реле переключающего блока 13 включаются в цепь электродвигателя

2 таким образом, чтобы общее напряженйе на электродвигателе 2 рав° нялсЫь разности напряжения источника 14 питания и разностного напряжения на последовательно соединенных шунте 11 и датчике 10 тока саморазряда.

При этом угловые скорости электродвигателей 2 и 3 имеют разную величину и выходная ось 5 дифференциала

4 приобретает угловую скорость, пропорциональную разности напряжений на шунте 11 и датчика 10 тока саморазряда. С осью 5 связан диск 6 с окНами, управляющий фотосчитывающим элементом 7. Последний через формирователь 8 импульсов начинает выдавать в счетчик 9 импульсы с частотой пропорциональной емкости выходной оси 5 дифференциала 4.

Если величина зарядного тока превышает ток саморазряда аккумуляторной батареи, и, следовательно, падение напряжения на шунте 11 больше напряжения датчика 10 тока саморазряда, то разностное напряжение последовательно соединенных шунта 11 и датчика 10 саморазряда поступает

15 на вход переключающего блока 14 в такой полярности, что реле переключающего блока 13 подключает счетчик

9 к формирователю 8 на сложение поступающих на его вход импульсов.. щ() Таким образом, частота поступающих на вход счетчика 9 импульсов пропорциональна разности токов заряда и саморазряда аккумуляторной батареи, а количество импульсов, поступивших на счетчик 9 за определенный промежуток времени, пропорционально емкости, полученной аккумуляторной батареей. С изменением направления тока в шунте 11 (при разряде аккумуляторной батареи) падение напряжения на шунте 11 складывается с напряжением датчика 10 тока саморазряда и поступает на вход переключающего блока 13 в такой полярности, что выходное реле переключающего блока 13

35 подключает счетчик 9 к .формирователю 8 на вычитание поступающих на его вход импульсов. Одновременно шунт

11 и датчик 10 тока саморазряда с контактами выходного реле переключающего блока 13 включается в цепь электродвигателя 2 таким образом, чтобы общее напряжение на электродвигателе 2 равнялось разности напряжения источника 14 питания и суммарного напряжения на шунте 11 и датчике 10 тока саморазряда.

При отсутствии заряда - разряда аккумуляторной батареи (падение напряжения на шунте 11 равно нулю) частота поступающих на вход счетчи () ка 9 импульсов пропорциональна току. саморазряда аккумуляторной батереи, а выходное реле переключающего блока

13 подключает счетчик 9 к формирователю 8 на вычитание поступающих на

55 его вход импульсов.

При питании датчика 10 тока саморазряда, например, от проверяемой аккумуляторной батареи, его выходное напряжение должно быть пропорциональ,(, но сумме тока саморазряда аккумуляторной батареи и тока потребляемого им от аккумуляторной батареи.

Таким образом, введение .в цепь одного,из электродвигателей датчика тока саморазряда аккумуляторной ба743083

Формула из обретения цНИИПИ Заказ 3477/46 Тираж 844 Подписное

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 тареи з начи тель но повышает точность контроля емкости аккумуляторной ба тареи в процессе эксплуатации.

Практическая проверка эффективности введения датчика тока саморазряда в цепь питания интегрирующего электродвигателя показала, что точность контроля емкости аккумуляторной батареи увеличилась на 10% (для аккумуляторов 6ТСТ-182) при темпера-. туре окружающей среды +25 С . 10

Устройство для контроля емкости аккумуляторной батареи, содержащее источник питания, фотосчитывающий элемент, соединенный через формирователь импульсов с реверсивным счетчиком, управляемым переключающим блоком, подсоединенным к шунту в цепи батареи, дополнительный истЬЧник питания, интегрирующий счетчик ампер-часов, состоящий из двух интегрирующих электродвигателей, кинематически связанных между собой через дифференциал, на выходную ось которого насажен диск, управляющий фотосчитывающим элементом, причем оба электродвигателя подключены к дополнительному источнику питания, а один из них через контакты выходного реле переключающего блока подсоединен к шунту, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности контроля, оно снабжено датчиком тока саморазряда,,включенным через упомянутые контак;ты выходного реле переключающего блока к упомянутому двигателю.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 312337, кл . Н 01 М 10/48, 1970 .

2. Авторское свидетельство СССР

9 528645, кл. Н 01 М 10/48, 1975.