Способ изготовления биметаллических деталей,имеющих поверхности трения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И-C--А- -Н-И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ рц 7438
0оюе Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 12.12.78 (21) 2696705/25-27 с присоединением заявки № (51) М. Кл з
В 23Р 3/02
{53) УДК 621.771.8 (088.8) (43) Опубликовано 30.06.80. Бюллетень № 24 (45) Дата опубликования описания 30.06.80 ло делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
А. И. Лейкин, Б. В. Тюрин, Ю. А. Данилов, Е. Ф. Иванова и Н. В. Еднерал (71) Заявитель (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БИМЕТАЛЛИЧЕСКИХ
ДЕТАЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ПОВЕРХНОСТИ ТРЕНИЯ
ГосУдаРственный комитет (23) Приоритет
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения элементов сборных изделий, включающих конструкционную часть и антифрикционный элемент, а также при изготовлении биметаллических деталей, имеющих поверхности трения.
Известен способ изготовления биметаллических деталей, имеющих поверхности трения, путем установки антифрикционного элемента в конструкционную часть и соединения их (1).
Недостатком этого способа является трудоемкость точного изготовления элементов соединения, а также невозможность получения прочных биметаллических деталей, что снижает их надежность и работоспособность.
Целью изобретения является упрощение технологии и уменьшение трудоемкости изготовления элементов, повышение надежности и работоспособности деталей.
Указанная цель достигается тем, что в качестве антифрикционного элемента берут износостойкий материал, например латунь марки ЛМцСКА 58-2-2-1-1, а соединение осуществляют путем объемной деформации его в режиме сверхпластичности непосредственно в гнездах конструкционной части, сохраняя исходную твердость конструкционной части.
На чертеже схематично изображен биметаллический блок цилиндров аксиальнопоршневых гидр омашин.
Биметаллический блок цилиндров аксиально-поршневых гидромашин, имеет несколько поршневых отверстий и состоит из конструкционной части 1, изготавливаемой из стали марки Х12Ф1 с твердостью HRC
56-62, и антифрикционного элемента 2, изготавливаемого из латуни марки ЛМцСКА
58-2-2-1-1.
В блоках цилиндров отверстия изготавливают путем сверления на необходимую глубину сверлом номинального диаметра. В отверстиях растачивают фиксирующие канавки, диаметр которых на 1,0 — 1,5 мм больше диаметра отверстия.
В подготовленные отверстия блоков помещают предварительно закаленные заготовки из латуни марки ЛМцСКА 58-2-2-1-1.
Блок цилиндров вместе с предварительно закаленными заготовками нагревают до температуры 290 — 330 С и проводят операцию объемного деформирования одновременно всех латунных заготовок в режиме сверхпластичности специальными пуансонами непосредственно в отверстиях блока.
После деформации для снятия внутренних
743830
Формула изобретения
Составитель Л. Камынииа
Текред Л. 1(уклина
I t;,àêT0ð Л. павлова
Корректоры: Л. Слепая и Л. Орлова
Заказ 1018/20 Изд. № 345 Тираж 1160 Подписное
IlliQ «Г1опск» Государственного когинтста СССlз по делаги изобретении и открытий
113035, Москва, 71(-35, Раушская наб., д. 4!3
Типографи», пр, Сапунова, 2 напряжений биметаллический блок подвер-.. гают отпуску при температур" 150 — 350 С в течение 2 — 4 часов, затем деталь изготавливают окончательно.
В результате проведения операции деформирования латунь заполняет фиксирующие канавки в отверстиях блока. Одну из фиксирующих канавок можно не заполнять с тем, чтобы обеспечить при работе дополнительный гидравлический прижим П1льз к степкам отверстий блока.
На образцах, изготовленных по предлагаемому способу, была проведена опрессовка гильз гидравлическим давлением до
700 атм. Гильзы не выпрессовывалпсь, утечек рабочей жидкости между гильзой п блоком цилиндров не было.
Таким образом, использование предлагаемого способа обеспечивает надежну1о фиксацию антифрикционного элемента в конструкционной части биметаллических деталей.
Технология изготовления деталей, входящих в сборку, намного упрощается, а трудоемкость изготовления этих деталей уменьшается.
Способ изготовления биметаллических деталей, имеющих поверхности трения, путем установки антифрикцпонного элемента в конструкционную часть и соединения нх, отличающийся тем, что, с целью упрощения технологии и уменьшения трудоемкости изготовления элементов, повышения надежности и работоспособности деталей, в качестве антифрикционного элемента берут износостойкий материал, преимущественно латунь марки ЛИцСКА 58-2-2-1-1, а соединение осуществляют путем объем15 пой деформации его в режиме сверхпластичности непосредственно в гнездах конструкционной части, сохраняя исходную твердость конструкционной части.
Источники ш1формации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент CILIA № 3280758, кл. 103 — 162, 19б4.