Устройство для обнаружения юза и боксирования колесной пары электроподвижного состава
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
<»743904 (61) Дополнительное к авт. свид-ву —— (22) Заявлено 04.05.77 (21) 2482487)27-1! с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет— (51) М. Кл 2
В 60 1 3/10
Гоеударстеенный комитет
СССР
Опубликовано 30.06.80. Бюллетень №24
Дата опубликования описания 10.07.80 (53) УДК 625,032..37 (088.8) до делам изаоретений и открытий (72) Автор изобретения
А. Я. Калиниченко
Всесоюзный научно-исследовательский институт вагоностроения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ ЮЗА
И БОКСОВАНИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО
СОСТАВА
Изобретение относится к технике защиты электроподвижного состава от юза и боксования.
Известно устройство для обнаружения юза и боксования колесной пары электроподвижного состава, снабженного двухфазным тиристорно-импульсным преобразователем напряжения с общим узлом коммутации, содержащее генератор импульсов, выход которого через ключи соединен с входами двоичных счетчиков, выходы которых через дешифратор соединены с исполнитель- 10 ным элементом, и линию задержки (1).
Однако данное устройство обладает недостаточным быстродействием и эффективностью, так как импульсным генератором является импульсный датчик, установленный в буксе колесной пары. Количество импульсов на оборот оси ограничено конструктивным выполнением датчика и недостаточно для обеспечения эффективной защиты при малых скоростях движения. Повышение чувствительности устройства увеличением разрядности счетчиков ведет к уменьшению быстродействия.
Цель изобретения — повышение эффективности и быстродействия защиты.
Поставленная цель достигается тем, что устройство дополнительно снабжено датчиками тока коммутирующего конденсатора, логическими элементами И, HE и триггером знака, причем выходы датчиков тока соединены через один из элементов НЕ с генератором импульсов, вход второго элемента НЕ соединен с выходом одного из датчиков тока, а выход — с первым входом элемента И, второй вход которого подключен к выходу одного из счетчиков, а выход через линию задержки подсоединен к другим входам счетчиков, при этом выходы триггера знака подключены к управляющим входам ключей, а выходы его предназначены для подключения к формирователю импульсов коммутирующих тиристоров преобразователя.
На фиг. 1 представлена силовая схема электроподвижного состава с тиристорноимпульсным преобразователем; на фиг. 2— временные диаграммы напряжений на элементах силовой схемы; на фиг. 3 — функциональная схема устройства для обнаружения юза и боксования колесной пары.
Силовая схема содержит тяговые двигатели 1, 2, соединенные с источником питания 3 через силовые тиристоры 4, 5 парал743 904
1С
13 на элемент 26 не поступает напряжение с датчиков 24, 25, поэтому с выхода элемента 26 поступает потенциальный сигнал на вход генератора 16, блокируя его работу. При открытии коммутирующих тиристоров 7, 9 начинается перезаряд конденсатора 10 на обратную полярность, при котором с датчика 24 поступает напряжение на элемент 26, с выхода которого исчезает сигнал, снимая тем самым блокировку с генератора 16. С выхода генератора 16 тактовые импульсы поступают на один вход
36
SS з лельно которым подключены коммутирующие тиристоры 6 — 9, между средними точками которых подключен коммутирующий конденсатор 10. Параллельно двигателю 1, 2 с обмотками l l возбуждения подключены обратные диоды 12.
Временные диаграммы (фиг. 2) содержат кривую а изменения напряжения во времени (на коммутирующем конденсаторе 10, кривую б напряжения на первом тяговом двигателе 1, кривую в напряжения на втором тяговом двигателе 2; t i, tq — моменты времени, в которых происходит открытие коммутирующих тиристоров 6, 8 и 7, 9; t3, t4 —— моменты времени, в которых прекращается перезаряд коммутирукэшего конденсатора 10.
Устройство для обнаружения юза и боксования (фиг. 3} содержит триггер 13 знака с раздельными входами и выходами, подклгоченными к ключам 14, 15, вьшолнеHHblM в виде элементов И, к которым подключен также генератор 16 импульсов, при этом выходы ключей 14, 15 соединены со входами двоичных счетчиков 17, 18, которые выходами подключены к дешифратору 19, соединенному своим выходом с исполнительным элементом 20. Причем, выход двоичного счетчика 18 соединен с одним входом элемента 21
И, к другому входу которого подключен элемс гг 22 НЕ. Выход элемента 21 соединен с линией 23 задержки, своим выходом подключенной к сбросовым шинам двоичных счетчиков 17, 18. При этом датчики 24, 25 тока, стоящие в цени коммутирующего конденсатора !0 (фиг. !) подключены к входу элемента 26 11Е, который выходом соединен с генератором !6 импульсов, и выход датчика 25 соединен с входом элемента 22.
Устройство работает следующим образом.
Работа фа" тиристорно-импульсного преобразователя смещена на полпериода. Напряжение к тяговому двигателю l прикладывается нри открытии силового тиристора 4, который закрывается при открытии коммутирующих тиристоров 7, 9 в момент времени ll (фиг. 2). Управляющий импульс поступает на управляющие электроды тиристоров 7, 9, а также на один из входов триггера 13 (фиг. 3), переводя триггер в состояние, нри котором на соответствующем выходе появляется сигнал, поступающий на олин вход ключа 14. Так как до открытия коммутируюгцих тиристоров в цепи коммутирующего конденсатора 10 отсутствует ток, 26
36
33
46
43 ключа 14, на другой вход которого поступает потенциальный сигнал с триггера 13. Сигналы, совпадая, поступают с частотой работы генератора 16 на вход двоичного счетчика 17. После перезаряда коммутирующего конденсатора 10 в момент времени t I (фиг.2) прекращается прохождение тока в цепи конденсатора и на выходе датчика 24 исчезает сигнал, что приводит к появлению сигнала на выходе элемента 26 и к блокированию работы генератора 16, т.е. в этот момент запоминается отсчитанное число импульсов, поступающих с генератора на счетчик 17 за время перезаряда tl — tq (фиг. 2) конденсатора на обратную полярность. С выходов счетчика 17 поступает двоичный код, соответствующий числу отсчитанных импульсов, на дешифратор 19.
Через полпериода происходит подача напряжения на второй двигатель 2 при открытии тиристора 5, который закрывается по истечении требуемой длительности импульса путем открытия коммутирующих тиристоров 6, 8 в момент времени t q (фиг. 2) .
Одновременно управляющий импульс, постунающий на управляющий электрод тиристоров 6, 8, проходит на раздельный вход триггера 13, уста навливающий последний в состояние, при котором появляется потенциальный сигнал на раздельном выходе и исчезает одновременно с другого его выхода.
Сигнал по этому выходу проходит на первый вход ключа 15, на другой вход которого начинают поступать тактовые импульсы с генератора 16, так как при открытии коммутирующих тиристоров 6, 8 начинает проходить ток, перезаряжающий конденсатор 10 на обратную полярность, поэтому с датчика тока 25 поступает напряжение на элементы
26 и 22. С генератора 16 снимается блокировка, благодаря чему на ключ 15 поступают тактовые импульсы, которые проходят но выходу указанного ключа 15 на двоичный счетчик 18, приводя тем, самым к изменению состояний триггеров последнего.
При перезаряде конденсатора на обратную полярность в момент времени t (фиг. 2) прекращается прохождение тока через конденсатор и с выхода датчика тока 25 исчезает напряжение, что приводит к подаче с выхода элемента 26 на генератор 16 блокирующего сигнала. В этот момент прекращается подача тактовых импульсов на двоичный счетчик 18. Происходит фиксирование кода, соответствующего числу импульсов, отсчитанному счетчиком за время перезаряда конденсатора 10 на обратную полярность, который поступает на дешифратор 19. Так как токи, проходящие через двигатели, одинаковы и скорости вращения колесных пар равны, коды, поступающие со счетчиков 17, 18 на дешифратор 19, будут также равны, что соответствует одинаковому времени перезаряда конденсатора 10 в оба полупериода. При равенстве кодов на выходе дешифратора 19 отсутствует сигнал. При
5 прекращении счета счетчиком 18 на его выходе появляется потенциальный сигнал, который поступает на первый вход элемента
21, на другой вход которого проходит сигнал с выхода элемента 22, так как на входе последнего отсутствует сигнал, поступающий с датчика тока 25, ввиду прекращения перезаряда конденсатора 10. С выхода элемента 21 сигнал поступает на линию задержки 23, а по истечении принятого интервала задержки, необходимого для сравнения кодов —. поступает на сбросовые входы счетчиков 17, 18, возвращая последние в исходное состояние.
В случае возникновения боксования или юза время перезаряда конденсатора в один полупериод (tr, ta) не равно времени перезаряда во второй полупериод t2, t4. В этом случае счетчиками 17, 18 отсчитывается разное число импульсов за время перезаряда конденсатора на обратную полярность, а следовательно, на дешифратор 19 поступают со счетчиков различные коды, что приводит к появлению на выходе дешифратора 19 сигнала, поступающего на исполнительный элемент 20, в связи с чем производится уменьшение длительности импульса выходного напряжения тиристорно-импульсного преобразователя до исчезновения процесса боксования.
В устройстве применены два датчика тока 24, 25. Ток, проходящий в цепи коммутирующего конденсатора 10, в оба полупериода имеет различное направление, поэтому двумя датчиками выделяется сигнал одинаковой полярности.
Число триггеров в счетчиках выбирается из.условия заполнения счетчика при максимально возможном на практике времени перезаряда конденсатора.
Предлагаемое устройство обеспечивает обнаружение юза или боксование колесной пары за время одного периода регулирования тиристорно-импульсного преобразователя. Так,при частоте регулирования 500 Гц, время обнаружения юза или боксования составляет 0,002 с.
743904
Построение предлагаемого устройства за щиты осу щестьл яется непосредственно в блоке управления преобразователем, что приводит к упрощению устройства и повышению эффективности.
Формула изобретения
Устройство для обнаружения юза и боксования колесной пары электроподвижного состава, снабженного двухфазным тиристорно-импульсным преобразователем напряжения с общим узлом коммутации, содержащее генератор импульсов, выход которого через ключи соелинен с входами двоичных счетчиков, выходы которых через дешифратор соединены с исполнительным элементом, и линию задержки, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности и быстродействия защиты, оно снабжено датчиками тока коммутирующего конденсатора, логическими элементами И, НЕ и триггером
20 знака, причем выходы датчиков тока соединены через один из элементов НЕ с генератором импульсов, вход второго элемента НЕ соединен с выходом одного из датчиков тока, а выход — с первым входом элемента И, второй вход которого подключен к выходу одного из счетчиков, а выход через линию задержки подсоединен к другим входам счетчиков, при этом выходы триггера знака подключены к управляющим входам ключей, а входы его предназначены лля подключения к формирователю импульсов коммутирующих тиристоров преобразователя.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Гайдукова В. Е., Кузнецова Б. Г., Филиппов Л. К. Дискретное устройство для обнаружения боксования колесных пар и его основные пара метры.-«Вестник Всесоюзного научно-исследовательского института жеао лезнолорожного транспорта», 1973, № 4, с. 37 — 39 (прототип). вериг. 7
743 904
Лиг. Д
Составитель Н. Лысяков
Редактор Л. Веселовская Техред К. Шуфрич Корректор Г. Назарова
:Заказ 3755/4 Тираж 763 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал Г1ПП чГ!гтент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4