Массив-гигант
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ш1744064
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (б1) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 13.02.79 (21) 2723588/29-15 с присоединением заявки Ме (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.06.80. Бюллетень М 24 (45) Дата опубликования описания 30.0б.80 (51) М. Кл.
Е 02В 3/06
Е 02D 27/52
Государственный камитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 627.333 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. В. Бурячок и Я. Н. Фельдман (71) Заявитель (54) МАССИВ-ГИГАНТ
Изобретение относится к морскому гидротехническому строительству, а именно к сборным плавучим блокам типа массивагиганта, предназначенным для возведения причальных, оградительных и берегоукрепительных сооружений на больших глубинах.
Известны массивы-гиганты, выполненные в виде полого блока, образованного вертикальными стенками и днищем (1).
Наиболее близким к изобретению является массив-гигант, выполненный в виде полого блока, вертикальные стенки которого шарнирно прикреплены к основанию (2).
Известные конструкции массивов-гигантов не обладают достаточной эксплуатационной надежностью, так как надежная герметизация стыков между конструкцией массива-гиганта и откидными стенками затруднена 83-за неизбежных неточностей в изготовлении сборных элементов и из- за малой их жесткости, приводящей к изменению герметизированных зазоров под внешними давлениями. Так, при сборке массивов-гигантов нормами допускается отклонение боковых стенок от общей плоскости до 5 мм, а вертикальных элементов от проектного положения — до 20 мм на высоте до б м.
К этому нужно добавить неточности при установке осей шарниров, и в результате 30 зазоры между откидными стенками и основной конструкцией оказываются весьма неравномерными по ширине. Это приведет также к неполному опиранию откидной стенки по контуру, ее деформациям под внешним давлением и неравномерному изменению зазоров, а в конечном итоге — к потери герметичности конструкцией.
Кроме того, при использовании на больших глубинах необходимы массивы-гиганты значительной высоты. Для обеспечения их остойчивости при транспортировке приходится принимать большой балласт, который также неблагоприятно влияет на герметичность, оказывая давление на панели изнутри.
В период эксплуатации сооружения сравнительно тонкостенные откидные стенки, нежестко удерживаемые цепями, не могут работать совместно с днищем. При больших горизонтальных нагрузках (волновых, грунтовых) это приведет к напряжениям и деформациям в основании, величину которых трудно заранее вычислить.
Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности массива-гиганта.
Поставленная цель достигается тем, что днище выполнено в виде поворотных элементов, имеющих форму прямоугольного
744064 треугольника с шарнирным креплением со стороны прямого угла.
Кроме того, торцовые участки поворотных элементов могут быть выполнены скошенными, а поверхность поворотных элементов со стороны полости блока может быть выполнена выпуклой.
На фиг. 1 изображен массив-гигант, поперечный разрез; на фиг. 2 — то же, план; на фиг. 3 — разрез A — А на фиг. 2 (примыкание поворотных элементов в виде бетонных блоков к поперечной переборке); на фиг. 4 — схемы последовательности установки массива-гиганта.
Железобетонный каркас массива-гиганта состоит из продольных вертикальных наружных стенок 1, поперечных внутренних переборок 2, в которых обычно выполняются окна 3, торцовых наружных стенок, продольной днищевой балки 4. После изготовления каркаса в нем выполняют поворотные элементы в виде бетонных блоков 5, связанных шарнирами 6 с поперечными переборками и торцовыми стенками. Оси этих шарниров закреплены в поперечных переборках и торцовых стенках, которые равномерно утолщаются книзу в пределах высоты бетонных блоков. Во время бетонирования блоков 5 во всех их примыканиях к каркасу укладывается полосовая упругая, например, резиновая, гидроизоляция 7. Как видно из фиг. 1 — 3, эти примыкания выполнены со скосами, обеспечивающими началь-ное обжатие гидроизоляции весом блоков, и, кроме того, гарантирующими свободный поворот блоков 5 вокруг осей шарниров 6 даже прп отклонениях вертпкальных персборок от проектного положения.
На время транспортировки массива-гиганта блоки закрепляют к каркасу, например, заранее застропленными клиньями.
Заблаговременно заводят также цепи для будущего подъема блоков за точки а. Вес блоков подбирают из условия обеспечения остойчивости буксируемого массива-гиганта; наклонной грани блока можно придать криволинейные очертания (пунктир на фиг. 1), дающие необходимое изменение веса и в то же время не препятствующие повороту блока при установке массива-гиганта.
Массив-гигант с помощью балластировки водой устанавливают на заранее устроенную щебеночную подготовку 8, служащую контрфильтром будущей постели, блоки поворачивают на 90 до контакта -с подготовкой за пределами каркаса. После этого внутрь отсыпают камень 9, покрываемый в случае необходимости слоем подводного жесткими и массивными элементами, что25
Ф ор мул а изобретения
1. Массив-гигант для возведения гидротехнических сооружений, выполненный в виде полого блока, образованного вертикальными стенками и днищем, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения его эксплуатационной надежности, днище выполнено в виде поворотных элементов, имеющих форму прямоугольного треугольника с шарнирным креплением со стороны прямого угла.
2. Массив-гигант по п. 1, о тл и ч аюшийся тем, что торцовые участки поворотных элементов выполнены скошенными.
3. Массив-гигант по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что поверхность поворотных элементов со стороны полого блока выполнена выпуклой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Березинский А. P. и др. Применение сборного железобетона в гидротехнических сооружениях. М., 1959, с. 108, 109.
2. Авторское свидетельство СССР
М 481666, кл. E 02В 3/06, 1973 (прототип).!
15
20 бетона 10, а также отсыпают каменную Iioстель 11. Засыпка камня 9 и 00TQII 10 надежно удерживают бетонные элементы, опертые теперь верхними частями на нижние кромки боковых стенок. Расчеты показывают, что вес конструкции и размеры ее основания достаточны для того, чтобы противостоять значительным волновым нагрузкам, засыпка массива-гиганта на всю высоту излишняя. Особенно это важно при использовании массива-гиганта с перфорированной наружной стенкой. В этом случае камера гашения имеет большую ширину и обеспечивает значительное снижение волновых нагрузок, всплесков, донных скоростей, 3 стройство бетонных блоков в готовой конструкции каркаса обеспечивает постоянную и минимальную ширину зазоров в примыканиях и, кроме того, начальное обжатие гидроизоляции весом бетона.
Кроме того, блоки являются достаточно бы обеспечить остойчивость и герметичность массива-гиганта во время транспортировки.
Крепление блоков к основной конструкции после ее установки на место приводит к созданию единого жесткого и надежного основания, способного воспринимать значительные нагрузки при легко заранее вычисляемых напряжениях и деформациях.
744064
Риа. 9
Редактор Л. Павлова
Заказ 1015/10 Изд. № 337 Тираж 729 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Составитель Л. Ваксенбург
Техред В. Серякова
Корректоры: Л. Слепая и О. Тюрина