Способ измерения кинематической погрешности зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Соцналнстнческнх

Республик

«»744222 (61) Дополнительное к авт, свид-ву— (22) Заявлено 260578 (21) 2622616/25-28 с присоединением заявки Нов (23) Приоритет

Опубликовано 3006.80. Бюллетень М 24

Дата опубликования описания 05. 07. 80 (51)М, КЛ.2

G 01 В 7/28

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 5З1.717.2: 621 833(088 8) (72) Авторы изобретен и я

В. П. Степняков, В. С. Новиков и Ю. М. Павленко (71) Заявитель (54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ ПОГРЕШНОСТИ ЗУБЧАТЫХ

КОЛЕС

Изобретение относится к области линейно-угловых измерений в машиностроении.

Известен способ измерения кинематической погрешности зубчатых колес, заключающийся в том, что измеряемое колесо зацепляют с измерительным колесом на приборе для однопрофильного контроля, обкатывают их и по реэуль- 1О татам измерения судят о точности измеряемого колеса (1).

Недостатком этого способа является то, что весь результат измерения относят к измеряемому колесу, а погрешностью измерительного колеса пре

Л5 небрегают., считая ее очень малой °

Наиболее близким к описываемому и зоб рете нию явл я е тс я способ и зме рения кинематической погрешности зубчатого колеса при обкатывании его в паре с измерительным колесом с ис— пользованием прибора для однопрофильного контроля, заключающийся в том, что предварительно измеряют погреш- 25 ность измерительного колеса путем обката его с аналогичным ему колесом, затем вместо одного из измерительных колес устанавливают контролируемое, обкатывают его в паре с иэмерительным, а в результат измерения. вводят амплитудное значение поправ ки на погрешность измеритель ного коле— са (2) .

Недостатком этого способа является низкая точность измерений, заключающаяся в том, что знание только величины погрешности измерительного колеса не дает возможности полностью исключить ее иэ результатов измерения, так как в этом случае ни фаза погрешности измерительного колеса, ни характер ее изменения не учитываютсяя.

Целью изобретения является повышение точности измерений.

Поставленная цель достигается эа счет того, что погрешность измерительного колеса записывают с учетом его углового положения, а при измерении погрешности контролируемого колеса текущее значение записанной погрешности измерительного колеса вычитают иэ результатов измерения.

Способ осуществляется следующим образом.

На прибор для комплексного олиопрофильного контроля устанавливают два идентичных по геометрии и степе/44222

Формула изобретения

Составитель И. Шваб

Редактор Л. Павлова Техред X° . Кастелевич Корректор И. Муска

Заказ 3657/3

Подписное

Тираж 801

ЦЯИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r Ужгород, ул . Проектная, 4 ни точности измерительных зубчатых колеса (или два колеса иэ партии контролируемых колес) . Эти колеса обкатывают, преобразуют углы их поворота в электрический сигнал и определяют их угловое рассогласование сравнением сигналов по фазе. ПО результатам измерения определяют величину кинематической погрешности пары измерительных колес, Затем колеса расцепляют, одно иэ них поворачивают относительно другого и после зацепления опять обкатывают и производят измерение . После нескольких относительных перезацеплений и измерений находят максимально и минимально возможные значения кинематической погрешности этой пары.

Затем находят такое относительное начальное положение этих колес, при котором значение погрешности этой пары составляет среднюю величину между максимальньи и минимальным ее значениями. Так как колеса идентичны, то с большой доверительной вероятностью половину этой средней величины можно отнести к одному из этих колес.

В процессе измерения средней величины погрешности сигнал, характеризующий погрешность измерительного колеса, записывают с учетом углового соответствия, например, на носитель, жес тко связанный с измерительным колесом.

Затем на прибор вместо одного из измерительных колес устанавливают контролируемое колесо и обкатывают ,его с измерительным колесом, погрешность которого записана на носитель. В процессе измерения эту запись считывают и изменяют ее фазу на 180 например, с помощью фазоинвертера.

Перед сравнением сигналов, характеризующих углы поворота измерительного и контролируемого колес по фазе с целью определения их углового рассогласования, текущее значение фазы сигнала, характеризующего поворот измерительного колеса, изменяют по обратному закону изменения записанной погрешности измерительного колеса, на— пример, с помощью управляемого фазовращателя.

Таким Об раз Ом и з результатов измерения ав тома тичес ки исключается погрешность иэмерительного колеса, что

=.начительно повышает точность измерения погрешности контролируемого зубчатого колеса. Это позволяет QTказаться от применения специальных дорогостоящих измерительных колес, так как при использовании в качестве измерительного колеса колеса, взятого из партии контролируемых,его погрешность не скажется на результатах измерения ввиду того, что она автоматически исключается иэ результатов измерения.

Применение способа расширяет тех15 нологические возможности существующих средств измерения кинематической погрешности зубчатых колес, так как можно контролировать колеса высоких с тепе ней точ нос ти .

Способ измерения кинематической погрешнос ти эубча тых колес, эа ключающнйся в том, что измеряют погрешность измерительного колеса путем обката его с идентичным измерительным колесом, затем вместо одного из измерительных колес устанавливают контролируемое, обкатывают его в паре с измерительным и в результат измерения вводят поправку на погрешность измерительного колеса, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения точности измерений, погрешность измерительного колеса записывают с учетом его углового положения, а при измерении погрешности контролируемого колеса текущее значение записанной

4р погрешности измерительного колеса вычитают иэ результатов измерения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

4 1. Авторское свидетельство СССР

9 315908, кл. G 01 В 5/20, 1969.

2. Марков Н. Н. Взаимозаменяемость и технические измерения в машиностроении. Вып. 2, М., Машгиз, 1960, с. 308 (прототип) .