Устройство для измерения сопротивления изоляции двухпроводной линии постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О Л И С А Н И Е )744339

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Респфлик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 03.03.75 (21) 2109398/18-21 (51) М.Кл. G 01 R 17/10 с присоединением заявки— (23) Приоритет—

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (43) Опубликовано 30.06.80. Бюллетень ¹ 24 (53) УДК 621.317.735 (088.8) (45) Дата опубликования описания 30.06.80 (72) Авторы изобретения

А. Г. Андрущенко, С. С. Мощицкий, Н. Ф. Фомин, Э. П. Тамбулатов и А. А. Чечин (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ

СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ДВУХПРОВОДНОЙ

ЛИНИИ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение относится к электроизмерительным устройствам, в частности к устройствам для непрерывного контроля и измерения сопротивления изоляции двухпроводных линий постоянного тока, находящихся под рабочим напряжением и изолированных от земли.

Известны устройства для контроля и ,измерения сопротивления изоляции электрических линий постоянного тока, в частности, сигнализаторы понижения изоляции. Комплект сиги алпзатора состоит из потенциометра, составляющего с сопротивлениями изоляции каждой лин ии .контролируемой сети мост |постоянного тока, и следящей системы, включающей усилители, исполнительный двигатель и блоки .програ ммных реле (1). Устройства эти не измеряют абсолютных значений сопротивления изоляции, сложны по .конструкции .и имеют недостаточную .надежность.

Известно устройспво для контроля изоляции и защиты двухпроводных сетей постоянного тока (2), содержащее мост, îáðà.зованный двумя плечами,потенциометра и сопротивлениями изоляции шин линии, схему сравнения, включенную в диагональ моста, и чувствительный элемент в виде блокинг-генератора.

Это устройство не позволяет измерять текущее значение сопротивления изоляции каждой шины линии .независимо от состояния изоляции другой шины.

Цель пзо бр етения — обеспечение нез ависимости результата измерения coilpOTIlBления изоляции каждой. шины.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве пзмеречия сопротивления

10 изоляции, содержащем измерительный мост, в состав которого входят сопротивления .изоляции, содержащем измерительный мост, в состав которого входят сопротивления изоляции контрозсируемых шин, цифроулравляемый,резистор, источник питания линии, источник, компенсационного напряжения, а также схему сравнения, блок управления, коммутатор и цифровой индикатор, цпфроуправляемый резистор одним

20 выводом соединен через нормально разомк,нутый контакт первой группы и нормально замкнутый контакт второй группы коммутатора соответственно с плюсом и минусом источника компенсационного напряжения. другим, выводом — с входом схемы сравнения и землей, а управляющим выводом— через блок управления с выходом схемы сравнения, второй вход которой соединен через нормально замкнутый контакт третьей

ЗО группы коммутатора с нормально замкну744339 тым контактом первач .и миккиусом источи.гка питания линии, плюс которого соединен

" нормально разомкнутыми контактами вто оой и третьей групп коммутатора.

На чертеже представлена блок-схема устройства для измерения сопротивлеипя изоляции.

Устройство для измерения сопротивления изоляции состоит из цифроупра вляемого резистора l,,коммутатора 2 с IrcpBQH, второй и третьей (на чертеже сверху вниз) контактными группами, блока 8 компенсирующего напряжения, схемы сравнения 4, блока управления 5,и цифрового индикатоэа б. Один вход cxBMbr сравнения 4 соединен с одним из выводов цифроуправляемоэо резистора l,è с землей,,второй —: срез нормально замкнутый контакт третьей группы,коммутатора 2 с нормально замкнутым контактом первой группы и минусом источника питания линии. Выход схемы,сравнения 4 подключен к входу блоха управления

5, выход которого соединен с управлякпцим выводом цифроуцравляемого резистора !,и с цифровым индикатором б.

Измерение сопротивлений изоляции шины плюс Л, н шины минус % контролируемой лини и относительно, корпуса системы, подключенной к контролируемой линии, производится посредс пвом подключения уст ойства rrovepeHHsr к корпусу cHcTe urer;r поочередного подключения коммутатором

2 к шинам минус и плюс соответственно.

При из мерении сопротивления изоляция

Р, блок 8 компенсирующего напряжения, величина которого равна или пропорциональна папряжениro источника питания линии, по,команде блока управления 5 под— ключаегся,посредство м коммутатора 2 шиной мпнус на один из выводов цифроуправляемогю резистора 1, а шиной плюс совместю с входом схемы сравнения 4 к шине минус контролируемой ли нии. Второй вход

=хемы cpaeнения 4 и вывод цифроуправляемого, резистора l подсоединены к .корпусу системы. При этом сопротивление изоляци;.r

Rr включается коммутатором 2 в одно из плеч измерительного моста, а сопротивление изоляции % второй шины оказывается включенным в диагональ моста и поэтому не влияет на результат измерения сопротивления Rr.

Максимальное в начале цикла измерения сопрогивление цифроуправляемого ре=,Hcòoðà 1 уменьшается в процессе,измерения в соответствии с программой, задаваемой блоком управления 5. Происходящее .при этом контролируемое понижение .потенциала корпуса системы обусловлено действием компенсационного напряжения, поступающего с управляющего вывода цифроупра вляемюго резистора 1. Уменьшение сопротивления резистора 1 заканчивается в момент равенства нулю напряжения между корпусом GHстемы и шиной минус контролируемой линии, когда после срабатывания схемы сравнения 4 фиксируется состояние блока управления 5 и резистора 1.

В момент срабатывания схемы сравнения 4 выполняется соотношение

10 где Е,,„, — напряжения источника питания линии;

Е,,„„ — напряжение на:выходе блока компенсирующего налряже15 ния;

Р,„, — сопротивление цифроуправляемого резистора 1 в момент срабатывания схемы сравнения 4.

20 Блоком управления 5, выход которого соединен с цифровы м индикатором б, ооссвечивается.пересчет R,, в К раз, после чего цифровы м индикатором б по команде блока управления 5, поступающей после оконча25 ния .измерения, высвечивается измеряемое значение Rr.

При измерснии сопротивления изоляции

Ъ блок 3 компенсирующего напряхк -r Ha подключается посредством коммутатора 2 з0 шиной плюс на один из выводов цифроуправляемого резистора 1, а шиной минус сов.местно с входом схемы сравнения 4 — к шине плюс контролируемой линии. Второй вход схемы сравнения 4 и второй .вызод

35 резистора 1 подсосди :ены к корпусу систе.мы. Измерение сопротивления изоляции шины минус .контролируемой ли:-гии относительно корпуса системы производится аналогично,процессу, измерения сопротивления

40 изоляции / ь При этом сопротивление % включено в одно из плеч измерительного моста, а сопротивление Rr — в его диагональ.

Предлагаемое устройство позволяет производить поочередно измерения сап>orrrзления изоляции каждой шины в режиме непрерывной работы линии,на,нагрузку, обеспечивая независцмость результатов измерения сопротивления изоляции;каждой шины.

50 При этом появляется возможность,про1-позирования понижения сопротивления изоляции с целью своевременного проведения профилактических работ, предотвращаюп.их отказы аппаратуры.

Фор мула изобретения

Устройство для измерения сопротивле,ния изоляции двухпроводной линии посто60 яаного тока, содержащее,измерительный мост, в состав .которого входят сопротивления изоляции контролируемых шин, цифроуправляемый резистор, источники питания линии, .исгочник компенсационного,напря65 жения. а также схем спавнения. блок уп744339

Составитель M. Муртазин

Техред А. Камышникоиа Корректор И. Осиновская

Редактор Е, Караулова

Заказ 677/952 Изд. No 329 Тираж 1033 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений я открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Тнп. Харьк фил. пред. «Патент» равления, коммутатор, и цифровой индикаmp, отличающееся тем, что, с целью обеспечения независимости результата измерения сопротивления изоляциями каждой шины, цифроуправляемый резистор одним выводом соединен через нормально разомкнутый контакт первой группы,и нормально замкнутый контакт второй группы IKQMMóòàтора соответственно с плюсом и минусом источника компенсационного напряжения, другим выводом — с входом схемы стравнения и землей, а управляющим выводом— через блок управления с выходом схемы сравнения, второй вход, которой соединен через нормально замкнутый контакт третьей группы;коммутатора с нормально замк,нутым контактом первой группы и с минусом источника питания ллнии, плюс которо5 го соединен с,нормально разомкнутым контактом второй,и третьей групп коммутатораа.

Источники информации, принятые во

10 внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР № 378776, кл. G 01 R,27/18, 1972.

2. Авторское свидетельство СССР № 353214, кл. G 01 R 27/16, 1971 (прототип).