Обучающее устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТИЛЬСТВУ

Союз Советских

Социвлистичесиик

Республик о1174 4 7 1 0 (61) Дополммтельмое к ввт, свмд-ву в 723646 (22) Заявлено 20. 12. 77 (21) 2556987/18-24 (зцм. кл.

G 09 B 7/02 с прмсоедммеммем эвявкм Йо

t осyдapстsеииыh комитет

СССР оо делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 3006.80. Бюллетень М 24 (53) УДК 681. 3.071 (088. 8) 1

Дата оп убл иков амм я описания 3 0 06л 0, (72) Авторы изобретения

В.К. Иорозов, B.Ñ. Великанов и Л.С. Скорнякова

Куйбыаевский политехнический институт им. В.В. Куйбыаева (71) Заявитель (54) ОБУЧИОЩЕЕ УСТРОЙСТВО

Изобретение относится к автомати ке и вычислительной технике, в частности к обучающим устройствам, и может быть использовано в различных учебных заведениях.

Иэвестны обучающие устройства, позволяющие вести обучение,по линейной или разветвленной программе.

Наиболее близким к предлагаемому 1ð изобретению является обучающее уст.ройство по осн. авт.св. Р 723646, содержащее блок ввода ответов, подключенный к блоку сравнения ответов и блоку памяти, соединенному с блоком воспроизведения, который под-. ключен к блоку сравнения ответов, блоку регистрации, блоку сравнення адресов, регистру адреса и блоку определения признаков, соединенному с блоком сравнения адресов, блоком управления и блоком сравнения ответов, связанным с блоком управления, который соединен с блоком регистрации и регистром адреса, подклю- 2е ченным к блоку памяти и блоку сравнения, соединенному с блоком памяти

t1).

Недостатком этого устройства является то, что оно лишь фиксирует неверные ответы, но преподавателю необхощимо з нать, чем вызван этот неверный ответ.

Неверный ответ на вопрос еще не свидетельствует о плохом изучении данной темы. Зачастую бывает, что причиной этого является незнание предыдущей теьы, на которой базируется данная тема,и невозможность детальной проработки данной темы— уже следствие, а не причина неверного ответа на вопрос. для ответа на каждый заданный вопрос необходимо знать несколько учебных разделов, т..е. в процессе решения задачи учащийся сталкивается с последовательностью операций, каждая из которых требует знания одной или нескольких учебных тем,и неизвестно,иэ-эа незнания какой ранее изученной темы учащийся ответил неверно, так как неверный ответ может быть вызван незнанием одной или нескольких учебных тем.

Данное устройство не позволяет объективно оценить пробелы в знаниях учащихся, что вызвано отсутствием s .нем блока запоминающего количество не изученных тем, пока744710 эания которого при достаточном количестве контролей поэволчют судить о пробелах в знаниях учащегося с большой достоверностью и корректировать преподавателю процесс обучения.

Цель изобретений — повышение точности устройства и достоверности оценки знаний учащихся по темам.

Эта цель достигается тем, что в известное устройство (1) введен блок анализа хода учебного процесса,сое.диненный с блоком воспроизведения учебной информации, блоком определения признаков, блоком управления и блоком регистрации.

На фиг.1 приведена блок-схема предлагаемогО устройства, на фиг.2 приведены. четыре типа кодов.

В предлагаемом обучающем устройстве (фиг.1) блок ввода ответов 1 связан с блоком 2 сравнения ответов и блоком 3 памяти, соедийенным с блоком 4 воспроизведения, который подключен к блоку 2 сравнения ответов, блоку 5 регистрации, блоку б анализа хода учебного процесса, регистру 7 адреса, блоку 8 сравнения адресов и блоку 9 определения признаков, связанному с блоком 6 анализа, блоком 8 сравнения адресов, блоком 10 управления и блоком 2 сравнения о*ветов, соединенным с блоком 10 управления, подключенным к блоку 6 анализа, блоку 5 регистрации, и регистру 7 адреса, соединенному с блокам 3 памяти и блоком 8 сравнения адресов„ связанным с блоком 3 памяти, а кроме того, блок 6 анализа подключен к блоку 5 регистрации, содержащему регистраторы преподавателя 11 и учащегося

12.

Перед рассмотрением работы устройства необходимо рассмотреть кодчровку кинопленки (фиг.2).

B предлагаемом устройстве программа имеет четыре типа кодов 13, 14„15,16 с различными функциями в управлении работой устройства.

Коды типа 13 содержат код возможного ответа 17, предназначенный для сравнения с кодом ответа, разряд

"обязательное сравнение" 18, необходимый для безусловного сравненйя с кодом ответа,разряд "неправиль-. .но" 19, предназначенный для занесения одного штрафного балла в блок регистрации 5 и отличительный признак 20, служащий для опознавания кода типа 13 устройством. Отличительный признак 20 содержит такую комбинацию кодов в своих разрядах,которая является запретной для кодов других типов, например, третий снизу разряд светлый, а второй снизу разряд темный.

Коды типа 14 содержат код вероятно неизученной темы 21, являющейся двоичным номером счетчика в блоке анализа 6, который считает вероятное количество ошибок, допущенных из-за незнания данной темы и отличительный признак 22 (третий снизу разряд темный, а второй снизу разряд свет5 лый).

Коды типа 15 содержат адрес слеi ,дующего кадра 23, по которому нужно искать следующйй кадр и отличительный признак 24 (второй и третий

1О разряды снизу темные).

Коды типа,16 содержат код кадра 25, являющийся двоичным номером кадра и предназначенный для сравнения с адресом следующего кад15 ра и отличительный признак 26 (второй и третий разряд снизу светлые).

В кодах всех типов существует один служебный разряд-маркер 27, предназначенный для формирования разрешающего сигнала на считывание

2О всего кода и необходимый для того, чтобы информация не считывалась с кадров во время движения киноплен- .

RH На кинопленке коды располагаютЯЯ ся следующим образом. Рядом с.кадром стоит код типа 16, предназначенный для перехода к данному кадру, а эа ним группа из кодов типов 13,14,15, предназначенная для перехода от

З() данного кадра. Эа каждым кодом типа 13 стоит несколько (или один) кодов типа 14, за которым стоит код типа 15 (на фиг. не показано).

Блоки 2, 6, 7, 8, 9, 10 объединены в вычислитель 28.

Предлагаемое обучающее устройство

Работает следующим образом (фиг.1)

После ввода учащимся ответа блок ввода ответов 1 подает код ответа в вь1числитель 28 и сигнал запуска лентопротяжного механизма в блок 3 памяти. Во время движения кинопленки управляющие коды проходят мимо фотодатчиков блока 4 воспроизведения, считываются, усиливаются и подаются в вычислитель 28, который на основе кода ответа и кодов, считываемых с кинопленки, осуществляет поиск нужного кадра.

Коды считываются последовательно щ во время движения кинопленки. Код ответа поступает в блок 2 сравнения ответов. В этот блок поступают также сигналы из разрядов блока 4 воспроизведения с фотоэлектрических усилителей, считывающих коды возможных ответов и разряд "обязательное сравнение", а иэ блоКа 9 определенИя признаков поступают сигналы î считывании кодов типа 15.

В исходном состоянии вычислитель

69 28 реагирует только на коды типа 13.

При поразрядном сравнении кода ответа с кодом возможного ответа и при наличии сигнала из блока 9, блок 2 выдает сигнал сравнения в блок 10

65 управления.

744710!

О из блока 10 управления в блок 6 анализа прекращается и появляется разрешающий сигнал в регистр 7 адреса.

Адрес следующего кадра, содержа15 щийся в коде ™па 14 и посступй иэ блока 4 в блок 12, записывается в регистр адреса 7 и запоминается на время поиска следующего кадра.

Выдачу Разрешающего сигнала блок

10 запоминает и повторных сигналов не выдает, а вычислитель 28 в дальнейшем реагирует только на коды типа 16.

Адрес сМедующего кадра содержит

Разряд направления движения "реверс", и если нужный кадр находится в стороне, противоположной первоначальному направлению движейия кинопленки,то регистр 7 адреса подает сигнал

"реверс" в блок 3 памяти, по котоЗ0 рому направление движения кинопленки изменяется на противоположное.

Блок 8.сравнения адресов 7 производит поразрядное сравнение адреса следующего ка ра, приходящего из ре-

35 гистра адреса,и кода кадра, приходящего из блока воспроизведения 4 при наличии разрешающего сигнала из блока 9 определения признаков (о наличии кода типа 16) ° При разрядном

40 сравнении блоком 8 выдается сигнал на останов;ленто-протяжного меха- низма в блок 3 памяти.

Использование предлагаемого устройства позволяет преподавателю более объективно выявлять слабо изученные темы у учащихся,так как дан--,-.ное устройство вскрывает знания не тблько текущей темы, но и знания . предыдущих тем, иа которых баэиру50 ется влекущая Tåìà. Ввиду того, что знания учащегося оцениваются вероятностно, необходимо проводить

Если ни один из предусмотренных кодов возможных ответов не сравнился с кодом ответа (учащийся ответил непредусмотренным образом),то придет код типа 13, стоящий последним среди кодов типа 13, в котором содержится разряд "обязательное сраВнение", и при считывании такого кода блок

2 выдает сигнал сравнения в блок 10 управления.

В блок 9 определения признаков поступают сигналы иэ разрядов блока

4 воспроизведения, занятых отличительными признаками, а из блока 9 поступают разрешающие сигналы о налич ии типа кода в блок 2 сравнения ответов, если считываемый код является кодом типа 13, в блок 6 анализа, . если считываемый код относится к типу 14, в блок 10 управления, если код относится к типу 15, и в блок 8 сравнения адресов, если это код типа

16.

Блок 10 управления по сигналу из блока 2 производит запоминание наличия сравнения кода ответа и кода возможного ответа и выдает кратковременный сигнал на эапись ошибки в блок регистрации 5 и если в сравниваемом коде типа 13 закодирован разряд "неправильно", который иэ блока

4 подается в блок 5 регистрации, то при совпадении двух сигналов блок 5 регистрирует и индицирует ошибку.

После запоминания блоком 10 сигнала сравнения кода возможного ответа с кодом ответа вычислитель 28 реагирует только на коды типа 14.При

:считывании кода типа 14 блок определения признаков 9 подает разрешающий сигнал в блок 6 анализа;

Код вероятно неизученной темы 21 в блоке 6 дешифрируется, подается сигнал на счетчик, соответствующий данной, вероятно неизученной теме, и при наличии двух разрешающих сигналов иэ блока 9 и иэ блока 10 соответствующий счетчик блока 6 прибавит единицу к своему предыдущему состоянию .

За кодом возможного ответа может стоят ь нес кол ько кодов в ероят но не- . изученных тем, так как неиэвестно из-за незнания какой темы учащийся ответил непрабильно, поэтому будут перечислены все возможные темы, знание которых необходимо .для ответа на данный вопрос, и каждый соответствующий счетчик прибавит единицу к предыдущему состоянию. Содержимое счетчиков выводится на регистра- тор преподавателя 11.

Разрешающий сигнал иэ блока 10 .управления необходим для того, чтобы прибавления единиц в блоке 6 производились после сравнения кода возможного ответа и до прихода .первого кода типа 15. 6

После прохождения мимо блока 4 воспроизведения всех йодов типа 14, относящихся к сравненному коду возможного ответа; придет код типа 15, содержащий адрес следующего кадра

23. Этот первый код типа 15 вызывает появление сигнала иэ блока 9 в блок 10, и блок 10 вырабатывает разрешающий сигнал на запись адреса. следующего кадра в регистр адреса 7.

На этом выдача разрешающего сигнала достаточное число контролей, после которых у преподавателя будут собираться следующие сведения. Например, знание темы Р 1 необходимо для ответов на 5 вопросов, по этим вопросам в среднем 4,5 человека ответили правильно, а зйание темы 9 2 необходимо для ответов на 8 вопросов, на которые ответили в среднем 3,2 человека. Это дает право утверждать, что тема 9 1 хорошо усвоена учащимися, а тема 9 2 слабо усвоена.Знание усвоенных и неусвоенных тем позволяет преподавателю кррректиро744710

ПНИИПИ Заказ 5238/1 Тирам 465 Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Уигород, ул. Проектная,4 вать процесс обучения и уделять боль- ше времени слабо изученным темам, несмотря на то, что некоторые теьы .изучались значительно ранее текущей теьал. 5

Формула изобретения

Обучакщее устройство по авт.св.

9 723646,о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повьааения точности устройства, оно содержит блок анализа хода учебного процесса, соединенный с блоком воспроизведения учебной информации, блоком определения признаков, блоком управления и блоком регистрации.

Источники информации, принятые во внимание,при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2184468/18-24, кл. С 09 В. 7/02, 30.08.76 (прототип)