Обучающее устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

744711

ОП ИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскнх

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено О!.03.78 (21) 2584649/18-24 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.а

G 09 В 7/02

Гввударстаанвый квмитет

СССР (53) УДК681 3 .071 (088.8) Опубликовано 30.06.80. Бюллетень № 24 вв делам нэабретаний и втарытий

Дата опубликования описания 05.07.80

В. К. Александров и В. И. Зубко (72) Авторы изобретения (7I ) Заявитель, (54) ОБУЧАЮЩЕЕ УСТРОИСТВО

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано для индивидуального и коллективного обучения в различных учебных заведениях.

В процессе изучения таких дисциплин, как службы связи, правила движения и др., используется большое количество фактографической информации, причем важным условием ее использования является необходимость осуществления быстрого и гарантированного поиска и ее предъявление по заранее установленной программе.

Для удобства пользования информация наносится на непрерывный носитель, разбивается на зоны, каждая из которых снаб. жается транспортной меткой.

Известно устройство, использующее непрерывный носитель информации, например фотопленку, содержащее механизм перемещения носителя, фотосчитывающий преобразователь, блок предъявления информации, пульт управления, блок управления режимом .работы 111.

Однако данное устройство имеет ограниченные дидактические возможности.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению является обучающее. устройство, содержащее механизм перемещения носителя, формирователь управляющих сигналов, блок управления, реверсивный счетчик, фотопреобразователь, блок сравнения, регистр адреса, блок прельявления информации и пульт дистанционного управления 12).

Однако данное устройство не обеспечивает требуемые при обучении режимы предьto явления информации: кроме того, использование в устройстве шагового двигателя усложняет изготовление носителя информации. . Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства.

Указанная цель достигается тем, что в известное устройство, содержащее блок перемещения носителя информации, подключенный к формирователю управляющих сигналов, соединенному с блоком управления и реверсивным счетчиком, соединенным с фотосчитывающим преобразователем и блоком сравнения, подключенным к регистру адреса, который соединен с первымн входами устройства, блок предъявления информации, 744711

3. подключенный к блоку управления, и пульт дистанционного управления, введены блок записи текущего адреса, соединенный с реверсивным счетчиком, и два блока совпадения, соединенные с блоком управления и фор. мирователем управляющих сигналов, один из блоков совпадения подключен к блоку сравнения и второму входу устройства, второй блок совпадения соединен с пультом дистанционного управления, причем формирователь управляющих сигналов содержит два триггера, четыре элемента ИЛИ и элемент И, соединенный через первый элемент

ИЛИ с первыми входами формирователя и через второй элемент ИЛИ вЂ” с триггерами, подключенными через третий и четвертый элементы ИЛИ ко вторым входам формирователя.

На чертеже представлена функциональная схема обучающего устройства.

Устройство содержит блок 1 записи текущего адреса; регистр 2 адреса требуемого положения носителя информации, реверсивный счетчик 3, пульт 4 дистанционного управления, узел 5 задания режима работы, блок 6 сравнения, программный узел 7, элементы 8 — 15, формирователь 16 управляющих сигналов, узел 17 включения электродвигателя, фотосчитываю ций преобразователь 18; электродвигатель 1 9, блок 20 предъявления информации.

Формирователь 16 состоит из элементов

21 — 24 ИЛИ, триггеров 25 и 26 и элемента

27 И. Узлы 5 и 7 объединены в блок 28 управления, узел 17 и электродвигатель 19 — в блок 29 перемещения носителя информации.

Обучающее устройство может работать в режимах автоматического поиска и предьявления информации о командам с внешнего устройства; поиска и предъявления информа ции по заранее введенной програ мме; ручного поиска и предъявления информации по командам с пульта дистанционного управления.

Выбор соответствующего режима осуществляется с помощью узла 5. Во всех режимах . работы найденная информация предъявляется на .экране блока 20 удобным для коллективного и индивидуального просмотра.

Все режимы работы могут использоваться как при индивидуальном, так и при коллективном обучении.

При работе в режиме автоматического поиска и предъявления информации адрес требуемой информации и команды иа ее поиск подаются с внешнего устройства (с ЭВМ или стационарного пульта управления). Адрес положения требуемой информации на носителе записывается в регистр 2 адреса, в реверсивном счетчике 3 фиксируется адрес текущей информации по сигналам с фотосчитывающего преобразовате ля 18; Кроме того, адрес текущей информации может вводиться оператором с помощью блока 1 записи текущего адреса.

Осуществление записи текущего адреса информации до момента начала процесса обучения исключает необходимость в перемотке носителя информации на начало, что уменьшает . износ носителя информации и продляет срок его службы.

Адреса требуемой и текущей информаций соответственно с регистра 2 адреса и реверсивного счетчика 3 поступают в блок 6 сравнения, который по результатам сравнена ния вырабатывает управляюгцие сигналы выбора направления перемещения носителя информации в прямом или обратном направлении и сигнал на остановку поиска.

Сигналы с выходов блока 6 сравнения поступают на входы соответствующих элементов 8 — 10 И, где формируются сигналы выбора направления перемещения носителя информации и предъявления информации по командам с внешнего устройства.

Если содержимое регистра 2 адреса больше содержимого реверсивного счетчика 3, то с выхода блока 6 сравнения на вход элемента 8 И выдается разрешающий сигнал, на втором входе которого действует разрешающий сигнал с узла 5 задания режима работы. При поступлении на третий вход и элемента 8 И сигнала с внешнего устройства, на его выходе формируется сигнал выбора направления перемещения носителя информации в прямом направлении. Сигнал с выхода элемента 8 И поступает на вход формирователя 16, где через элемент

21 ИЛИ поступает на единичный вход триггера 25.

Этот сигнал переключает триггер 25, в результате чего на его выходе формируется управляющий сигнал, поступающий на вход узла 17 включения электродвигателя. Этим сигналом электродвигатель 19 включается на перемещение носителя информации в прямом направлении.

Если содержимое регистра 2 адреса меньше содержимого реверсивного счетчика 3, аю то с выхода блока 6 сравнения разрешающий сигнал поступает на вход элемента 9 И, на второй вход которого поступает разрешающий сигнал с узла 5.

1

По команде с внешнего устройства на и выходе элемента 9 И формируется сигнал выбора направления перемещения носителя информации в обратном направлении, который поступает в формирователь 16, где через элемент 22 ИЛИ поступает иа единич= ный вход триггера 26. Триггер 26 переклюso чается, и íà его выходе формируется управляющий сигнал, поступающий на вход узла 17 включения электродвигателя. Под действием этого сигнала электродвигатель 19 включается на перемещение носителя информации в обратном направлении.

В процессе перемещения носителя информации фотосчитываюший преобразователь 18 считывает транспортные метки, в результате чего на его выходе формируются

744711

1S

10 сигналы. поступающие íà вход реверсивного счетчика 3. Значение содержимого реверсивного счетчика 3 измейяется, приближаясь к значению содержимого регистра 2 адреса.

Направление изменения значения содержимого реверсивного счетчика 3 (сложение или вычитание) определяется сигналом, поступающим с блока 16 управляющих сигналов на один из управляющих входов этого счетчика.

Если значение содержимого реверсивного счетчика 3 равно значению содержимого регистра 2 адреса, с выхода блока 6 сравнения на вход элемента 10 И поступает сигнал.

При наличии на втором входе элемента

10 И разрешающего сигнала с узла 5 на его выходе формируется управляющий сигнал, который поступает на вход формирователя 16, где через элемент 24 ИЛИ поступает на нулевые входы триггеров 25, 26.

Под действием этого сигнала ранее включенный триггер переключается в исходное состояние, в результате чего управляющие сигналы с выхода формирователя 16 на вход узла 17 включения электродвигателя выдаваться не будут.

Электродвигатель 19 выключается, и с помощью блока 20 предъявления информации информация предъявляется на экране.

При работе в режиме поиска и предьявления информации по заранее введенной программе с выхода узла 5 на вход программного узла 7 подается разрешающий сигнал, а первоначальный запуск устройства осуществляется командой, поступающей с внешнего устройства. При дальнейшей работе устройства выходные управляющие сигналы на выходах узла 7 формируются с блоком под действием сигналов, поступающих с фотосчитывающего преобразователя 18 и времязадающих схем этого блока.

На выходе узла 7 согласно программе формируются сигналы включения электродвигателя 19 на перемещение носителя информации в прямом или в обратном направлении, .сигнал выключения электродвигателя 19 и сигнал управления предъявления информации.

Сигналы включения и выключения электродвигателя 19 поступают на входы фор,мирователя 16, работа которого под действием этих сигналов, а также работа других блоков устройства, аналогична работе в автоматическом режима.

Предъявление информации блоком 20 осуществляется по сигналам управления программного узла 7.

В режиме ручного поиска и предьявления информации с выходов пульта 4 дистанционного управления подаются команды иа включение электродвигателя 19 на перемещение носителя информации либо на один. кадр вперед или назад, либо на непрерыв3$

4$

$$ ное перемещение носителя информации в направлении вперед нлн назад.

Выбор ручного режима поиска н предьявления информацми осуществляется разрешающим сигналом, поступающим с выхода узла 5 на входы элементов 11 — 15 И-.

Если с пульта 4 дистанционного управления поступает команда на перемещение носителя информации на один кадр в прямом направлении, то сигнал выбора направления перемещения носителя формируется на выходе элемента 12 И. Этот сигнал поступает на вход формирователя 16, где через элемент 21 ИЛИ поступает на единичный вход триггера 25.

При поступлении с пульта 4 дистанционного управления команды на перемещение носителя информации иа один кадр назад сигнал выбора направления перемещения носителя формируется на выходе элемента 13 И затем подается на вход формирователя 16, где через элемент 22 ИЛИ поступает на единичный вход триггера 26.

В дальнейшем работа устройства осуществляется аналогично описанному выше.

Выключение электродвигателя 19 и предьявление информации в данном случае осуществляется после считывания каждой транспортной метки. При этом сигнал с выхода фотосчнтывающего преобразователя 18 поступает на вход элемента 11 И, на выходе которого формируется сигнал, поступающий в формирователь l6 на схему выработки сигнала выключения электродвигателя в ручном режиме, состоягцую из элемента 23 ИЛИ и элемента 27 И.

Элемент 23 ИЛИ предназначен для выработки сигнала, который блокирует элемент 27 И на время действия команд, поступающих с пульта 4 дистанционного управления в режиме ручного поиска и предьявления информации на ускоренную перемотку носителя информации как в прямом направлении, так и в обратном.

Элемент 27 И формирует сигнал выключения электродвигателя.

При поступлении с пульта 4 дистанционного управления команд на шаговое перемещение носителя информации с выхода элемента 23 ИЛИ на вход элемента 27 И поступает разрешающий сигнал. В этом случае при считывании первой транспартнои метки сигнал с выхода фотосчитывающего преобразователя 18 поступает на вход элемента 11 И, на выходе которого формируется сигнал, поступающий на вход элемента

27 И для его onpoca.

Под действием опрашивающего сигнала на выходе элемента 27 И формируется сигнал выключения электродвигателя 19, который через элемент 24 ИЛИ поступает на нулевые входы триггеров 25, 26. Ранее включенный триггер 25 или 26 устанавливается в исходное состояние, и с электродвигателя

19 снимается сигнал включения.

7 74

Если с пульта 4 дистанцИонного управления поступает команда на ускоренное перемещение носителя информации в прямо или в обратном направлении, то сигнал вы бора направления перемещения носителя Информации формируется соответственно либо на выходе элемента !4 И, либо на выходе элемента 15 И. Этот сигнал поступает на вход формирователя 16, где через соответствующий элемент 21 или 22 запускает элек1 родвигатель 19, а через элемент 23 ИЛИ блокирует элемент 27 И. В течение действия этого сигнала осуществляется ускоренное перемещение носителя информации, так как сигнал выключения электродвигателя 19 на выходе элемента 27 И формироваться ие будет.

Останов носителя информации (выключение электродвигателя) осуществляется пос ле снятия команды на ускоренное перемещение носителя информации. В этом случае с выхода элемента 23 ИЛИ иа вход элемента 27 И поступает разрешающий сигнал и при считывании очередной транспортной метки сигналом с выхода элемента 11 И запускается элемент 27 И, на выходе которого формируется сигнал выключения электродвигателя 19. Далее работа устройства осуществляется аналогично описанному выше.

Введение новых блоков позволяет осуществлять процесс обучения в различных режимах, что значительно повышает эффективность учебного процесса, расширяет методические возможности технических средств обучения, дает возможность создать различные варианты обучающих программ, повышает наглядность в обучении.

Кроме того, введение блока записи адреса текущего положения носителя информации позволяет значительно уменьшить из. нос носителя информации, так как поиск требуемой информации можно осуществ4711 лять, начиная с текущего положения йосителя информации, Формула изобретения

1. Обучающее устройство, содержащее блок перемещения носителя информации, подключенный к формирователю управляющих сигналов, соединенному с блоком уп-. равления и реверсивным счетчиком, соеди1ф ненным с фотосчитывающим преобразователем и блоком сравнения, подключенным к регистру адреса, который соединен с первыми входами устройства, блок предъявления информации, подключенный к блоку ynff равления, и пульт дистанционного управления, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических воэможностей устройства, оно содержит блок записи текущего адреса, соединенный с реверсивным счет- чиком, и два блока совпадения, соединенув ные с блоком управления и формирователем управляющих сигналов, один из блоков совпадения подключен к блоку сравнения и второму входу устройства, второй блок совпадения соединен с пультом дистанционного управления.

2f .

2. Устроиство по п. 1, отличающееся тем, что в нем формирователь управляющих сигналов содержит два триггера, четыре элемента ИЛИ и элемент И, соединенный через первый элемент ИЛИ с первыми входами зв формирователи и через второй элемент

ИЛИ вЂ” с триггерами, подключенными через третий и четвертый элементы ИЛИ ко вторым входам формирователя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе и 1. Патент США ¹ 3191315, кл. 35 — 9, 1968.

2, Патент США № 3458766, кл. 3!8 — !8, 1969 (протбтип).

74471!

Составитель О. Постников

Техред К. Шуфрнч Корректор F..!1апп

Тираж 465 Гlодпигное

Редактор Л. Веселовская

Заказ 3823/18

UHHHflH Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

I 13035, Москва. Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП кПатентэ, r. Ужгород, ул. Проектная,