Устройство для обучения операторов систем управления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е (744713

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Сопетскмн

Соцмалмстмческмн

Республмк (6l) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 24.04.78 (2 I ) 260739 I/I 8-24 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (5l) M. Кл.е

С 09 В 9/00

Государственный немнтет (53) УДК 681.3. .07 I (088.8) Опубликовано 30.06.80. Бюллетень № 24

Дата опубликования описания 05.0?.80 не делам нзобретений н етнрытнй (72) Автор изобретения

Л. В. Друзь (71) Заявитель (54) УСТРОЛСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ

СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано в устройствах для обучения и тренировки оператдров навыкам по ремонту радиоэлектронной аппаратуры.

Известны устройства для обучения операторов, содержащие тренажеры, блоки управления, оценки, сравнения )!) и )2).

Однако эти устройства не обеспечивают воэможности отработки навыков операторов по отысканию и устранению неисправностей в аппаратуре модульной конструкции и не осуществляют оценки знаний операторов.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является устройство, содержащее пульт преподавателя, блок оценки, блок задания времени, блок задания программы, регистр контроля, элементы И, ИЛИ, задержки )3).

В известном устройстве обеспечивается контроль и оценка знаний оператора по замене группы предполагаемых неисправных модулеи, соответствующих функциональным признакам неисправности, заданной преподавателем.

Однако в этих устройствах не учитывается последовательность замены модулей, входящих в группу. Как известно, оптимальная последовательность замены модулей, соответствующих функциональному признаку неисправности, позволяет существенно сократить время отыскания неисправного модуля, а выработка соответствующих навыков у оператора обеспечивает сокращение времени восстановления аппаратуры. Однако, в известном устройстве не обеспечивается возможность контроля навыков оператора по определению оптимальной последовательности замены модулей при поиске неисправностей, что снижает качество и точность обучения.

Цель изобретения — повышение точности обучения.

Цель доСтигается тем, что устройство, содержащее пульт преподавателя, соединенный с блоком оценки и пультом оператора, подключенным к блоку задания программы, элементы И, ИЛИ и задержки, содержит кольцевые сдвигающие регистры и дешифратор, причем блок задания программы непосредственно и через последовательно включенные кольцевые сдвигающие ре744713 гистры, лешифратор и элементы И соединен с блоком оценки, пульт оператора непосредственно подключен к элементам И и через последовательно включенные элементы ИЛИ и задержки соединен с блоком оценки и кольцевыми сдвигающимн регистрами.

На чертеже изображена схема устройства.

Пульт 1 преподавателя соединен с пультом 2 Оператора, состоящим из сменных модулей 3, кажлый из которых имеет выход 4 кодирования неисправности и выход 5 сигнала ответного действия оператора, Выходы 4 кодирования неисправностей подключены к входам блока 6 задания программы. Группы кодовых выходов блока 6 задания программы соединены с информационными входами одноименных разрядов 7, 8 и 9 кольцевых сдвигающих регистров 10.

Кроме того, одна группа выходов блока б задания программы соединена с блоком 11 оценки, выход которого подключен к пульту I преподавателя. Выходы регистров 10 соединены с лешнфратором 12, выходы которого подключены ко вторым входам элементов И 13. Выходы 5 сигналов ответов пульта 2 оператора соединены соответственно с первыми входами элементов И 13 и связаны через последовательно включенные эле менты ИЛИ 14 и задержки 15 со сдвигающими входами регистров 10.

Устройство для обучения операторов сис тем управления работает следущим образом.

Перед началом работы преподаватель вводит в состав пульта 2 оператора неисправный модуль. Затем, по сигналу с пульта I преподавателя с выхода 4,неисправйого модуля выдается сигнал кодирования неисправности на соответствующий вход блока 6 задания программы. При возбуждении указанного входа блок 6 задания программы формирует параллельные коды признаков (например номеров) модулей, которые охватываются функциональным признаком неисправного модуля и которые должны быть заменены оператором в процессе поиска неисправности. Эти коды через группы выходов блока 6 поступают на входы одноименных разрядов 7, 8 и 9 кольцевых сдвигающих регистров 10. Каждая совокупность олноименных разрядов регистров 10 образует регистр, который хранит код одного модуля, а размещение кодов модулей в разрядах 7, 8 и 9 соответствует оптимальной последовательности их замены при поиске неисправности. При этом, в последних разрядах 9 размещается код модуля, который должен заменяться первым, а в первых разрядах 7 — код модуля, который должен заменяться последним. С выходов последних разрядов 9 код модуля, заменяемого первым, поступает на дешифратор 12. При этом на соответствующем выходе дешифратора 12 формируется сигнал, поступающий на один из вхолов соответствующего элемента И 13. Одновременно блок б выдает в блок 11 оценки код числа, соответствующего оптимальному числу модулей, подлежащих замене при опрелелении неисправного молуля.

В процессе выполнения задания оператор на пульте 2 обнаруживает функциональные признаки неисправности, введенной преподавателем, определяет совокупность модулей, поллежащих замене, и оптимальную очередность их замены. При замене первого

5 из молулей.3 формируется соответствующий сигнал на выходе 5 ответных действий пульта 2 оператора, Этот сигнал поступает на вход соответствующего элемента И 13. В случае, если оператор верно определил последовательность замены модулей и замененный нм первый модуль соответствует модулю, заменяемому первым при оптимальном поиске неисправности, то на входах элемента И 13 совпадают сигналы с выхода дешифратора 12 и с выхода 5 пульта 2 опера3 тора. Прн этом указанный элемент И 13 открывается и вылает сигнал совпадения в блок 11 оценки. В случае, если замененный модуль не соответствует модулю, заменяемому первым, совпадения сигналов на со 35 ответствующем элементе И 13 не происходит, и в блок !1 оценки сигнал совпадения ие поступает. Одновременно, сигнал с выхода 5 пульта 2 оператора через элемент ИЛИ 14 и элемент 15 задержки поступает в блок I! оценки, в котором производится подсчет

36 числа замененных оператором модулей, и на сдвнгающие входы регистров 10. При этом коды модулей, записанных в одноимен-ных разрядах регистров 10, сдвигаются в последующие разряды, например, из раз35 рядов 7 в разряды 8 и т. д., причем из последних разрядов 9 — в первые разряды 7 что обеспечивает сохранение программы поиска неисправности. После первого сдвига, соответствующего первой замене, в разрядах 9 находится код модуля, который долею жен заменяться вторым. Этот код также дешифрируется в дешифраторе 12 и подготавливает к открыванию соответствующий элемент И 13. При замене оператором очередного модуля процесс, описанный выше, повторяется. В процессе поиска неисправ45 ности в блок Il оценки поступают сигналы числа замененных оператором модулей с выхода элемента 15 залержки, сигналы совпадений очередности замены молулей с выходов элементов И 13 и кол оптимального

5в числа заменяемых модулей с группы выходов блока б задания программы. Указанные сигналы анализируются в блоке ll оценки по установленным критериям, и соответствующая оценка вылается в пульт 1 преподавателя.

Введение в устройство лля обучения оператора систем управления кольцевых сдвигающих регистров и дешифратора лает предлагаемому устройству по сравнению с из744713 вестными ранее, те преимущества, что позволяет отрабатывать навыки оператора по определению оптимальной последовательности поиска неисправных модулей, что, в свою очередь; способствует сокращению времени отыскания неисправностей и сокращению времени восстановления аппаратуры. Наличие непрерывного автоматического контроля за действиями оператора и сравнение предложенной оператором последовательности с требуемой оптимальной позволяет оператору оценивать на каждом шаге правильность" своего решения поставленной задачи поиска неисправности, корректировать это решение в зависимости от результата, т. е. отрабатывать и закреплять навыки поиска неисправностей, что повышает качество и точность его обучения.

Формула изобретения

Устройство для обучения операторов систем управления, содержащее пульт преподавателв, соединенный с блоком оценки н пультом оператора, подключенным к блоку задания программы, элементы И, ИЛИ и задержки, отличающееся тем, что, с целью повышения точности обучения, оно содержит кольцевые сдвигающне регистры и дешифратор, причем блок задания программы непосредственно и через последовательно включенные кольцевые сдвигающие регистры, дешифратор и элементы И соединен с блоком оценки, пульт оператора непосред1о ственно подключен к элементам И н через последовательно включенные элементы ИЛИ и задержки соединен с блоком оценки и кольцевыми сдвигающими регистрами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 408366, кл. G 09 В 19/00, 1973.

2. Авторское свидетельство СССР № 407382, кл. G 09 В 9/00, 1973.

3. Авторское свидетельство СССР по эаge явке № 2451129/24; кл. G 09 В 9/00, 1977 (прототип).

7447! 3

Составитель A. Карлов

Редактор Е. Дорошенко Техред К. Шуфрич . Корректор М. Демчнк

Заказ 3823/18 Тираж 465 Подписное

ЦНИИГ1И Государственного комитета СССР по делам изобретений и . открытий

I 1 3035; Москва, Ж вЂ” 35, Раушскан наб., д. 4/5

Филиал ГГПП «Патент» г. Ужгород, ул. Проектная, 4