Воздушная линия электропередачи

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскик

Социалистические

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

744810

{6l ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 21. 12.76 (2I ) 2431907/24-0 (511M. К.. .

Н 02 G 7/00 с присоединением заявки .%

Государственный комитет (23) П риоритет по делам изобретений н открытий

Опубликовано 30.06.80. Бюллетень % 24

Дата опубликования описания 03.07.80 (53) УДК, 621.315. . 1 (088. 8) А. И. Бабенко, К- Я. Русалимчик, В. M. Денисенко и О. А. Бабенко (72) Авторы изобретения

Казахское отделение Всесоюзного государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института Сельэнергопроект (71) Заявитель (54) ВОЗДУШНАЯ ЛИНИЯ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ

Изобретение относится к электроэнергетике, в частности к воздушным линиям электропередачи, содержащим защитные устройства, предохраняюшие воздушную линию от сверхрасчетных механических

5 нагрузок.

Наиболее близким техническим решением является воздушная линия электропередачи, содержащая анкерные и промежуточные опоры и закрепленные на них с помощью зажимов провода, имеюшие участок в виде петли, параллельно кото рой установлено зашитное устройство (1).

Однако в этой воздушной линии электропередачи обеспечивается зашита проводов,, от обрыва при сверхрасчетных нагрузках только в одном промежуточном пролете.

Кроме того, в этой воздушной линии электропередачи не обеспечивается защита опор от сверхсчетных гололедно-ветровых нагрузок, так как гри обрыве шут тируюшей перемычки и распрямлении петли происходит только снижение напряжения в проводе, сами же провода, оставаясь прикрепленными к опорам, своей

"парусностью" создают разрушающий ветровой напор на опоры.

Целью изобретения является предохранение опор от разрушения и проводов err обрыва в анкерных пролетах при сверхрасчетных гололедных и гололедно-ветровых нагрузках.

Эта цель достигнута в воздушной линии электропередачи, содержашей анкерные и промежуточные опоры и закрепленные на них с помошью зажимов провидца, имеюшие участок в виде петли, параллельно которой установлено зашитн ое устр ойст во.

Новым в этой воздушной линии электропередачи является то, что петля провода и защитное устройство закреплены на анкерной опоре, а зажимы для крепления провода на промежуточных опорах снабжены поворотными замками, отсоединяющими провода от промежуточных опор при срабатывании зашитного устройства, 744810

Обеспечивающего Откл1очения линии и ряс прямление петли, В этой воздушной линии электропер». дачк защитное устройство может состоять из системы рычагов с Общей осью, одни

5 концы которых связаны между собой npy— жИНОй, друГИЕ СООтВЕтС вЂ”.ВЕННО Одни С Пра-водом а другой с валом профильного се= чения, двух шарнирно соединенных рычковЂ

ГОВ> Один из кОтОрых жестко сОединен с указанным ВалОм, а ВтopoA со стОрОнгя пружины шарнирно соединен с рычагом„ связанным с проводом, второго вала про:=фильного сечения, шарнирно закрепленного на анкерной опоре, по кра=н-ей мере, од= ного заземляющего ножа, жестко закреп-ленного на втором валу и соединенчого

С-образным захватом с первым валом, к блокирующего стержня, закрепленнсгo с возможностью поворота:; перемещения в направлении тяжения провода на первом валу и соединенного С-обрязнььм зяхвя— том со вторым валом.

В этой воздушной линии защитное устройство может состоять также из > 5 пружинного механизма, жестко связанного через кинематический четырехзвенник с валом профильного сечения, Вилки., связанной с проводом и снабженной С-О6разными захватами, В которых размещен зй упомянутый Вал; второго вяла профильного сечения, шарнирно связанного с анкерной опорой, на котором жестко закреплен, по крайней мере, один заземляющий нож.,жестко связан-ный с упомянутым пружкинь.м механизмом и шарнирно с первым валом," блокирующего механизмаа, Выполненного в виде стержней„одн и концы которых С-образными за хвата ь. к шарнирно связаны со Вторым налом,. другие концы которых связан>ы пластиной =: цейт- 40 ральным отверстием, в котором с возможностью перемещения В направлении тяжения провода расположена упомянутая Вилка.

В воздушной линии электропередачи., согласно изобретению,. поворотные замки зажимов для крепленкя провода могут быть выполнены в виде Г-Образного эле= мента, шарнирно подвешенного одним концом к опоре, другой конец которого Выполнен В виде валика профильного сече- 50 ния, при этом зажимы снабжены C--образными захватами, в которых размещен упомянутый валик.

Сущность изобретения поясняется чечертежами„где на фиг. 1 представлено

>>словное изображение анкерного пролета воздушной линии электропередачи, выпал=ненной согласно изобретению; на фиг. 2— схематическое изображение одного ы— рчантя >ящитного устройства, устанавливаемого ня анкерной опоре; ня фиг.

-.-:;.э.; ятическое изображение второго вя— риантя >=-;ö>:"::, .—. - .:, oòðoéoòâà, устанавливаемого ня анкерной Оноре", на фиг. 4 зажим, устанавливаемый ня каждой из промежуточных опор.

Воздушная линия электропередачи, Вы— полненная со лясно изсбретению, содер>жив участок проводя, образующий петл:О 1, параллельно которой расположено защитное устройство 2, укрепленное на анкерной опоре 3, =-аземляющие губки 4, укрепленные ия этой же опоре, и поворот=ные замки 5, установленные ня Всех про= межуточных ОНОрях 6.

3ящитное устройство, представленное на фиг. 2, .состои из системы рычагов 7 и 8 с общей осью, одни концы которых связаны между собсй пружиной 9, я другие соответственно один — с проводом 10, а другой — с валом профильного сечения

11; двух шарнирно соединенных рычагов

12 и 13, один из которых жестко соеди— нен с указанным валом 11, а второй со стороны пружины шярйирно соединен с рычагом 7, связанным с проводом; второго вала профильного сечения 14, шарнирно закрепленного ня анкерной опоре 3, по крайней мере... из одного заземляющегс ножа ) 5, жестко закрепленного на втором

I валу 14 и соединенного С-образным за-— хватом 16 с первььt валом 11, и блокирующего стержня 17, закрепленного с возможностью поворота и перемещения В направлении тяжения проводя на первом валу 11 и coeдиненного С-образным захватом oî вторым Вялом 14.

Вариант зящитногo устройства на фиг. 3 состоит из пружинного механизма

18, жестко связанного через кинемятический четырехзвенник 19 с валом профильного сечения 20„вилки 21, связанной с проводом 10 и снабженной С вЂ” образными захватами 22> в которых размещен упомянутый вал 20; из второго вала профильного се >ения 23, шарнирно связанного с анкерной опорой, на котором жестко закреплен, .no крайней мере, один заземляющий нож 24, жестко свя=-анный с упомянутым пружинным механизмом 18 и шарниром 25 с первым валом 20; блокирующего механизма, выполненного в виде стержней 26, одни концы которых С-образными захватами 27 шарнирно связаны со вторым валом 23, >ругие котщы которых связан ы пластиной

744810 6 вода 10 на вилку 21 пружина 18 растягивается. При этом происходит ее сжатие по вертикали. B результате этого кинематический четырехзвенник 19, жестко скрепленный с валом 20, поворачивает его и он выходит из С-образных захватов 22. Вал 20 вместе с кинематическим четырехзвенником 19 и пружиной 18, являясь поворотным заземляю10 щим ножом, падает. В этот момент блокирующий элемент 26 препятствует с помощью пластины 28 разрыву связи с валом 23. Это необходимо для того, чтобы сначала обеспечить отключение линии

28 с центральным отверстием 29, в котором с возможностью перемещения в направлении тяжения провода проходит уп омянутая в илк а 2 1.

Поворотные замки 5 зажимов 30 для крепления провода выполнены в виде

Г-образного элемента, шарнирно подвешенного одним концом к опоре, другой конец которого выполнен в виде валика профильного сечения 31, при этом зажимы снабжены С-образными захватами 32 а упомянутый валик 31 размещен в этих захватах.

Система защиты от механических перегрузок работает следующим образом.

При возникновении сверхрасчетных гололедно-ветровых нагрузок при натяжении провода 10 концы рычагов 7 и 8 раздвигаются на расстояние, пропорциональное силе тяжения провода и обратно пропор- ро циональное силе сопротивления пружины S.

Йвижение рычага 7 вызывает, в свою очередь, движение двух других рычагов

12 и 13. Рычаг 12,будучи жестко скреплен с валом профильного сечения р

11, поворачивает его..Сила сопротивления пружины 9, длина рычагов 12 и

13 рассчитываются таким образом, что при достижении максимально допустимого тяжения в проводе 10 вал профильного сечения 11 поворачивается на угол, при котором он своей узкой стороной проходит в зазоры С-образных захватов 16, освобождаясь от поворотного заземляющего ножа 15. В момент падения поворотного заземляющего ножа 15 блокирующий элемент 17 удерживает в своем пазу вал 11, препятствуя расхождению валов 11 и 14, а следовательно, и распрямлению петли 1. И только после тогс как поворотный заземляющий нож 15 войдет в заземляющие губки 4 и создаст тем самым короткое замыкание для отключения линии электропередачи релейной защитой, вал 14 становится своей узкой 4 стороной против зазора в C-образном захвате блокирующего элемента 17 и выходит из него, разрывая связь между со бой и валом 11 и давая воэможность петле 1 распрямиться.

Таким образом, момент срабатывания защитного устройства 2 предопределяется расчетной длиной рычагов 12 и 13, а также расстоянием от точки соединения рычага 13 с рычагом 7 до оси шарнирного соединения рычагов. 7 и 8.

Принцип работы второго варианта защитного устройства 2 аналогичен описанному. При воздействии силы тяжения проэлектропередачи и лишь после этого допустить распрямление петли 1. Поэтому, как и в предыдущем варианте, только после вхождения поворотного заземляющего ножа 24 в заземляющие губки и вал 23 поворачивается своей узкой стороной к зазорам С-образных захватов 27 и выпадает из них, разрывая связь между собой и вилкой 21 и давая возможность петле 1 распрямиться.

Таким образом, момент срабатыва ния защитного устройства предопределяется расчетной длиной рычагов кинематического четырехзвенника 1 9.

После того, как сработало защитное устройство 2 и петля 1 распрямилась, провод 10 линии электропередачи под действием тяжения в соседнем пролете смещается, а вместе с ним смещается и (см. фиг. 4) С-образный захват 32, поскольку он жестко скреплен с проводом 10. При этом рычаг 7 поворачивается и вызывает поворот вала 31, так что он устанавливается узкой своей стороной к зазорам С-образного захвата 32, который вместе с проводом опускается на землю.

Срабатывание поворотного замка 5 предопределяется длиной смещения провода линии электропередачи при распрямлении петли 1, длиной рычага 7 и размером выреза в С-образноМ захвате 32.

Срабатывание поворотного замка 5 в одном промежуточном пролете влечет за собой срабатывание следующего поворотного замка, установленного на следующей промежуточной опоре и т.д.

Восстановление линии несложно. Йля этого узел крепления провода, имеющий

С-образный захват 32, навешивают на вал 31, 11ля ускорения процесса установки поворотного замка 5 в исходное положение вал 31 может оканчиваться крюком, как показано на чертеже.

В воздушной линии электропередачи, выполненной согласно изобретению, обеспечивается надежная защита проводов ет обрыва и опор от разрушения при гололедных и гололедно-ветровых сверхрасчетных нагрузках не только в промежуточном пролете, а во всем анкерном пролете, включающем до сорока промежуточных. 10

Формула изобретения

1.Воздушная линия электропередачи, содержащая анкерные и промежуточные опоры и закрепленные на них с помощью зажимов провода, имеющие участок в виде петли, параллельно которой установлено защитное устройство,.о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью предохранения опор от разрушения и проводов от обрыва, в анкерных гролетах при сверхрасчетных гололедных и гололедно-ветровых нагрузках петля провода и защитное устройство закреплены на анкерной оноре, а зажимы для крепления проводов на про- 5 межуточных опорах снабжены поворотными замками, отсоединяющими провода от промежуточных опор при срабатывании защитного устройства, обеспечивающего отключение линии и распрямление петли. 30

2. Линия электропередачи по п. 1, отличающаяся тем,что защитное устройство состоит из системы рычагов с обшей осью, одни концы которых связаны между собой пружиной, а другие соответственно один с проводом, а другой с налом профильного сечения, двух шарнирно соединенных рычагов, один из которых жестко соединен c указанным валом, а второй со стороны пружины шар-40 нирно соединен с рычагом, связанным с проводом второго вала профильного сечения, шарнирно закрепленного на анкерной опоре, по крайней мере, одного заземляющего ножа, жестко закрепленного на вто- 45 ром ва т и соединенного (образным и†хватом с первым валом, и блокирующего стержня, закрепленного с возможностью поворота и перемещения в направлении тяжения провода на первом валу и соединенного Собразньъл захватом со вторьгл валом.

3. Линия электропередачи по п. 1, отличающаяся тем, что защитное устройство состоит из пружинного механизма, жестко связанного через кинематический четырехзвенник с валом профильного сечения, вилки, связанной с проводом и снабженной С-образными захватами, в которых размещен упомянутый вал, второго вала профильного сечения, шарнирно связанного с анкерной опорой, на котором жестко закреплен, по крайней мере, один заземляющий нож, жестко связанный с упомянутым пружинным механизмом и шарнирно с первым валом блокирующего механизма, выполненного в виде стержней, одни концы которых С-образными захватами шарнирно связаны со вторым валом, другие концы которых связаны пластиной с центра.льным отверстием, в котором с возможностью перемещения в направлении тяжения провода расположена упомянутая вилка.

4. Линия электропередачи по и. 1, отл ичающаяс ятем, чтоповоротные замки зажимов для крепления провода выполнены в виде Г-образного элемента, шарнирно подвешенного одним концом к опоре, другой конец которого выполнен в виде валика профильного сечения, при этом зажимы снабжены С-образными захватами, в которых размещен упомянутый валик.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

N. 433580, кл. Н 02 Q 7100, 1974.