Амортизатор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(и 745724
Союз Советскмк
Соцмалмстмчесммк
Респубпмн (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (5l ) М. Кл г
8 60 G 17/02
F 16 Г 1/44 (22) Заявлено !9,05.78 .(21) 2618155/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—
1Ъеудеретееииый кемитет
СССР (53) УДК 621,752..2 (088.8) Опубликовано 07,0?.80. Бюллетень № 25
Дата опубликования описания !2.07.80
IID делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
П. М. Тарасов, А. Д. Солодовников, Н, И. Аксенов и В. М. Соболев (71) Заявитель (54) АМОРТИЗАТОР
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в конструкции амортизаторов, предназначенных для крепления различных объектов на транспортных средствах, например для крепления кузова на раме автомобиля. Кроме того, указанное устройство может быть использовано для крепления электростанции на платформе кузова транспортного средства с целью вибро- и звукоизолнрующей защиты кузова от работающей электростанции.
Известен амортизатор, содержащий корпус, конические демпфнрующие элементы и верхниЙ фланец, соединенные между собой стяжным болтом с опорной шайбой и гайкой (1).
В этом амортизаторе демпфирующие элементы постоянно находятся под нагрузкой, а амортизатор всегда в рабочем положении, независимо от условий его иагружения (динамическое, вибрационное или статическое нагруженне), что приводит к быстрому износу, потере упругих характеристик и сокращению долговечности работы демпфирующих элементов.
Кроме того, в этом амортизаторе не предусмотрено ограничение колебаний верхнего
2 фланца относительно корпуса и, следова. тельно, нет ограничения колебаний закрепленного на амортизаторе объекта при динамических нагрузках, зачастую многократно превышающих статические, например при движении транспортного средства со смонтированным иа нем кузовом по грунтовым дорогам нли бездорожью. Возникающая при этих колебаниях неограниченная по высоте деформация демпфирующих элементов приводит к появлению в них недопустимо
1в высоких напряжений, вызывающих ускоренный износ демпфирующих элементов и сокращение долговечности работы амортизатора.
Цель изобретсчия — повышение долговечности амортизатора.
Указанная цель достигается тем, что в известном амортизаторе корпус снабжен коническим ловителем и подвижным упором, верхний флаиец снабжен ограничителем, свободно размещенным в корпусе между крническям ловителем н подвижным упором соосно коническим демпфирующим элементам, при этом стяжкой болт свободно размещен внутри подвижного упора и ограничителя.
74
Иа фиг. 1 показан амортизатор в рабочем положении, общий вид; иа фиг. 2 — то же, нерабочее положение.
Амортизатор включяеч. корпус 1, конические демпфиру(ощие элементы 2 и верхний фланец 3, соединенные между собой стяжным болтом 4 с опорной шайбой 5, сферической шайбой 6 и-гайкой 7.
В верхней части корпуса 1 установлен конический ловитель 8, в бобышку 9 нижней части корпуса 1 ввинчен подвижный упор 10.
Обе части корпуса 1 болтами 11 прикреплены к раме автомобиля 12, Верх((и>1 фланец 3, закрепленный болтами 13 к кузову 14, снабжен ограничителем 15, закрепленным гайкой 16 и свободно размещенным в корпусе 1 между коническим ловителем 8 и подвижным упором 10 соосно коническим демпф31!рую(ц31х! элементам 2.
Г(хчо(1кя стяжного болта 4 размещена внутри подвижного упора 10, стержень этого болта свободно проходит внутри подп31Жпого упора 0 и Огра и>(с(ител51 15
Пове1>хиость соприкоспОвепия ОгpяH1 .чителя 15 с кони (сским лойителем 8 выполнена ко31ичсской, я поверхности сопряжения ограничителя 15 и подвижного упора 10 выполнены сферическими.
Бря(цен>(е подвижного упора 10 в корпусе 1 осущест1>ляетс51 съемным воротком 17, установленным в Отверстие, имеюшееся на конце подвижного упора 10.
Амортизатор работает следу(ощим образом.
В рабочем положении амортизатора подвижнь(й упор 10 находится в крайнем ииж31ем положении, при этОм нижиий копи !еский демпфиру1ощий элемент 2 сжат под воздействием массы кузова 14, передаваегяым через верхний флаиец 3. Ме>кду ограничителем !5, опустившимся вниз и результате деформации нижнего демпфирующего элемента 2, и коническим ловителем 8 имеется зазор. Между верх3133х1 торцом ограничителя 15 и опорной п1айбой 5 также имеется зазор, вели !пня кото!>ОГО Выб!>яиа меиьшеи, чем зазор между огранич(г(елем 15 и коническим ловителем 8. Межд>) сфер31ческими поверхностями ограни(ителя 15 и подвижного упора 1О также и>меется зазор.
При воздействии динамической нагрузки, направленнои вниз„происходит упругая деформщ(ия нижнего демпфирующего элемента 2 в пределах зазора, имеющегося между c(P(pI«ICCI IIми IIo33epxIlocmhI» ограничителя 15 и подвижного упора 10.
При превьипении предельно допустимой нагрузки происходит соприкосновение сферических поверХностей orраиичителя 15 и подв>!жного yIIopa 10, что препятствует дальнейшей деформации нижнего демпфирующего элеме11та 2 и предупреждает его разруше113(е.
При воздействии динамической нагрузки, направленной вверх, происходит упругая деформация верхнего демпфирующего элемента 2 в пределах зазора, имеющегося между верхним торцом ограничителя 15 и опорной шайбой 5. При превышении предельно допустимой нагрузки происходит соприкосновение ограничителя 15 и опорной шайбы 5, что препятствует дальнейгпей деформации верхнего демпфнрующего элемента 2 и предупреждает его разрушение, . при этом между ограничителем 15 и коническим ловителем 8 сохраняется зазор.
Дл51 переводя амортизатора в нерабочее положение вращают подвижный упор 10 за вороток 7, обеспечивая подъем ограничителя 15 совмсстио с верхним фланцем 3 до прижатия ограничителя 15 подвижным упором 10 к коническому ловителю 8. При этом зя счет подъема верхнего фланца 3 и образования зазора между ним и нижним коническим демпфирующим элементом 2 происходит снятие нагрузки с нижнего конического демпфирующего элемента 2. Подъем вверх верхнего фланца 3 не вызывает нагружеиия верхнего демпфирующего элемента 2, так как при подъеме вверх под-. гижного упора 10 обеспечена возможность перемещения вверх стя>кного болта 4 с опорной шайбой 5, вследствие чего на верхний конический демпфиру(ощий элемент 2 действует нагрузка только от массы опорной шайбы 5 и стяжного болта 4.
Таким образом, в нерабочем положении амортизатора осу(цествляется жесткое взаимодействие корпуса 1 с верхним фланцем 3 без иагружения конических демпфирующих элементов 2..
Наличие ограничителя, свободно разз5 мещешгого в корпусе и жестко взаимодействующего под воздействием подвижного упора с коническим ловителем, обеспечивает передачу усилия в нерабочем положении амортизатора при статическом . его нагру4О женин, между верхним флянцем и корпусом без !!агру>кения демпфирующнх элементбв, что способствует увеличеиню срока службы
:«, ìîðòèçàòîðà.
Ограи((че3(ие величины деформации демпфир(юп(их элементов при динамическом
45 нагру>кении амортизатора в рабочем положении за счет соприкосновения ограничителя ". подвижным упором или опорной шайбой исключает возможность воздействия преде„(ь3!ых, сверхдопустимых нагрузок на демп(риру(ощне элементы, что также обеспечивает повышение. срока службы амортизатора.
Формула изобретения
1. Амортизатор, содержащий корпус, -коигческие демпфирующие элементы и верх-ний флянец, соединенные между собой стяжным болтом с Опорной IIIaA6oII H гайкой
745724
5 отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности, корпус снабжен коническим ловителем и подвижным упором, а верхниЙ фланец снабжен ограничителем, свободно размещенным в корпусе между коническим ловителем и подвижным упором соосно коническим демпфирующим элементам.
2. Амортизатор по и. I, отличающийся тем, что стяжной болт свободно размещен внутри подвижного упора- и ограничителя.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
> № 253494, кл. В 60 G 17/02, l970.
745724
Составитель Ю. Сакович
Редактор Т. Портная Техред К. Шуфрич Корректор М. Вигула
Заказ 4059/5 Тираж 763 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР ио делам иизобретеиий н открытий
I l3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент» г. Ужгород, ул. Проектная, 1