Гидропневматическая система трактора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советснкх

Соцнаянсткческнх

Рестгубпни (6i) Дополнительное к авт. саид-ву— .(22) Заявлено 29.03.77 (2l ) 2467973/2?-11 (5t) М Кл.а

В 60 78/I8

В60Т !3/58 присоединением заявки №вЂ”

Всудерстееилмй комитет сеем (23) Приоритет—

Опубликовано 07.07.80. Бюллетень № 25 (53) УДК629.((3-592(088.8) . ве делам иэабретеиий к етхрытий.

Дата опубликования описания 12.07.80

В. В. Гуськов, H. В. Богдан, А. М Расолько, А. М. Статкевич и H. П. Богодяж (72) Авторы изобретения

Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (71) Заявитель (54) ГИДРОПНЕВМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ТРАКТОРА

1 2

Изобретение относится к сельскохозяйст- . Однако при торможении трактора в аг- венному машиностроению, а.нменно к гид- . регате с прицепом происходит перераспреропневматнческим системам тракторов. деление веса прицепа на навесную систему

Известна гидропиевматическая система трактора, В этом случае необходимо осутрактора, содержащая гидроцилиндр, шток . ществнть регулирование давления в тормозкоторого кииематически связан с прицепным g ных камерах трактора в зависимости от устройством навесной системы, и пневмати- динамической нагрузки, приходящейся иа ческий тормозной привод Я. навеску, чего известная система обеспечить

Недостатком указанной системы является не может. невозможность регулирования тормозного Цель:изобретения — повышение бездавления в зависимости от статического . опасности движения путем регулирования веса трактора, что снижает безопасность о тормозного давления в соответствии с дннадвижения. мической нагрузкой на навесную систему при торможении трактора с прицепом.

Наиболее близким решением из извест- Для этого рабочая полость гидроцилиндных является гидронневматическая система, ра сообщена магистралью с упомянутой посодержащая гидроцилиндр, шток которого g лостью управления регулятора тормозных кинематически связан с прицепным устрой- сил, который снабжен пневмоуправляемым ством навесной системы, и пневматический клапаном, установленным между полостью тормозной привод с регулятором тормозных управления и магистралью к гидроцилиндро. сил, управляющий поршень которого имеет Кроме этого, регулятор тормозных сил частичную рабочую поверхность, образую- снабжен дополнительным нневмоуправляещую с корпусом полость управления. Ис- 20 мым клапаном, установленным между. полос-. пользование данной системы повышает без- тью управлейия и сливной магистралью.. опасность движения трактора, регулируя На чертеже изображена схема гидропневтормозные силы на осях в зависимости от матической системы трактора при его работе веса 2». с прицепом.

74574 1

Гидропневматическая система трактора содержит ресивер 1, соединенный через тормозной кран 2, который кинематически связан с тормозной педалью 3, и трубопровод 4 с полостью 5 нагнетания регулятора 6 тормозных сил. Полость 5 нагнетания соединена с выходной полостью 7 посредством впускного клапана 8, соединенного стержнем 9 с выпускным клапаном 10. Седло 11 соединено с диафрагмой 12. Полость 5 связана посредством канала 13 с полостью 14 управ- 1в ления, которая соединена с полостью 15 и посредством канала 16 с полостью 17.

Выходная полость 7 сообщена через трубопрово 18 с тормозными камерами 19 задней оси трактора, а также посредством канала 20 с полостью 21. Кроме этого, выходная полость 7 соединена через выпускной клапан 10 и канал 22 с полостью 23, а каналом 24 с атмосферой.

Полость 25 управления образована корпусом 26 регулятора 6 тормозных сил и 2@ частичной рабочей поверхностью управляющего поршня 27, опирающегося на пружину 28, а также отсоединена пневмоуправляемым клапаном 29, поджатым пружи ной 30, от магистрали 31, сообщенной рабочей полостью 32 гндроцилиндра 33 навесной системы. Шток 34 гидроцнлиндра 33 кннематичееки связан с прицепным устройством, выполненным в виде рычагов 35 и гидрокрюка 36, который соединен с дышлом 37 одно- зо осного прицепа 38, образуя шарнир 39.

Дополнительный пневмоуправляемый клапан 40, опирающийся на пружину 41, установлен между полостью 25 управления и сливной магистралью 42. Трубопроводом 43 полости гидроцилиндра 33 соединенк с гид35 росистемой трактора.

Гидропневматическая система работает следующим образом.

Прн отсутствии воздействии на тормозную педаль 3 нагпетательная полость 5 ре- щ гулятора 6 тормозных сил сообщена через тормозной кран 2 с атмосферой. В результате полость 14 управления также соединена с атмосферой. Поскольку на управляющий поршень 27 не действует сила сжатого гозt

4$ духа, то пружина 28 находится в свободном состоянии,, а значит между седлом 11 и выпускным клапаном 10 образован зазор,. посредством которого выходная полость 7,. трубопровод 18 я тормозные камеры 19 соединены с атмосферои. и

Так как давление сжатого воздуха в полости 15 отсутствует, то пружина 30 не позволяет клапану 29 подниматься и сообщать полость 25 управления с магистралью 31. Поэтому при воздействии одноос-

И ного прицепа 38 через дышло 37, гидрокрюк

36 и рычаги 35 на шток 34 гидроцилнндра 33 давление масла не передается в полость 25 управлении.

Ц!ток 34 практически не перемещается, поскольку полости гидроцилиндра 33 «аходятся в запертом положении, а при утечках масла по трубопроводам 43 осуществляется их подпитка.

При нажатии на тормозную педаль 3 открывается тормозной кран 2 и воздух из ресивсра 1 поступает через трубопровод 4 в полость нагнетания 5. Одновременно из полости 5 нагнетания сжатый воздух поступает по каналу 13 в полость 14 управления.

Под действием сжатого воздуха, находящегося в полости 14 управлении, поршень 27 перемещается и воздействует через пружину 28 на седло 11 выпускного клапана 10.

При этом диафрагма 12 прогибается и седло 11 перемещается по направлению к выпускному клапану 10, после соприкосновения с которым перекрывается сообщение выходной полости 7 через канал 22, полость 23 и канал 24 с атмосферой. Перемещение выпускного клапана 10, связанного стержнем 9 с впускным клапаном 8, приводит к тому, что впускной клапан 8 открывается и сжатый воздух из полости нагнетания 5 поступает в выходную полость 7 трубопровода

18 и тормозные камеры 19 задней оси трактора.

Нарастание давления воздуха в выходной полости 7 происходит до тех пор, пока сила давления сжатого воздуха на диафрагму 12, поступающего через каналы 20 в полость 21, не достигает величины усилия, развиваемого пружиной 28. Как только усилия, действующие по обе стороны диафрагмы, уравняются, впускной клапан 8 закроется и давление 19 стабилизируется. Одно- временно с поступлением воздуха в полость управления 14 сжатый воздух поступает также через канал 16 и в полость 1?, давит на поджатый пружиной 41 дополнительный клапан 40 и запирает сливную магистраль 42.

Кроме этого, сжатый воздух поступает в полость 15, и давит на клапан 29, который, сжимая .пружину 30, перемещается, вследствие чего рабочая полость 32 гидроцилиндра 33 навесной системы сообщается через магистраль 31 с полостью 25 управления.

Следовательно, жидкость из рабочей полос ти 32 гидроцилицдра 33 навесной системы поступает через магистраль.31 в пслость 25 управления, воздействуя на поршень 27.

В результате торможения одноосного прицепа 38, вследствие действия сил инерции, происходит перераспределение веса с задней ос» на дышло 37, которое давит через шарнир 39»а гидрокрюк 36 трактора. Увеличение нагрузки, приложенной к гидрокрюку 36 трактора, вызывает увеличение силы, воздействующей на шток 34 гидроцилиндра 33.

Вследствие этого возрастает давление жидкости в полости 32 гидроцилиндра 33 навесной системы, магистрали 31 и полости 25 управления.

Увеличение давления жидкости в полости 25 управления вызывает перемещение управляющего поршня 27 влево, который посредством пружины 28 воздействует на седло 11 и диафрагму 12 пропорционально увеличению весовой нагрузки на гидрокрюке 36 трактора. Диафрагма 12 вместе с седлом 11, выпускным клапаном 10 и стержнем 9 перемещается влево н открывает впускной клапан 8, вследствие чего давление воздуха в выходной полости 7, трубопроводе 18 и тормозных камерах 19 задней оси трактора щ увеличивается пропорционально перераспределению весовой нагрузки на гидрокрюк 36 трактора. Это происходит до тех пор, пока сила давления сжатого воздуха на диафрагму 12 не достигает величины, равной усилию развиваемому пружиной 28. При равенстве указанных усилий впускной клапан 8 закроется и давление воздуха в выходной полости 7, трубопроводе 18 и тормозных камерах 19 задней оси трактора стабилизируется. В результате осуществляется авто- р мати еское регулирование давления воздуха в тормозных камерах 19 (т. е. тормозных сил на задней оси трактора) пропорционально изменению весовой нагрузки на гидрокрюк 36 трактора.

При оттормаживании тормозной кран 2 сбрасывает давление воздуха в трубопроводе 4, полости нагнетания 5; канале 13; полости 14 управления, полостях 15, 17. Вследствие падения давления в полостях 17 и 15 .дополнительный клапан 40 под давлением Д масла открывается и соединяет полость 25 со сливом, а клапан 29 под действием hpyжины 30 перекрывает магистраль 31 Прн падении давления в полости 25 клапан 40 под воздействием пружины 41 закрывается и прекращает слив масла из полости 25;

Вследствие падения давления в полостях

14 и 25 управления, диафрагма 12 под воз- действием сжатого воздуха, поступающего из выходной полости 7 через канал 20 в полость 21, вместе с .седлом ll выпускного клапана 10 перемещается в исходное поло- . жение, что приводит к открытию клапана 10 и.воздух из выходной полости 7, трубопровода 18, тормозных камер 19 заднем оси трактора выходит в атмосферу. Поскольку прицеп 38 тормозится, то силы инерции на- 4$ правлены по ходу прицепа, т. е. они всегда стремятся повернуть прицеп по часовой етрелке, а гидрокрюк соответственно против часовой стрелки. Таким образом, в процессе затормаживания прицепа гидрокрюк всег;;а догружается, т е. давление в рабочей полости 32 гидроцилиндра навески увеличивается.

Рычажная система прицепного устройства позволяет вращаться гидрокрюку 36 по

6 часовой стрелке при поднятии дышла 37 одноосного прицепа 38 и против часовой— при его опускании. Поднятие дышла 37 при подсоединении одноосного прицепа к трактору осуществляется подачей масла в полость 32 гидроцилипдра 33 по трубопроводу

43 из гидросистемы трактора. Опускание дышла 37 осуществляется при разъединении трактора и одноосного прицепа 38 путем выпуска масла из полости 32 через трубопровод 43, который связан с гидросистемой трактора.

Аналогичным образом работает система при торможении трактора, движущегося с другими прицепными сельскохозяйственными машинами, например сеялкой.

Таким образом, сообщение рабочей полости гндроцилиндра магистралью с полостью управления регулятора тормозных сил, который снабжен пневмоуправляемым клапаном, установленным между полостью управления и магистралью к гидроцилиндру, позволяет повысить безопасность движения трактора в агрегате с прицепом.

Формула изобретения

1.Гндропневматическая система трактора„ содержащая гидроцилиндр, шток которого кинематически связан с прицепным устройством навесной системы, и пневматический тормозной привод с регулятором тормозных сил, управляющий поршень которого имеет частичную рабочую поверхность, образуюmyio с корпусом полость управления, отличаюи1аяся тем, что, с целью повышения безопасности движения путем регулирования тормозного давления.в соответствии с динамической нагрузкой на навесную систему при торможении трактора с прицепом, рабочая полость гидроцилиндра сообщена магистралью с указанной полостью управления. регулятора тормозных сил, который снабжен пневмоуправляемым клапаном, установленным между полостью управления и магистралью к гидроцилиндру.

2. Система no n. 1, отличаюи1аяся тем, что регулятор тормозных сил снабжен дополнительным пневмауправляемым клапаном, установленным между полостью управления и сливной магистралью.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Трактор Т-150К. Инструкцйя по эксплуатации. Харьков, <Прапор, 1971, с. 237.

2. Беленький 10. Б. и др. Новое в расчете и конструкции тормозов автомобилей. М., «Машиностроение>, 1965, с, 107 -109 (прототип);

745743

Составитель A. Расолько

Редактор Т. Портная Техред К. Шуфрич Корректор М. Денчик

Заказ 4099/5 Тираж 753 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий

1 l3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская иаб, . д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4