Тяговое устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О Il И С А Н И Е 745749
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскмх
Соцмалмстмческмх
Республмк (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 01 06,78 (21) 2623?73 2?-11.(51) И.К .
В 61 С 13/08
В 61 В 13/04 с присоединением заявки №вЂ”
Государственный комитет
СССР (23) Приоритет—
Опубликовано 07.07.80. Бюллетень № 25
Дата опубликования описания 17.07.80 (53) УДК 625.335. .2:625.283 (088.8) на делам нзоаретеннй и атнрмтнй (72) Авторы изобретения
В. С. Берсенев и С. Б. Альтшулер
Кировский политехнический институт и Ленинградский комбинат тонких и технических сукон им. Тельмана (71) Заявители (54) ТЯГОВОЕ УСТРОЙСТВО
Изобретение относится к области транспорта и касается конструкции транспортных средств монорельсовых дорог внутрицехового транспорта, Известно тяговое устройство транспортного средства для монорельсовых дорог, со держащее тележку с огибающими рельс хомутами н приводными колесами, поворотный рычаг с ведущим колесом, сдвоенные коленчатые рычаги и сцепку (1).
Известно также тяговое., устройство, пре-. имущественно для монорельсовой дороги внутрицехового транспорта, содержащее тележку с опорными колесами, к которой одним концом присоединен поворотный рычаг со смонтированными на нем посредством расположенных под углом шарнирно соединенных стержней ведущим катком и приводным роликом, установленный иа тележке крон. штейн со сдвоенными коленчатыми рычага ми, шарнирно соединенными с другим концом поворотного рычага и со сцепкой, приспособление начального затяга, приводной двигатель и тормоз 12).
Недостатком известных устройств являются значительные перЕгрузкя приводного
2 двигателя при движении йа тяжелых наклонных участках пути.
Цель изобретения — повышение надежности путем устранения перегрузок приводного двигателя на тяжелых -участках пути.
Для этого поворотный рычаг снабжен дополнительными боковыми приводными роликами, установленными с зазором относительно ведущего катка, при этом расположенные под углом шарнирные стержни соединены с поворотным рычагом посредством телескопитв ческих шарнирных стержней, снабженных гидравлическими демпферами с предварительно сжатой пружиной.
На фиг. 1 изображена схема тягового устройства; на фиг. 2 — конструкция телескопического шарнирного стержня с прйфварительно сжатой пружиной и гидравлическим демпфером.
Ведущий каток 1, расположенный между рельсом 2 (показан штрих-пунктирной линией). и центральным приводным роликом
3, -монтируемым посредством подшипников
4 на поворотном рычаге 5, дополнительно соединен с двумя расположенными под углом шарнирными с"гержиями 6 и 7.
55
74
Поворотный рычаг 5 шарниром 8 соединен с тележкой 9, имеющей опорные колеса 10 и кронштейн Il, на котором установлены сдвоенные коленчатые рычаги 12, шарнирами 13 опирающиеся на специальные . седла 14. Общий шарнир 15 коротких плеч коленчатых рычагов 12 стержнем 16 соединен с шарниром 17 другого конца поворотного рычага 5.
Шарнир 18 концов длинных плеч коленчатых рычагов 12 шарнирным стержнем 19 соединен со сцепкой 20 и шарнирной стойкой
21. Кронштейн !1 дополнительно соединен с другим концом поворотного рычага 5 приспособлением начального затяга 22.
Поворотный рычаг 5 имеет боковые приводные ролики 23, симметрично установленные на нем относительно центрального ролика 3 посредством подшипников 24. Боко-==.-----.:.:вые приводные ролики 23 установлены с зазором относительно ведущего катка 1 и имеют по сравнению с центральным приводным катком 3 уменьшенную скорость вращения, Промежуточные шарниры 25 стержней
6 и 7 дополнительно соединены с поворотным рычагом 5 телескопическим шарнирным стержнем 26.
Телескопический стержень 26 состоит из корпуса (фиг, 2), навинчивающейся на него крышки 28 и штока 29. Верхний конец штока 29 имеет резьбовой хвостовик 30 для крепления проушины шарнира 25. Крышка
28 имеет полость 31, в которой размещается заплечик 32 штока 29. Полость 31 вдоль штока 29 имеет размер больший высоты заплечика 32.
На заплечик 32 опирается кольцо 33, между которым и гайкой 34 расположена пру-. жина 35. Гайка 34 навинчивается на резьбовой участок 36 штока 29 и имеет шлицы 37, в одном из которых распоожен цилиндрический хвостовик винта 38.
:. .;Шток 29 на противоположном резьбовом хвостовику 30 конце имеет плунжер 39 с переточным каналом 40, образующий совместно с полостью 41 гидравлический демпфер.
Для этого внутренняя полость телескопического стержня 26 запонена жидким маслом.
Корпус телескопического стержня 26 заканчивается проушиной 42, которая образует шарнирное соединение с поворотным рычагом 5.
Тяговое устройство работает следующим образом.
Если приводной ролик 3, имеющий жесткую кинематическую связь с приводом,вращается по часовой стрелке,то он посредством сил трения увлечет ведущий каток 1 во вра щение против часовой стрелки. При этом касательная реакция рельса 2, передаваемая на ведущий каток l посредством сил трения, будет направлена слева направо, Эта сила через шарнирный стержень 6 и стержни 7 и 26 будет передана на поворотный ры5Т49 чаг 5. С поворотного рычага 5 реакция рельса 2 через шарнир 8, тележку 9, кронштейн
11, левое седло 14, коленчатые.рычаги 12, стержень 19 н сцепку 20 будет передана на состав прицепленных к тягачу вагонеток и уравновесится их сопротивлением передвижению.
В процессе передачи силы тяги (касательной реакции рельса 2) через сдвоенные коленчатые рычаги 12 они повернутся против часовой стрелки относитеьно левого шарнира 13. При этом работает левый из сдвоенных коленчатых рычагов 12, на коротком плече которого будет создано пропорциональное передаваемой силе тяги перпенди.кулярное рельсу 2 усилие. Оно на поворотном рычаге 5 будет увеличено до необходи55 мой для надежного сцепления приводного ролика 3 с ведущим катком 1. Этим усилием ведущий каток 1 будет зажат между рель сом 2 и приводным роликом 3 и при всех режимах будет обеспечено надежное их сцепление без пробуксовки, так как в любой момент времени при надлежащем передаточном отношении рычажной системы его величина будет достаточна для передачи касательных усилий между этими элементами тягового устройства.
25 Если приводной ролик 3 будет вращаться против часовой стрелки, то направление сил изменится на обратное с тем отличием, что в работу включится правый из сдвоенных коленчатых рычагов 12. Следовательно, тя5е говое устройство реверсивно и одинаково успешно работает в тяговом и тормозном режиме.
По достижении силой тяги величины, при которой усилие, воздействующее на телеско пический стержень 26, становится больше з5 силы предварительного сжатия пружины 35, она начнет сжиматься, заплечик 32 выйдет из контакта с кольцом 33 и переместится от него по полости 31. Это вызовет удлинение, например левого телескопического стержня
26 (движение тягового устройства в тяговом режиме слева направо). Ведущий каток 1 начнет смещаться вправо и к моменту сжатия пружины 35 в пределах допустимого хода заплечика 32 в полости 31 выйдет из контакта с центральным роликом 3 и накатится на правый приводной ролик 23, вращающийся с уменьшенной скоростью и имеющий тоже жесткую кннематическую связь с общим приводом тягача. Скорость передвижения тягового устройства уменьшается и дальнейшее его движение пр тяжелому участку пути при силе тяги до максимальной расчетной величины в пределах опрокидывающего момента двигателя привода происходит с этой уменьшенной скоростью.
При удлинении левого телескопического стержня 26 происходит уменьшение длины правого телескопического стержня 26, так как шток 29 вместе с пружино" 35, сжатой
745749 между заплечиком 32 с кольцом 33 и гайкой 34, сместится в сторону полости 41.
Формуа изобретения
При уменьшении силы тяги до расчетной по переключении скоростей и далее пружина левого телескопического стержня 26 вернет ведущий каток 1 в центральное положение,он войдет в контакт с центральным приводным роликом 3 и скорость тягача увеличится до расчетной.
Винт 38 телескопического стержня 26 цилиндрическим хвостовиком винта 38 удер- so живает гайку 34 от вращения. Это позволяет без разборки телескопического стержня 26 изменять усилие предварительного сжатия пружины 35 путем поворота штока 29.
Демпфер, состоящий из плунжера 39 и полости 41,заполненной маслом, исключает 1 . ударное приложение нагрузок при резком уменьшении или увеличении силы тяги, обеспечивая плавное переключение ведущего катка 1 с центрального 3 на боковые 23 приводные ролики и в обратном направлении.
Предлагаемое тяговое устройство позволяет устранить перегрузки двигателя при работе тягача на тяжелых участках пути. Поэтому при проектировании таких тягачей мощность двигателя может быть принята и уменьшенной по условиям движения с малой скоростью при максимальных расчетных на- грузках. Все это позволит значительно умень- шить вес и габариты тягача, а также уменьшить сну тока на токосъемниках. зе
Тяговое устройство, преимущественно для монорельсовой дороги внутрицехового транспорта, содержащее тележку с опорными колесами, к которой одним концом присоединен поворбтный рычаг со смонтированными на нем посредством расположенных под углом шарнирно соединенных стержней ведущим катком и приводным роликом, установленный на тележке кронштейн со сдвоенными коленчатыми рычагами, шарнирно соединенными с другим концом поворотного рычага и со сцепкой, приспособление начального затяга, приводной двигатель и тормоз, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности путем устранения перегрузок приводного двигателя на тяжелых участках пути, поворотный рычаг снабжен дополнительнымн боковыми приводными роликами, установленными с зазором относительно ведущего катка, при этом расположенные под углом стержни соединены с поворотным рычагом посредством телескопических шарнирных стержней, снабженных гидравлическим демпфером с предваритеьио сжатой пружиной.
Источники информации, принятые во внимание нри экспертизе
l. «Промышленный транспорт», 1975, № 8 с. 28 — 30.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2600538/11, кл. В 61 В 13/14, 07.04.78 (прототип).