Способ образования канав и устройство для его осуществления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП И
ИЗОБР
К АВТОРСКОМ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное (.22) Заявлено 29.11. с присоединением зая (23) Приоритет—
Опубликовано О
Дата опубликова
Государственный комитет
СССР по делам изобретений н открытнй (72) Авторы изобретения H. А. Перетрухин, Г. П. Минайлов, И. А. Недорезов и В. П. Прокофьев
Всесоюзный научно-исследовательский институт транспортного строительства (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ КАНАВ И УСТРОЛСТВО
ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ!
Изобретение относится к строительству железных и автомобильных дорог, в частности к отрывке водоотводных каналов в районах вечной мерзлоты в слабых грунтах.
Известен способ отрывки водоотводных канав копанием, а также взрывным способом с удалением растительно-дернового покрова и грунта из пределов разрабатываемой канавы (1).
Недостатком этого способа является удаление растительно-дернового покрова, что нарушает температурный режим грунта.
Известен также способ образования канав, включающий вдавливание растительнодернового покрова в грунт посредством профилирующего рабочего органа.
Недостатком известного способа является повреждение дернового покрова как в канаве, так и в непосредственной близости от нее, что ведет к интенсивному оттаиванию нижележащих вечномерзлых грунтов и нарушению устойчивости земляного полотна.
Известно устройство для осуществления этого способа, содержащее профилирующий рабочий орган в виде катка, установленного на прицепной раме (2).
Недостатком известного устройства является передача на растительно-дерновый покров больших воздействующих на него усилий, что ведет к его повреждению.
Цель изобретения —, уменьшение степени
5 повреждения растительно-дернового покрова путем снижения воздействия на него усилий от профилирующего рабочего органа.
Достигается это тем, что перед вдавливанием растительно-дернового покрова производят разрезание его по оси разрабатывае1О мои канавы и удаление слоя грунта из-под растительно-дернового покрова через образованный в нем разрез.
Устройство для осуществления этого способа имеет нож для разрезания растительно-дернового покрова, который установлен на раме перед катком в направлении его ..:. перемещения, отвал для раздвижения стенок . разрушенного покрова,. который установлен на раме между ножом и катком, и шнековый транспортирующий орган, кожух которого прикреплен к тыльной стороне отвала, образуя с ним полость для транспортирования грунта из-под растительно-дернового покрова.
746052
Формула изобретения
Отвал и нижняя часть шнека могут быть выполнены конусной формы с направлением конусности в сторону перемещения грунта из-под растительно-дернового покрова, не повреждая его.
На фиг. 1 изображен рабочий орган, s вид сбоку; на фиг. 2 — вид А фиг. 1 с частичным выровом по отвалу; на фиг. 3— канава, поперечный разрез.
Рабочий орган состоит из навесной рамы 1, смонтированной на гусеничном тракторе 2, черенкового ножа 3, отвала 4, который установлен на раме между ножом и катком 5, шнековый транспортирующий орган 6, кожух 7 которого прикреплен к тыльной стороне отвала, образуя с ним полость для транспортирования грунта из-под растительно-дернового покрова к лопастному метателю 8, соосно скрепленному со шнеком, при этом винтовая лопасть шнека переходит в лопасть 9 метателя, которая заключена в кожух с выбросными окнами 10 для метания грунта.
zo
Образование водоотводной канавы без повреждения растительно-дернового покрова осуществляется следующим образом.
При движении трактора черенковый нож, отвал и шнек, смонтированные на навесной раме с помощью механизма подъема и опускания, постепенно заглубляются в грунт.
При этом растительно-дерновый покров глубиной примерно 0,5 м, разрезается ножом 3 по оси будующей канавы. Разрезанный покров приподнимается и разворачива- З6 ется в стороны при помощи отвала 4, Вращающийся шнек разрабатывает грунт и поднимает его вверх к метателю 8, который при помощи лопасти 9 выбрасывает грунт через окна 10.
3$
При помощи катка 5 растительно-дерновый покров укладывается на стенки канавы, которая профилируется до требуемых размеров.
Технико-экономическая эффективность предлагаемого способа и рабочего органа 4о для его осуществления заключается в том, 1 что: устраняется ряд технологических операций — заготовка дерна и укладка его на откосы канавы или укрепление откосов индустриальными конструкциями (бетонными плитами и т. д.); устраняется необходимость применения землеройных машин (экскаваторов) и ходовых частей прицепных платформ катков, повреждающих естественный растительнодерновый покров вдоль канавы и на прилегающей местности; происходит укрепление грунта по периметру канавы; тепловой режим вечномерзлых грунтов изменяется в меньшей степени; и повышается устойчивость грунта в откосах канав, снижается вероятность заплывания канав; повышается эффективность работы канав и устойчивость земляного полотна; снижается строительная стоимость по устройству водоотводных канав и эксплуатационные расходы по содержанию канав и земляного полотна дороги.
1. Способ образования канав, включающий вдавливание растительно-дернового покрова в грунт посредством профилирующего рабочего органа, отличающийся тем, что, с целью уменьшения степени повреждения растительно-дернового покрова путем снижения воздействующих на него усилий от профилирующего рабочего органа, перед вдавливанием растительно-дернового покрова производят разрезание его по оси разрабатываемой канавы и удаление слоя грунта из-под растительно-дернового покрова через образованный в нем разрез.
2. Устройство для осуществления способа по п. 1, содержащее профилирующий рабочий орган в виде катка, установленного на прицепной раме, отличающееся тем, что оно имеет нож для разрезания растительнодернового покрова, который установлен на раме перед катком в направлении его перемещения, отвал для раздвижения стенок разрушенного покрова, который установлен на раме между ножом и катком, и шнековый транспортирующий орган, кожух которого прикреплен к тыльной стороне отвала, образуя с ним полость для транспортирования грунта из-под растительно-дернового покрова.
3. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что отвал и нижняя часть шнека выполнены конусной формы с направлением конусности в сторону перемещения грунта из-под растительно-дернового покрова.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Технические указания по технологии сооружения железнодорожного земляного голотна. ВСН-186-75. Минтрансстрой. «Оргтрансстрой», 1975.
2. Авторское свидетельство СССР
Хе 123991, кл. Е 02 F 5/08, 1959 (прототип).
746052
Фиг / 4
Рюл ателмю - Рс,дюйм
Puz. Р
Составитель В. Прокофьев
Редактор С. Титова Техред К. Шуфрич Корректор М. Демчик
Заказ 3909/2 I Тираж 713 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
I I 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4