Зубчато-рычажный механизм с регулируемым законом движения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОВ ЕтЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

< 746151

Союз Советски к

Социалистических

Ресиублнн (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27.04.78 (2I ) 2608215/25-28 (51)М. Кл. с присоединением заявки ре

Р 16 Н 21/14;

F 16 Н 3/20

Гааударотвеииый комитет

СССР пе делен изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 07.07.80. Бюллетень М 25 (53) УД К621.837 (088.8) Дата опубликования описания 07,07,80 (72) Автор изобретения

Р. В. Амбарцумянц

Одесский технологический институт пищевой промышленности им. М. В. Ломоносова (7l) Заявитель (54) ЗУБЧАТО-РЫЧАЖНЫЙ МЕХАНИЗМ С РЕГУЛИРУЕМЫМ

ЗАКОНОМ ДВИЖЕНИЯ

Изобретение относится к машинострое1 ттию, в частности к транспортирующим, ша гающим и сканирующим устройствам, в которых необходимо регулировать закон движения на ходу.

Известен зубчато-рычажный механизм

5 с регулируемым законом движения, содержащий эубчато рьтчажньте кинематические цепи, одна из которых выполнена плане-. тарной, и ее водило связано с механическим приводом, а сателлит взаимодействует с ведущим зубчатым колесом другой цепи Ш.

Известен также зубчато-рычажный механизм с регулируемым законом движения,, содержащий основание, установленные в нем с воэможностью вращения параллель ные валы, один из которых является ведущим, эксцентрично установленное на ведущем валу ведущее зубчатое колесо, ве домое зубчатое колесо, фрикционную коническую передачу, одно из колес которой установлено на втором валу с возможностью перемещения вдоль него, шарнирно соединенные одними концами друг с другом шатун и коромысло, другие концы которых шарнирно соединены соответственно с осью ведущего зубчатого колеса и с осью второго вала, и кинематическую цень, связывающую виты с ведомым зубчатым колесом .

Регулирование закона движения ведомого колеса осуществляется с помощью телескопического вала, установленного перпендикулярно оси вращения коромысла и воздействующего при вращении фрикционнь1х колес через рычажную цепь на ведомое колесо t.22. . Данный механизм является наиболее близким по технической сущности к изобретению.

Укаэанные механизмы обладают узким диапазоном регулирования закона движения.

Целью изобретения является расширение диапазона регулирования закона движения.

6151 ф

3 74

Указанная цель достигается тем, что механизм снабжен дополнительной фрикцп- онной конической передачей, одно из колес которой установлено на ведущем валу с возможностью перемещения вдоль него, червяками, закрепленными на осях вторых фрикционных колес, взаимодействующими с ними червячными колесами, ось одного из которых совпадает с осью ведущего зубчатого колеса, а ось другого — с осью шарнирного соединения коромысла с шатуном, кинематическая цепь состоит из взаимодействующего с ведущим и ведомым зубчатыми колесами промежуточного зубчатого колеса, трех шатунов, одни концы которых шарнирно соединены с осью промежуточного зубча» .того колеса, а другие концы шарнирно соединены с осями ведущего и ведомого зубчатых колес и с периферией червячного колеса, несоосного с ведущим зубчатым колесом, и ; одним концом шарнирно соединенного с осью ведомого зубчатого колеса, а другим — о периферией червячного колеса, соосного с ведущим зубчатым колесом.

На фиг. 1 показана кинематическая схема зубчато-рычажного механизма; на фиг. 2 — разрез А-А фиг. 1; на фиг. 3разрез Е-Б фиг, 1.

Зубчатс рычажный механизм содержит основание 1, в котором установлены с возможностью вращения валы 2 и 3. На ведущем валу 2 жестко закреплен кривошип 4, с которым шарнирно соединены шатуны 5 и 6 и на котором жестко закреплено ведущее зубчатое колесо / таким образом, что его ось совпадает с осью шарнирного соединения кривошипа

4 с шатунами 5 и 6. Шатун 6 шарнирно соединен с коромыслом 8, установленным с возможностью поворота на валу 3. С ведущим зубчатым колесом 7 взаимодействует промежуточное зубчатое колесо 9, которое, в свою очередь, взаимодействует с ведомым зубчатым колесом 10, t на оси которого шарнирно установлен шатун 11.

На оси промежуточного зубчатого колеса 9 шарнирно установлены шатун 5, шатун 12, второй конец которого шарнирно соединен с осью ведомого зубчатого колеса 10, и шатун 13.

В механизм входят две фрикционные конические передачи, содержащие фрикционные колеса 14 и 15, установленные на валах 2 и 3 с возможностью перемещения вдоль них. На каждом из этих ко-. лес .установлен палец 16, входящий в отверстие в основании 1 и предотвращающчй вращение колес относительно валов, на которых они установлены.

Осевое перемещение фрикционных колес

14 и 15 ограничивается пружинами 17.

На осях фрикционных колес 18 и 19, взаимодействующих с колесами 14 и 15, жестко закреплены червяки 20 и 21, с

1 которыми взаимодействуют червячные к леса 22 и 23. Ось червячного колеса совпадает с осью ведущего зубчатого колеса 7, а ось червячного колеса 23 — с осью шарнирного соединения шатуна 6 с коромыслом 8. С червячным колесом 22 шарнирно соединен второй конец шатуна

1 1, а с червячным колесом 23 - второй конец шатуна 13. С ведомым зубчатым колесом соединяется перемещаемый- объект

20 {на чертеже не показан).

Зубчато-рычажный механизм работает следующим образом.

Ведущий вал 2 получает вращение от привода (на чертеже не показан), например от распределительного вала> гидропривода> электродвигателя и т. п.. Вал 2 сообщает движение кривошипу 4 и закреп-. ленному на нем ведущему зубчатому колесу 7, а от него через промежуточное зубчатое колесо 9 — ведомому зуб атому колесу 10, Одновременно от кривошипа

4 движение передается через шатун 6 коромыслу 8.

Когда не регулируется закон движения ведомого зубчатого колеса 10 вместе с перемещаемым объектом, фрикционные колеса 14 и 18, 15 и 19 не взаимодействуют друг с другом, при этом рычажные системы 5-6-8-23-l3 и 12-11

4О образуют жесткую ферму, т. е. между ними отсутствуют относительные движения, следовательно, законы движения перечисленных звеньев одинаковы и совпадают с законом движения шатуна 6, Дви-, 4> жение ведомого зубчатого колеса 10 является результатом суммирования движений кинематических цепей 4-6-8-1 и

7-9-10. . Для регулирования на хопу закона движения ведомого зубчатого колеса 10 от внешнего источника (на чертеже не показан) сообщают поступательное движение фрикционным колесам 14 и 15 вдоль валов 2 и 3 до их прижатия к фрикционным колесам 18 и 19, Так как пальцы 16 препятствуют вращению фрикционных колес . 14 и 15, то фрикциопные колеса 18 и 19 обкатываются вокруг колес 14 и 15 и вращаются при этом

5, 746

-, вокруг своих осей, Жестко закрепленные на осях фрикционных колес 18 и 19 чер- вяки 20 и 21 также начинают вращаться и передают вращение червячным колесам 22 и 23. От червячного колеса 22 с помощью шатуна 11 движение перецае;ся шатуну 12, в результате чего последний вращается относительно шатуна 5, увеличивая или уменьшая угол между ними. От червячного колеса 23 с помощью шатуна 13 движение перецается шатуну

5, в результате чего изменяется величина угла, образованного шатунами 5 и 6.

Таким образом регулируется угол -Г расположения ведомого зубчатого колеса

10 относительно шатуна 6, а также расстояние от центра ведущего зубчатого колеса 7 цо оси вецомого зубчатого колеса 10, что приводит к изменению закона движения ведомого колеса 10 в широком диапазоне. При прекращении воздействия на фрикционные колеса 14 и

15 они под действием пружин 17 отходят от фрикционных колес 18 и 19, и процесс регулирования прекращается. 25

Формул а изобретения

Зубчато-рычажный механизм с регули- gp руемым законом движения, содержащий основание, установленные в нем с возможностью вращения параллельные валы, один иэ которых является ведущим, эксцентрично установленное на ведущем валу ведушее зубчатое колесо, ведомое зубчатое колесо, фрикционную коническую передачу, одно иэ колес которой установлено на втором валу с воэможностью перемешения вдоль него, шарнирно соеди- щ ненные одними концами друг с другом

151 6 шатун и коромысло, другие концы которых шарнирно соединены соответственно с. осью ведущего зубчатого колеса и с осью второго вала, и кинематическую цепь, связывающую валы с ведомым зубчатым колесом, о т л и ч а ю ш и йс я тем, что, с целью расширения диапазона регулирования закона движения, механизм снабжен дополнительной фрикционной конической передачей, одно из колес которой установлено на. вецушем валу с возможностью перемешения вдоль него, червяками, закрепленными на осях вторых фрикционных колес, взаимодействующими с ними червячными колесами, ось одного из которых совпадает с осью ведущего зубчатого колеса, а ось другого - с осью шарнирного соединения коромысла с шатуном, кинематическая цепь состоит из взаимодействующего с ведущим и ведомым зубчатыми колесами промежуточного зубчатого колеса, трех шатунов, одни концы которых шарнирно соединены с осью промежуточного зубчатого колеса, а другие концы шарнирно соединены с осями ведушего и ведомого зубчатых колес и с периферией червячного колеса несоосного с ведущим зубчатым колесом, и шатуна, одним концом шарнирно соединенного с осью ведомого зубчатого колеса, а другим - с периферией червячного колеса, соосного с ведущим зубчатым колесом.

Источники информации, принятые во внймание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

J4 359457, кл. Р 16 Н 3/20, 1971.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке M 2303340/25-28, кл. F .16 Н 21/14 1975 (прототип}.

746151

A-А

Фиг. 2 б-б

Составитель Л. Дьяжова

Редактор Ж. Рожкова Техред М. Кузьма Корректор М. Коста

Заказ 3919/26 Тираж 1095 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж -35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4