Вискозиметр

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советскик

Социалистических

Республик

«»746252

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено270378 (21) 2595921/18-25 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет (51)М. Кл.

G 01 N 11/14

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий

Опубликовано 07,07.8(1 Бюллетень ¹ 25 (53) УДК 5З2. З7 (088.8) Дата опубликования описания 07.07.80

В. Ф. Поддубный В. П. Кузнецов и В. В. Николаев (72) Авторы изобретения

Научно-исследовательский институт технологии машиностроения (71) Заявитель (5 4) ЦИСКОЗИМЕТР

Изобретение относится к области приборостроения, в частности к устройствам для определения вязкости текучих сред, и может быть использоВВНо преимущественно для Определения вязкости лакокрасочных материалов.

Известен ротационный вискозиметр, содержащий коаксиально расположенные неподвижный наружный и проводной внутренний цилйндры, датчик ротационный, электронный блок и феррорезонансный стабилизатор (11 °

Недостатком упомянутого вискозиметра является сложность его конструкции, низкая надежность и ограниченная возможность его применения.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является вискозиметр, содержащий емкость с исследуемой жидкостью и помещенным в нее рабочим телом, вал которого соединен с валом двигателя, подключенного к двум источникам энергии, ограничитель25 и измеритель расхода энергии (2).

Включением двигателя передают вращение рабочему телу вискозиметра, при соприкосновении которого с испытуемой жидкостью возникает момент сопро1 тивления, изменяющий силу тока в цепи электродвигателя, которая регистрируется измерительным устройством. Для повышения точности измерения измерительное устройство измеряет только превышение тока, соответствующее разности вязкостей испытуемой и эталонной жидкостей .

Недостатком известного вискозиметра является то, что электродвигатель соединен с источником энергии через измеритель расхода, который регистрирует величину тока проходящего через электродвигатель при изменяющихся скоростях сдвига молекул лакокрасочного материала (меняющейся скорости вращения измерителя момента), что снижает точность работы вискозиметра при измерении вязкости тихстронных жидкостей.

Кроме того, вискозиметр представляет собой электрическую схему, включающую электродвигатель, измеритель тока, сопротивления, которые во взрывоопасных условиях, например в окрасочных цехах, опасны при эксплуатации.

Целью изобретения является поае шение точности измерений и обеспечение надежности" их проведения во взрывоопаСных условиях. Указанная цель достигается тем, что вискозиметр дополнительно снабжен регулятором о бор ото в дВигатеЛ я и соединен с одним йэ источников энергии через регулируемый пневмодроссель, а с другим — через йостоянный" пневмодроссель, при этом неподвижная часть регулятора оборотов закреплена на противоположном, удлиненном конце вала двигателя, а,его .- - "%Удав иж н ая чаСть вй полйена" в" в иде внутреннего элемента регулируемого пневмодросселя, соединенного с неподвижной частью регулятора оборотов посредством трех упругих пластинок, сйабженных грузиками, и установлена с возмождостью осевого перемещейия вдоль вала, а оба пневмодрооселя, в свою очередь, соединейы с пневмосистемой.—

Отсутствие электрических блоков в схеме вискозиметра обеспечивает

cia надежность при работе во взрывоопасных условиях.

4б252 и одновременно обеспечить вэрывобезопаснооть при эксплуатации, Формула из о брет ения

4 двигателя 3. Вращение йередается

I измерителю 1 вискозиметра. ПОд действием силы трения жидкости о поверхность измерителя 1 возникает момент сопротивления, пропорциональный измеряемой вязхости, который передается двигателю 3 через вал 2. Регулятор 4 оборотов, B3аимодействуя с подвижной частью регулируемого дросселя 5, открывает доступ воздуха по пневмопроводам 9 и 10 в двигатель 3. Количество воздуха, прохОдящего через пневмопровод 9 эквивалентное вязкости измеряемой жидкости, регистрируется измерителем 7 расхода. Сигнал вязкости но пневмопро15 воду 8 поступает в пневматическую систему контроля и регулирования вязкости.

Использование вискозиметра позволяет повысить точность измерения .

На чертеже представлеиа схема.вискоэиметра.

Вискозиметр содержит измеритель

1 момента, вал 2 двигателя, двигатель 3, регулятор оборотов 4=, - ре- гулируемый дроссель 5, постоянный дроссель б, измеритель 7 расхода

Энергии, пневмопроводы 8 - 10. Измеритель 1 момента выполнеи в вйде диСка с бобышкой для соединения с валом 2 пневмодвигателя 3. Яа йро.тивоположном конце вала 2 двигате- ля,закреплена неподвижная часть регулятора 4 оборота. Под(йййная часть регулятора 4 является "одно-.

;временно частью дросселя 5, которая установлейа с возможностью перемещенйя в осевом направлении rfo=5aлу 2 под действием трех-упругих пластинок с грузиками, связывающих подвижную часть дросселя 5 с "йеподвижной частью регулятора 4.

Подвижная коническая часть дрос.селя взаимодействует с его неподвижной конической полой частью.

Питание пневмодвигателя 3 осуществляет Ся через дроссель б;" проходное сечение которого выбрано из расчета обеспечения номинальной скорости вращения двигателя. Измеритель 7

"пневмопровода 8 связан с вторичными приборами, о су@ествляюаМпйи авто матическое регулирование вязкости.

Работает вискоэиметр следующйм образ ом .

Подачей воздуха через дроссель б. э пневмопровод 10 прбисходйт" йуск

ЗО

3S

Вискозиметр, содержащий емкость с исследуемой жидкостью, и помещенным в нее рабочим телом, вал которого соединен с валом двигателя, подключеНного к двум источникам энергии, ограничитель и измеритель расхода. энергии, отличающийся тем, что с целью повышения точности измерения и обеспечения надежности их проведения во взрывоопасных усло .:ях, он дополнительно снабжен регулятором оборотов двигателя и соединен с одним из источников энергии через регулируемый пневмодроссель, à с другим — через постоянный пневмодроссель, йри этом неподвижная часть регулятора оборотов закреплена на противоположном, удлиненном конце вала двйгателя, а" его "подвижная .часть выполнена в виде внутреннего элемента регулируемого пневмодросселя, соединенйого с неподвижной частью регулятора оборотов посредством"трех упругих пластйнок, снабженных грузиками, и установлена с возможностью осевого перемещения вдоль" вала, а оба пневмодросселя, в свою очередь, соединены с пневмосистемой.

Источники информацйи, принятые во внимание при экспертизе

1, Разработки НИИтракторосельхозмаша, черт. М С-10298, 100-00, 1971.

2. Патент Франции Р 2165178, кл. G 01 N 11/00, 1970 (прототип) .

746252

8с»х дрозду

Составитель h. Плотникова

Редактор Л. Курасова Техред 0 ° Андрейко Корректор Г. Назарова

Заказ 3929/29 Тираж 1019 Подписное

ЦИИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4