Устройство для выбора учебной информации

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

" O т кннчасиеов двв ена МЬЛ

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советскии

Социалистических

Республик с

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61 ) Допол н и тел ьное к а вт. с вид-ву(22) Заявлено 04.07.77 (21) 2502469/18-24 (Ы)М. Кл.

Q 09 В 7/ОО с присоелинением заявки Р-:

Гасударстввнный комитет

СССР (23) Приоритетдо делам изобретений и открытий

Опубликовано 07.07.80. Бюллетень J%25

Дата опубликования описания 07.07.80 (53 ) УД К 68 l.3..07 1. (088.8) В. И. Корнейчук, Т. H. Линева, В. Г. Слипченко, В. Н. Сороко и Г. С. Тодоров (72) Авторы изобретения

Киевский ордена Ленина политехнический институт имени 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (7l) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫБОРА УЧЕБНОЙ

ИНФОРМАЦИИ

Изобретение относится к автоматике . и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения, и может быть использовано при организации ,программированного обучения в различных учебных заведениях.

Известно устройство 1 осуществляю- . щее поиск отдельного микропленочного иэображения документа на ленте пленки, содержащей множество изображений документа и поле идентификационного кода для каждого такого изображения. Каждое поле идентификационного кода соцержит множество двоичных информациойных поэк ций, K0HTpBcTHocTh которых или способность передавать свет может выбираться либо пропускающей свет, либо перекрывающей его. Устройство содержит блок считывания, имеющий множество возбуждающих источников света. Кажный источник света зо расположен на одной прямой с соответствующей отдельной двоичной позицией выровненного поля идентифицированного кода и при возбуждении освещает эту поэицтпо.

Это устройство содержит память для хранения информации, соответствуюшую кодовому полю и идентифицирующую отдельное иэображение документа, а также логическую схему, подключенную к памяти с целью возбуждения отдельного источника света, соответствующую тем двоичным порциям, которые фактически не пропускают свет в искомом иэображении доку мента. Фоточувствительный элемент реагирует на отсутствие прохождения света через кодовое поле документа и сигнализирует о присутствии искомого изображения документа в блоке считывания.

Известно устройство g2), содержащее прозрачный или полупрозрачный,металлизнрованный экран, разделенный на множес1 во отдельных частей, На экране проектируются микрофильмы. Металлизированное покрытие каждой части экрана соединяе ся с генератором управляющего сигнала, который может генерировать множество различных сигналов, кажцыя из которых соответствует одной иэ частей экрана. -е:г-, - .: — м -езев;свкнВФй3й йюеввеэеем

3 7466

Включение генератора производится посредством прикосновения связанного с ним проводящего карандаша к покрытию одной из частей экрана. В зависимости от того, к какой части прикасается ка- рандаш, генератор вырабатывает тот или иной управляющий сигнал.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является устройство (3, сскержвщее узел пуска (фсрчпрователь сигналов) и счетчик. Однако данное устройство имеет ограниченную точность иэ-эа отсутствия адаптивного управления процессом обучения, что снижает эффективность еГо использования.

1Яелью изобретения является повыше ние точности работы устройства за счет адаптивного управления поиском информации.

Эта цель достигается тем, что s ym ройство, содержащее первый счетчик, соединенный с первым входом устройства, и формирователь сигналов, подключенный

- ко второму входу и первому выходу уст у5 ройства, введены блок памяти управляющих сигналов, второй и третий счетчики, блок памяти результатов ответа и элемент ИЛИ, один из которых соединен с третьим и четвертым входами уст- 50 ройства и с первым входом блока памяти управляющих сигналов, первые выходы кокоторого через параллельно включенные второй и третий счетчики соединены с

oAHHMrr входами втОрого элемента ИЛИ, 35 выход которого подключен к формирователю сигналов и второму выходу устройства, а другие входы — к выходу блока памяти результатов ответа, соединенного с третьим входом устройства и выходом 40 первого счетчика, подключенного к од, ним входам второго и третьего "сЧетчиков, другие входы которых соединены с пятыми входами устройства. Вторые вход и выход блока памяти управляющих сигналов 45 подключены к шестому входу и третьему выходу устройства соответственно. Входы третьего алемента ИЛИ соединены с третьим и шестым входами устройства а выход - c формирователем сигналов, 50 подключенным к четвертому входу уст ройства. к

На чертеже изображено устройство для выбора учебной информации 1, состоящее из блока памяти управляющих

55 сигналов 2, первый вход которого соединен с блоком ввода информации 3 и через элемент ИЛИ 4 с формирователем

85 ф сигналов 5, второй вход блока 2 через элемент ИЛИ 6 соединен с блоком 3, который связан с блоком. памяти результатов OTBBTB 7, с пультом преподавателя 8 и формирователем 5, а также через элемент ИЛИ 4 с формирователем 5. Вьдоды блока 2 соединены с пультом преподавателя 8, со счетчиком 9 и счетчиком 10„вторые выходы которых соединены со счетчиком l 1, подсоединенным к блоку анализа учебной информации 12 и блоку памяти 7. Выходы счетчиков 9 и 10 через элемент ИЛИ 13 соединены с формирователем 8 и с пультом преподавателя 8, выходы которого подключены также ко входвам счетчика 9 и счетчика

1О,

Устройство работает следующим обPRSOlVl

Вся обучающая информация может быть расположена на едином носителе (фотолента, бумажная лента и т. д.) со слецуюшей очередностью заполнения: сначала кадры основной программы Ар затем подпрограммы В и в конце подпрограммы С.

Такая компановка задачи на носителе отражает вероятную картину выхода на каждую подпрограмм у,. На уровне основной программы А подразумевается анализ усвояемости обучаемым поданного материала. Анализ сводится к фиксации ошибки в конкретном хадре обучающей програмl мы А. В зависимости от количества допущенных ошибок по данному кадру обучаемому предлагается информация из подпрограмм В и С или выдается. на пульт преподавателя сигнал ситуации Д, требующей вмешательства препоцавателя в процесс обучения.

В начале функционирования устройся ва 1 с канала связи с пультом преподава"теля 8 поступает команда сброса, приводящая все элементы в исходное состояние. С пульта преподавателя 8 поступает сигнал, настраивающий счетчики 9 и 10 на отсчет соответствующего количества кадров. Импульс со счетчика кадров 1 1 посту«. пает в блок памяти 7, с которого сигнал к поступает s канал связи с пультом преподавателя 8 и формирователь 5 через элемент ИЛИ 13 и идентифицируется как сигнал останова для двигателя программоносителя. Блок памяти 7 при атом оказы- вается закрыт по входу от счетчика 11.

Начинается., процесс обучении, при котором в конце каждого кадра программы

А обучаемому предлагается проверить свои знания. Обучаемый вводит отве".

746685 6 ошибки с блока 3 возбуждает шину Д в по- блоке 2, через канал связи поступает в оз- пульт преподавателя . 8 и сигнализирует е- о ситуации, при которой преподаватель ь 5 должен вмещаться в процесс обучения. пе- В случае правильного ответа обучаемым мо- на контрольные вопросы с блока 3 поступает сигнал на блок памяти 7, сбрасывая- ющий его висходное состояние,,а также

<о через элемент ИЛИ 6 поступает на сброс бот- в исходное положение регистра блока 2 и через элемент ИЛИ 4 на формирователь и 5, чем обеспечивает запуск двигателя

t программоносителя. Блок анализа 12 по!

5 сылает сигналы о прохождении программоор- носителя на счетчик 1 1, который форет- мирует импульс кадра. Этот импульс пост тупает в блок памяти 7, который закры1, вается по этому входу. и формирует на

20 выходе сигнал, поступающий через элемент л ИЛИ 13 в формирователь 5, в пульт префор- подавателя 8, что вызывает останов двив- гателя программоносителя.

Устройство 1 ожидает результата контроля дозы информации, представленной обучаемому. ред; Предлагаемое устройство может быть использовано при построении адаптивных ор- обучающих систем, в которых информация

30 расположена на едином носителе (фотоленв та, бумажной ленте и т. д.). в- Предлагаемое устройство повышает качество обучения за счет анализа ответа обучаемого и акцентирования внимания и обучаемого на наиболее важных местах и. материала с помощью подпрограмм В и С т- в зависимости от результатов анализа.

Устройство не позволяет перейти к слей дующей дозе учебного материала пока обу40 Ф о- чаемый не ответит правильно на контрося льные вопросы. Этим достигается качеств венная проработка учебного материала и появляется возможность дифференцированно проводить учебный процесс, учитывая индивидуальные способности обучаемых. который в блоке 3 записывается и ана лизируется . Сигнал ошибочного ответа ступает в блок 2, в результате чего в буждается шина В блока 2, а через эл мент ИЛИ 4 поступает в формировател

5 и переводит его в состояние, обес чивающее отработку двигателя програм носителя. в направлении подпрограмм В и С. Этот сигнал поступает в канал св зи с пультом преподавателя 8. Двигатель программоносителя начинает стра ку в направлении подпрограммы В, С блока анализа учебной информаци

12 поступают импульсы на счетчик 11 . который формирует импульс при прохож пении очередного кадра программы. Сф мированные импульсы поступают на сч чик 9. Как только счетчик 9 отсчитае заданное количество кадров программь с его выхода снимается импульс, посту пающий через элемент ИЛИ 13 в кана связи с пультом преподавателя 8 и в мирователь 5, что обеспечивает остано ку двигателя программоносителя.

Обучаемому предлагается ознакомит ся с дополнительной информацией из по программы В. После ознакомления с п ложенным материалом обучаемый подае команду с помощью блока ввода З в ф мирователь 5 . При этом двигатель пр граммоносителя начинает отрабатывать сторону основной программы А, на уро не которой была зафиксирована.ошибка

Повторяются вышеописанные операции, но при этом программа возвращается н заданное ранее количество кадров каза

Если обучаемый снова дает неверный о вет,что фиксируется блоком 3, то на блок 2 поступает сигнал, возбуждающи шину С. Одновременно сигнал ошибки п ступает в формирователь 5, и начинает поиск кадра подпрограммы консультаци

С, отстоящей на опре деленном количеств ве кадров от основной программы. Как только в блоке анализа 12 появляется заданный кадр программы консультации

С со счетчика 10 снимается сигнал, переводящий формирователь 5 в исходное состояние. Сигнал со счетчика 10 поступает в канал связи с пультом преподава5D теля 8, где интерпретируется как сигнал останова двигателя программоносителя.

После ознакомления с консультационным материалом обучаемый командой с блока

3 возвращается к кадру основной программы А. Если обучаемый снова делает ошибку при ответе на контрольные вопросы того же кадра программы A то сигнал формула изобретения

Устройство для выбора учебной информа ции, содержащее первый счетчик, соединенный с первым входом устройства, и формирователь сигналов, подключенный ко второму входу и первому выходу устройства, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности работы устройства за счет адаптивного управлевторые вход и выход блока памяти управляющих сигналов подключены к шестому входу и третьему вхоцу устройства соот ветственно, выходы третьего элемента ИЛИ соединены с третьим и шестым вхопами устройства, а выхоц - с формирователем сигналов, понключенным к четвертому вхощ устройства.

Источник и информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США ¹ 3757091, НКИ, 235-61.11 Е, опублик. 1973.

2. Заявка Японии № 50-10727, НКИ. 1039 i, опублик. 1975.

3. Анисимов B. B. и Бабий В. И. Конструктивные особенности обучающего комплекса ОП-5. Труды МВТУ, им. Баумана вып. 188, с. 50, М., 1974 (прототип).

7,;:. 746685 ния поиском информации, оа "2Ьдержит блок памяти управляющих сигналов, второй и третий счетчики, блок йамяти результатов ответа и элементы ИЛИ, один из которых соединен с третьим и четвертым входами устройства и с первым вхопом блока памяти управляющих сигналов, первые выходы которого через параллельно включенные второй и третий счетчики соединены с оцними вхопами второго эле- 16 мента ИЛИ, выход которого пспключен к формирователю сигналов и второму выходу устройства, а другие входы — к выхопу блока памяти результатов ответа, соединенного с третьим входом устрой- И ства и выходом первого счетчика, подключенного к одним входам второго и третьего счетчиков, пругие входы которых со единены с пятыми вхопами устройства, Составитель Т. Ничипорович ,Редактор Л. Утехина Техред Ж.Кастелевич Корректор E. Папп

Заказ 3958t44 Тираж 465 По пписное

ЦНИИПИ Госудаюственного комитета СССР по пелам изобретений и открытий

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная. 4