Станок для многослойной реверсивной намотки тороидальных катушек

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

« йтеи юю ф ч ф ч®аеерей б,чб

ОП И

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Рестгубпик ()746754

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 27.12.77 (21) 2561959/24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет— (51) М. Кл.

Н 01 F 41/08

Гооудерстееииый комитет

СССР ло делам иаебретеиий и открытий (53) УДК 621.316..5 (088.8) Опубликовано 07.07.80. Бюллетень №25

Дата опубликования описания 17.07.80 (72) Авторы изобретения

В. В. Золотов и М. С. Рипс (71) Заявитель (54) СТАНОК ДЛЯ МНОГОСЛОЙНОЙ РЕВЕРСИВНОЙ

НАМОТКИ ТОРОИДАЛЬНЫХ КАТУШЕК

Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления тороидальных катушек и может быть использовано в электротехнической и приборостроительной промышленности.

Известны станки для намотки тороидальных катушек, содержащие челнок, шпулю, электродвигатель перемещения челнока, осуществляющий вращение и реверс каркаса через ременную передачу, систему зубчатых колес, кулисный механизм, храповой механизм, систему зубчатых колес, червячную 10 передачу на вертикальный вал и через систему зубчатых колес к роликам зажима каркаса (1).

Недостатком этих устройств является невозможность получения качественной много35 слоинои намотки тороидальных катушек изза возникновения наростов и завалов слоев у тор цов к атуш ки пр и реверсе.

Наиболее близким к предложенному станку является реверсируемый электрический привод, содержащий электродвигатель пере- 2о менного тока, подключенный к сети через контакты магнитных пускателей прямого и обратного хода, связанных с соответствующими концевыми выключателями (2).

Однако конструктивное и схемное выполнение этого устройства не позволяет использовать его в станках для намотки тороидальных катушек для получения качественной многослойной реверсивной намотки без наростов и завалов слоев провода у торцов катушки.

Целью изобретения является повышение качества намотки путем устранения наростов и завалов слоев провода у торцов катушки.

Это достигается тем, что станок для многослойной реверсивной намотки тороидальных катушек, содержащий электродвигатель перемещения челнока, электродвигатель перемещения каркаса, подключенный через контакты реверсивного пускателя и регулятор напряжения к сети переменного тока, замыкающие и размыкающие концевые контакты включенные в цепи питания катушки реверсивного пускателя и реле управления, снабжен реле ускорения вращения электродвигателя перемещения каркаса и реле времени ускоренного вращения, причем вход реле времени через параллельно соединенные замыкающие контакты концевого выключателя и реле управления подключен к отрицательному полюсу источника питания, выход ре746754 напряжения к сети переменного тока, параллельно которому включены замыкающие кон-

2$

30 ле времени подключен к катушке реле ускорения вращения электродвигателя перемещения каркаса, замыкающие контакты которого включены параллельно регулятору напряжения.

На чертеже представлена принципиальная схема станка.

Он содержит электродвигатель 1 перемещения челнока, осуществляющий вращение челнока 2, шпулю 3, резиновые ролики 4 для зажима каркаса 5, соединенные через зубчатые колеса 6 с электродвигателем 7 перемещения каркаса, подключенным к сети переменного тока через контакты 8 реверсивного пускателя 9 и регулятор 10 кающие контакты 14 и 15 концевого выключателя 16 и реле управления 17 подключен к отрицательному полюсу источника питания, а выход подключен к катушке реле

12 ускорения вращения электродвигателя перемещения каркаса. Цель реле управления

17 коммутируется контактами !8 концевого выключателя 19, а в цепь питания катушки реверсивного пускателя 9 включены последовательно контакты 14 и параллельно соединенные замыкающие контакты 20 и 21.

С валом электродвигателя 7 перемещения каркаса связаны поворотные упоры 22, закрепленные на оси с возможностью установки любого заданного угла намотки секций тороидальной катушки.

Реле времени 13 состоит из транзистора 23, в цепь база-эмиттер которого включены последовательно резистор 24, конденсатор 25 и параллельно соединенные диод 26 и резистор 27. Регулятор 10 напряжения переменного тока состоит из диодного моста

28, транзисторов 29, 30 и резисторов 31, 32 и 33.

Станок работает следующим образом.

При включении станка электродвигатель

1 перемещения челнока обеспечивает необходимое вращение челнока 2 со шпулей 3, а электродвигатель 7 перемещения каркаса — вращение каркаса 5 с определенной скоростью (в зависимости от шага намотки), устанавливаемой резистором 33 регулятора

10 напряжения переменного тока.

Допустим, что вращение каркаса 5 первоначально осуществляется по часовдй стрелке, при этом в момент нажатия нижнего упора 22 на концевой выключатель 19 происходит срабатывание реле управления 17, которое замыкающим контактом 21 включает реверсивный пускатель 9, а замыкающим контактом 15 подает сигнал (замыкает цепь питания « — ») на реле времени 13 ускоренного вращения. При этом реверсивзз

so

$$ ный пускатель 9 перебрасывает свои контакты 8 и 20, реверсирует электродвигатель 7 перемещения каркаса и становится на самоблокировку, а транзистор 23 реле времени 13 ускоренного вращения отпирается, и реле 12 ускорения вращения электродвигателя перемещения каркаса срабатывает. Одновременно конденсатор 25 заряжается через диод

26 до величины напряжения питания U.

Реле 12 ускорения вращения электродвигателя перемещения каркаса своим контактом

11 шунтирует регулятор 10 напряжения переменного тока, и на обмотку управления электродвигателя 7 перемещения каркаса подается полное (максимальное) напряжение

U. В результате этого электродвигатель 7 перемещения каркаса и, следовательно, каркас 5, изменяет направление движения и с максимальной скоростью начинает вращаться против часовой стрелки. При этом нижний упор 22 отходит от концевого выключателя 19, и реле управления 17 обесточивается, размыкая свои контакты 15 и 21.

После размыкания контактов реле управления 17 транзистор 23 поддерживается некоторое время в открытом состоянии током разряда конденсатора 25 через переход эмиттер -база и резисторы 24 и 27. После этого транзистор 23 запирается, и реле 12 ускорения вращения электродвигателя перемещения каркаса обесточивается, размыкая свой контакт 11, и электродвигатель 7 перемещения каркаса продолжает вращение против часовой стрелки (так как реверсивный пускатель 9 стоит на самоблокировке) со скоростью, первоначзльно установленной резистором 33 регулятора 10 напряжения переменного тока. Время выдержки на отпускание реле 12 ускорения вращения электродвигателя перемещения каркаса выбирается опытным путем при настройке станка на определенное наматываемое изделие и устанавливается резистором 27. При вращении каркаса 5 против часовой стрелки в момент нажатия верхнего упора 22 на концевой выключатель 16 происходит обесточивание реверсивного пускателя 9, и через контакт 14 концевого выключателя 6 подается сигнал на реле времени 13 ускоренного вращения.

В результате этого переключающие контакты 8 реверсивного пускателя 9 перебрасываются, реверсируя электродвигатель 7 перемещения каркаса с максимальной скоростью, так как срабатывает реле 12 ускорения вращения электродвигателя перемещения каркаса и своим контактом 11 зашунтирует регулятор 10 напряжения переменного тока.

После первоначально установленной выдержки реле 12 ускоре ния вра щения электродвигателя перемещения каркаса продолжает вращать каркас 5 по часовой стрелке с определенной заданной скоростью. Далее процесс намотки продолжается аналогично.

Ускоренное вращение двигателя перемещения каркаса после реверса обеспечи746754

Формула изобретения

Составитель,г1. Шилов

Редактор T. Загребельная -Техред К. Шуфрич Корректор М. Шароши

Заказ 3962/45p, Тираж 844 Подписное

ЦНИИГ1И Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

5 вает мгновенное выбирание всех люфтов в механической части станка, чем устраняет появление наростов и завалов слоев провода у торцов катушек.

Экономическая эффективность Ьт использования изобретения состоит в повышении качества продукции и производительности труда.

Станок для многослойной реверсивной намотки тороидальных катушек, содержащий электродвигатель перемещения челнока, электродвигатель перемещения каркаса, подключенный через контакты реверсивного пускателя и регулятор напряжения переменного тока, замыкающие и размыкающие концевые контакты, включенные в цепи питания катушки реверсивного пускателя и реле управления, отличающийся тем, что, с целью

6 повышения качества намотки путем устранения наростов и завалов слоев провода у торцов катушки, он снабжен реле ускорения вращения электродвигателя перемещения каркаса и реле времени ускоренного вращения, причем вход реле времени через параллельно соединенные замыкающиеуконтакты концевого выключателя и реле управления подключен к отрицательному полюсу источника питания, выход реле времени подключен к катушке реле ускорения вращения электродвигателя перемещения каркаса, замыкающие контакты которого включены параллельно регулятору напряжения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе !. Серебреницкий П. П. Чехов В. Н.

Механизация и автоматизация намоточных работ в электроприборостроении. М., Энергия, 1965, с. 114 — 117, рис. 65.

2. Порудоминский В. В. Устройства переключения тра нсфор маторов под нагрузкой

М., Энергия, 1974, с. 197 — 200, рис. 8 — 4.