Привод независимого вала отбора мощности транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

0 П И Н И Е »747746

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Соеетскик

Социалистических

Ресттубник (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 19.04.77 (21) 24768?9/27-11 (51) М. Кл. с присоединением заявки . А ——

В 60 К 17/28

Гесударствеиный комнтет (23) Приоритет—

Опубликовано 15.07.80. Бюллетень №26

Дата опубликования описания 25.07.80 (53) УДК 629.113. .О! 2,582 (088.8) ео делам наобретеквй и открытий

И. П. Ксеневич, Л. С. Солонскнй, С. И. Назаров, А И. Бобровник и В. A. Вагин (72) Авторы изобретения

Центральный научно-исследовательский институт механизации и электрификации сельского хозяйства 11ечерноземной зоны СССР и Минский тракторный завод (7I) Заявители (54) ПРИВОД НЕЗЛВИСИМОГО ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области транспортного и сельскохозяйственного машиностроения и может быть использовано для транспортных средств, например, тракторов, которые агрегатируются с сельскохозяйственными машинами, имеющими привод от независимого вала отбора мощности.

Известен механический привод для передачи всей мощности двигателя, например, тракторов, содержащий, с целью получения независимого привода рабочих органов сельскохозяйственных машин, механизм соединения вала отбора мощности с валом двигателя и дополнительно редуктор для привода сельскохозяйственных машин, имеющих частоту вращения 540 об/мин и

1000 об/мин (I j.

Указанные частоты вращения вала соответствуют частоте вращения коленчатого вала двигателя трактора при е.о номинальной мощности.

При резком увеличении момента сопротивления или переводе работы двигателя на другой скоростной режим, например с .регуляторной характеристики на частичный„ частота вращения коленчатого вала двигателя может уменьшиться на 40 /о, а про2 порциональной ей изменяется и частота вращения независимого вала отбора мощности, что может привести к резкому ухудшению качества работ, выполняемых рабочим органом сельскохозяйственной машины,нарушению технологического процесса, значительному изменению мощности на привод рабочего органа. Поэтому при небольшой загрузке двигателя возможности выбора скоростного режима трактора с использованием всережимного регулятора, позволя>0 ющим работать с меньшим расходом топлива на 7 — I0% ограничены.

Известен также привод независимого вала отбора мощности транспортного средства, оборудованного гидрообъемной передачей с органом управления, содержащей при водимый от двигателя транспортного средства гидронасос, гидравлически связанный с гндромотором, и механизм соединения вала отбора мощности с валом гндромотораЯ).

В таком приводе режим работы независимого вала отбора мощности, не зависящей от скорости движения, обеспечивается путем выведения из зацепления шестерни, связанной с осью ведущих колес и соединения ее с гидромотором.

747746

1 I 0 0 f1. (0, I f f v 3 II ц Я с 10! Я !123 f f f H! f Il H f P 3 k! (1 иснмого вяля отбо!23 моц(ности уст(1!IЯ Или.

БЯ(»Tcи PñÃÓëf1PÎÂß f1f(Pì Ifàñîñà. Б ЗЯ вf!cu;f0(T(:. от величины передаваемой мощности иа привод рабочих органов сельскохозяйстBPf1ff0 If мЯши!Iы !2!»((3 à п()ДЯч((TOÈ»l Я вя Устанавливается ня .определенную подачу топлива, а Органом управления гндрообъемиой пepe ((За(и p(гулирустся,(000 ((2д((м3я (3(10Т3 Bp3 I(I(н13я Bcl»!3 ОтбОря if(!((If(0cTI!.

П)2и измене!(ни момент(! соп!Зотивления агрегата, его массы. например, на пи(есенин удобрений и вы!И>лнении работ иа полях с иевысявне((иои поверхностью, тракторист

HP может одповрсменио выбирать наиболее экономичный режим работы двигя геля и своев:2еменно регул ироватH гидрооб.ьемную передачу иа заданную в доиусгимых пределах частоту вращения вяла отбора мощности.

Цель(0 изобретения является иоддер>каи(с заданной частоты вращения независимого вяла отбора мощ юсги при переменI(3 f P, 3I(3X H P3 f2(2TP ДВИГHTP»(II ТРЯнспортного средства на различных скоростных режимах путем автоматического регулирования передаточного отношения гидрообъемной передачи и изменения подачи топлиня в двигатель транспортного средства.

Поставленная цель достигается тем, что предлагаемый привод снабжен л.тройством для автомяти !еского поддержания заданной гястоты вращения независимого валя отбора мощности, выполненного в виде центробежного датчика, приводимого во вращение от вала гидромотора, и гидравлического поршневого сервомотора, полости которого сообщены с источником давления рабочей жидкости и и!дробаком посредством управляемого распределителя, причем шток поршня упомянутого сервомотора снабжен двуплечим рычагом, одно плсчо которого связано с органом управления гидрообъемной передачи, а другое — с рычагом управления подачей топлива двигателя транспортного средства через подпру>киненны(! толкатель, при этом подвижный элемент центробежного датчика последовательно соединен посредством рычага с органом управления распределителя и со штоком поршня сервомотора.

Привод снабжен рычагом ручного управления, связанным посредством упругого элемента с подвижным элементом центро! бежного датчика.

На чертеже изображена схема предлагаемого привода.

Вал двигателя 1 транспортного средства через шестерни 2 и 3 связан с регулируемым насосом 4, питающим гидромотор 5. Йя валу гидромоторя закреплены шестерни 6 и 7, постоянно сцепленные с шестернями 8 и 9.

На валу 10 отбора мощности установлена подвижная му(рта 11, которая может выборочио соединять вал с шестерней 9, связан иой с вялом гидромотора и с шестерней 12, соедине(пюй с осью в(дугцих колес. Шестер ня 8 приводит ВО Вращение центробежный датчик 13 устройства для автоматического поддержания заданной частоты вращения, содержа(цего также рычаг 14 ручного управл(.ния, связанный через упругий элемент

15 с подвижным э(!е((!ентол(16 центробежного датчика 13, вкл(очающий также гидравлический поршневой сервомотор 17.

Шток 18 поршня сервомотора через двуплечнй рычаг 19 соединен с органом 20 управления гидрообъемной передачей и подпружиненным толкателем 2! с рычагом 22 управления подачей топлива двигателя транспортного средства.

Устройство работает следующим образом.

Мо(циость от двигателя через шестерни 2 и 3 передается к гидрообъемной передаче 4 н 5 далее через шестерни 7, 9 и подвижную му(рту ! к валу 10 отбора мощности.

Установка заданной частоты вращения независимого валя 10 отбора мо(цности производится рычагом !4 ручного управления, взаимодействующим через упругий элемент

15 с (Ic ffòðîápæíûì датчиком 13.

Поддержание заданной частоты вращения осуществляется устройством для автоматического поддержания частоты вращения вяла. 14ентробе2княя сила грузов центробежного датчика 13 уравновешивается силой упругого элемента 15.

При увеличении момента сопротивления на валу отбора мощности или уменьшении скорости вращения коленчатого вала двигателя частота в ра щен ия центробежного датчика 13 уменьшается и равновесный режим нарушается. Под действием упругого элемента 15, например, пружины со штоком 18, перемещается поршень сервомотора, который через двуплечий рычаг 19 изменяет положение органа 20 управления гндрообьемной передачей и рычага 22 управления подачей топлива двигателя транспортного средства.

В результате передачи мощности на привод вала отбора мощности частота вращения увеличивается. Движение штока 18 сервомотора продолжается вверх или вниз до тех пор, пока- не устранится отклонение частоты вращения от заданного значения.

В зависимости от выбранной жесткости упругого элемента 15 пружины толкателя

2I и нагрузочных характеристик гидрообъемной передачи и двигателя гранспортного средства, поддержание заданного режима может осуществляться ка к с последовательным, так и параллельным изменением положений органа 20 управления гидрообьемной передачи и рычага 22 управления подачей топлива двигателя транспортного средства.

В приводе независимого вяла отбора мощности можно использовать гидрообъем?47746

5 ную передачу с регулируемым насосом ил мотором.

Использование предлагаемой конструкции привода позволяет поддерживать в допустимых пределах заданный скоростной режим рабочих органов сельскохозяйственных

S машин, в результате этого знацительно повышается качество выполняемых работ, например, на внесении удобрений устраняются отрицательные влияния от неравномерного внесения удобрений, неравномерное созревание хлебов, более поздняя готовность полей к уборке, снижение производительности уборочных машин, удлинение сроков уборки, самоосыпание зерна, потери на уборке неподобранными колосьями несрезанными стеблями и др.

Урожайность зерновых только за счет 1> качественного внесения минеральных удобрений увеличивается на 3 — 5 ц/га, à органических 3 — 6 ц/га.

Автоматическое поддержание заданного скоростного режима независимого вала отбора мощности значительно упростит управление транспортным агрегатом, позволит полнее использовать регулирование скоростного режи ма тра нспортного средства всережимным регулятором, что приведет к меньшему расходу топлива.

zs, Формула изобретения !. Привод независимого вала отбора мощности транспортного средства, оборузо дованного гидрообъемной передачей с органом управления, содержащей приводимый от двигателя транспортного средства гидронасос, гидравлическн связанный с гидромотором, и механизм соединения вала отбора мощности с валом гидромотора, отличающийся тем, что, с целью поддержания заданной частоты вращения независимого вала отбора мощности при переменных нагрузках и работе двигателя транспортного средства на различных скоростных режимах путем автоматического регулирования передаточного отношения гидрообъемной передачи и изменения подачи топлива в двигатель транспортного средства, он снабжен устройством для автоматического поддержания заданной частоты вращения независимого вала отбора мощности, выполненного в виде центробежного датчика, приводимого во вращение от вала гидромотора, и гидравлического поршневого сервомотора, полости которого сообщены с источником давления рабочей жидкости и гидробаком посредством управляемого распределителя, причем шток поршня упомянутого сервомотора снабжен двуплечим рычагом, одно плечо которого связано с органом управления гидрообъемной передачи, а другое плечо— с рычагом управления подачей топлива двигателя транспортного средства через подпружиненный толкатель, при этом подвижный элемент центробежного датчика последовательно соединен посредством рычага с органом управления распределителя и со штоком поршня сервомотора.

2. Привод по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен рычагом ручного управления, связанным посредством упругого элемента с подвижным элементом центробежного датчика.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Корсун H. А. Агрегатнрование тракторов T-150 и Т-150К с сельскохозяйственными машинами. М., «Машиностроение», 1975.

2. Авторское свидетельство СССР № 507464, кл. В 60 К 17/10, 19?5 (прототип) .

747746

Составитель В. Ухнин

Редактор М. Харитонова Техред К. Шуфрнч Корректор М. Шароши

Занан 4149(1 O Тираж 763 Подписное!.1,НИИИ И Государственного комитета СССР по делам изобретениЯ и открытий

1 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал !1ПП аПатентъ r. Ужгород, ул. Проектная, 4