Устройство для поворота колес полуприцепа транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскик
Социалистичесиик
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ii>747764 (61) Дополнительное к авт, свид-ву (51)М. Кл.
В 62 Q 13/02 (22) Заявлено 140478 (21.)2628036/27-11 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Государственный комитет
СССР но дедам изобретений и открытий
Опубликовано 150780. Бюллетень ¹ 26 (53) УД) (629.113. .014.5 (088.8) Дата опубликования описания 150780 (72) Авторы изобретения
Н.А.Михеев, Ю.Н.Адамов, A.Ã.Èùåíêî и С.С.Куделькин
Саратовский филиал института организации, механизации и технической помощи строительству (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВОРОТА КОЛЕС
ПОЛУПРИЦЕПА ТРАНСПСРТНОГО СРЕДСТВА
1О
Изобретение относится к бильному транспорту.
Известно устройство для поворота колес полуприцепа транспортного средства, содержащее поворотный круг, связанный с управляемыми колесами полуприцепа и взаимодействующий с управляемым кругом, закрепленным на седельной плите транспортного средства, и копир (1) .
Такое устройство допускает увеличение угла складывания автопоезда при маневрировании, однако величина передаточного отношения механизма управления не постоянна, а изменяется от максимального в среднем положении до нуля в момент выхода ролика копира из радиального паза тяговой балки, что приводит к увеличению габаритной полосы движения автопоезда при поворотах. Кроме того, в связи с тем, что оси вращения копира и тяговой балки разнесены,та- 25 кие устройства при попытках увеличения угла поворота тяговой балки и снижения контактных напряжений в месте взаимодействия ролика с пазом становятся громоздкими.
Цель изобретения — повышение маневренности путем увеличения допустимого угла складывания автопоезда
1 обеспечение постоянства передаточного отношения привода управляемых колес полуприцепа в пределах допустимого угла их поворота и уменьшение габаритных размеров устройства.
Это достигается тем, что управляющий и поворотный круги расположены соосно, причем поворотный круг снабжен шарнирно установленными собачками для взаимодействия с радиальными выступами управляющего круга и профилированными пазами копира, неподвижно установленного на раме полуприцепа.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, вид сверху; на фиг. 2 то же, в момент, предшествующий сцепке, вид сбоку; на фиг. 3 — развернутая схема предлагаемого устройства; на фиг. 4 — 9- положения звеньев автопоезда и соответствующие им положения управляющего и поворотного кругов при различных углах складывания
g< автопоеэда.
Тягач 1,снабженный седельной плитой 2,образует автопоезд с полуприце
747764 пом З,на раме которого смонтирован жесткий копир 4 и, шарнир 5 с вертикальной осью вращения, на котором установлены и могут вращаться понорот— ный круг 6, соединенный приводом 7 с управляемыми колесами, и управляющий круг 8, жестко соединенный со шкворнем 9 и клином 10. В поворотном круге б шарнирно установлены две собачки 11 и 12, которые одновременно взаимодействуют с радиальными ныступами 13 управляющего круга 8 и профиль11ым>л пазами 14 и 15 копира 4.
Устройство работает следующим образом.
При повороте тягача 1 относительно полуприцепа 3 вместе с седельной плитой 2 поворачивается управляющий круг 8, который за собачку
11 понорачинает поворотный круг
6, а он н свою очередь, принодит в действие привод 7 управляемых колес полуприцепа. Верхние выступы собачек 11 и 12 скользят по про(",ильным пазам 14 и 15 копира 4, пе давая возможности собачкам выйти из зацепления с управляющим кругом 8.
При достижении коле-.ами предельно допус-.тимого угла поворота, что соотвЕтствует oпределенному углу складывания („автопоезда (при»(„= 40 ), ведущая собачка 11 под действием п1? Офил 1.:1(ой поверх11ости 11аз а 14 копи— ра 4 ныхо Br» из. зацепления с управляю((1им кругом 8. Вторая собачка 12 находится в зто время в зацепле "I,и
С УПР ан!1ЯЕОЩИГЛ I(PУ OMУ 11О Н аГР УЗ КИ н е 11!a p (д а Р 1 .
При дальнейшем ITOBop0(е 1ягача. 1 атно(:ительн и(!ëóïI ицепа 3 упран— л яю1(1и>1 кру 1 8 н е 11е1> Ода РT ус11ли я поворота 11а поворотный круг б, ко— ! Орый 1афи ксир(? в ан в Од1 .Ом пОЛОжР11ии; т а к к а к Б I ж(1 е 1>1! i а я и 3 1 а 1, р 1 1 л Р и и л с О бачка 31 оказывается запертой н профилирoBаHном пазу 4 ИРПОдви>Г(нo> О ксniipa 4 наружной цил11ндрической
1!cHppxI-1ocTBI(> управляющего круга 8.
Г11 и этОм p I. О I скла|(ынания 1(автО поезда может достигать 90-100, а
ylол повороzа управляемых колес полуприцепа„ с целью сохранения поперечнойл устойчивости, не превышает определенной величины (40 н даной о схеме) .
При уменьшении угла складывания автопоезда управляющий круг 8, жест— ко соединенный с седельной плитой 2 тягача 1„ начинает вращаться в одну сторону относительно полуприцепа 3„ и радиальным выступом, нажимая на собачку 12, приводит во вращение поворотный круг б. Собачка 11, скользя верхним выступом по профильной поверхности 14 копира 4,, входит в зацепление с управляющим кругом 8.
15 Поворотный круг принодит н действие привод 7 управляемых колес.
Формула изобретения
Устройство для поворота колес полуприцепа транспортного средства, содержащее поворотный круг, связан— ный с управляемыми колесами полуприцепа и взаимодействующий с управляющим кругом, закрепленным на седельной плите транспортного средства, и копир, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, ;ю повышения маневренности путем увеличе11ия допустимого угла складывания антопоезда, обеспечения постоянства передаточногo отношения привода управляемых колес полуприцепа н пределах допустимого угла их поворота и уменьшения габаритных размеров устройства, упранляюший и поворотный круги расположены соо(но, причем поворотный круг снабжен шарнирно установленными собачками для взаимодействия с ра4Î диальными выступами управляющегo круга и профилированн1лми пазами копира, неподвижно установленного на раме полуприцепа.
Источники информации, 4 принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
".> - 455030, кл. В62 >? 13/02, 1974 (прототип) .
747764
Biz.7
P
Составитель В.Ионова
4г.9 едактор M.Õàðèòîíoâà Техред Л. Теслюк Корректор М, Демчик
Заказ 4152/ll Тираж 730 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4